Правовое регулирование создания, деятельности и прекращения юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 10:54, курсовая работа

Описание

Человек издревле, (с момента возникновения государства и права) считается субъектом права, однако он является субъектом не только и не столько потому, что в силу своего рождения наделен правоспособностью, а в силу того, что государство посредством правовых норм наделяет его способностью иметь права и обязанности. Однако указание лишь на человека как субъекта права не соответствовало определенным запросам соответствующих групп людей и государства в силу того, что возникали такие объединения людей и объединение имуществ, которые необходимо было отделить от лиц, их создающих (учреждающих), в них участвующих.

Содержание

Введение…………………………………………..……..…..……..……..3
1) Понятие, признаки, виды юридического лица………………………..4
2) Порядок образования юридического лица…………………………...10
3) Прекращение деятельности юридического лица…………………….14
Заключение…………………………………………………………..…...31
Список использованная литература…………………...………….......33

Работа состоит из  1 файл

0846020_0B166_kursovaya_rabota_pravovoe_regulirovanie_sozdaniya_deyatelnos.doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

2. Порядок создания юридического лица

Юридические лица создаются по воле их учредителей. В интересах всех участников рыночных отношений государство осуществляет контроль за соблюдением законности создания новых участников гражданского оборота посредством обязательной государственной регистрации юридических лиц.

Юридические лица могут создаваться  собственником имущества или  уполномоченным им органом (учреждения, унитарные предприятия), учредителями создаваемого юридического лица (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), ассоциации и союзы, учредители фондов, которые после образования фонда непосредственного участия в их деятельности не принимают).

Единого акта законодательства Республики Беларусь, регулирующего создание юридических лиц, не существует, но имеются акты законодательства, которые определяют порядок создания отдельных видов юридических лиц. В частности, Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования.

Они входят в систему органов исполнительной власти и являются 
органами местного управления. Особенности создания акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью, производственных кооперативов определены соответственно законодательством об этих обществах и кооперативах. То же следует сказать об особенностях создания некоммерческих юридических лиц.

В зависимости от особенностей, которыми обладают юридические лица соответствующих видов, законодательством определен порядок или способ создания юридических лиц:

- распорядительный,

- разрешительный,

- явочно-нормативный.

Распорядительный способ создания юридических лиц — юридическое лицо создается (возникает) по распоряжению (решению) собственника имущества или уполномоченного им органа. В таком порядке создаются государственные юридические лица. Органы Республики Беларусь и органы административно-территориальных единиц в пределах своей компетенции издают постановления, приказы или распоряжения о создании юридических лиц. Некоторые государственные юридические лица создаются не на основе властных предписаний, а путем выборов, например Советы.

В разрешительном порядке создаются юридические лица по инициативе граждан или каких-либо организаций, но после получения на это согласия компетентного органа государства либо общественного объединения. Соответствующий орган, во-первых, проверяет, соблюдено ли законодательство о создании такого вида юридических лиц, во-вторых, независимо от положительного ответа на этот вопрос принимает решение, следует ли разрешить создание данной организации, пользующейся правом юридического лица. Таким способом создаются, в частности, предприятия с иностранными инвестициями.

При явочно-нормативном порядке не требуется разрешения на образование юридического лица, поскольку оно разрешено законодательством. Граждане или организации вправе свободно по своему усмотрению образовать юридическое лицо. Орган государства должен лишь проверить, соблюден ли установленный законодательством порядок. В явочно-нормативном порядке образуются частные унитарные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, политические партии, профессиональные союзы и иные общественные объединения, фонды на основе добровольных имущественных взносов (преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно-полезные цели), объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Законность создания таких юридических лиц проверяется при их государственной регистрации.

Явочно-нормативный способ создания юридических лиц часто именуют  регистрационным, поскольку юридические лица образуются решением собственника или в соответствии с учредительным договором нескольких физических и (или) юридических лиц с последующей регистрацией созданного юридического лица.

Независимо от способа создания все юридические лица подлежат государственной  регистрации в порядке, определяемом законодательными актами. Юридическое  лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (пп.1 и 2 ст.47 ГК). Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом.

Вновь созданные (реорганизованные) хозяйственные  товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия (коммерческие организации), потребительские кооперативы, учреждения, финансируемые собственником (некоммерческие организации), объединения коммерческих организаций, объединения коммерческих и некоммерческих организаций регистрируются и перерегистрируются в порядке, установленном Положением, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11(в редакции Декрета №29 от 17.12.2002 г.) «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования».

Органы, осуществляющие государственную регистрацию (перерегистрацию) юридических лиц, определены соответственно Положением от 16 марта 1999 г. 11.

Государственная регистрация  юридических  лиц осуществляется в соответствии с п. 13 Положения от 16 марта 1999 г.

Государственная регистрация субъектов хозяйствования, занимающихся преимущественно производственной деятельностью, осуществляется горисполкомами областных центров.

Регистрация (перерегистрация) политических партий, республиканских профессиональных союзов, международных и республиканских общественных объединений осуществляется Министерством юстиции; территориальных профессиональных союзов, местных общественных объединений — управлениями юстиции облисполкомов, Минского горисполкома на основании заключения Республиканской комиссии по регистрации (перерегистрации).

В соответствии с установленной  процедурой государственной регистрации в регистрирующий орган представляются документы, перечень которых установлен пп. 23—29 Положения от 16 марта 1999 г.

На основании решения о государственной регистрации регистрирующий орган вносит сведения о юридическом лице в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и выдает свидетельство о государственной регистрации установленного Советом Министров Республики Беларусь образца. Руководителю зарегистрированной организации выдается удостоверение. Порядок выдачи удостоверения руководителю коммерческой (некоммерческой) организации и форма удостоверения руководителя коммерческой (некоммерческой) организации утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 апреля 1999 г. № 551.

Отказ от государственной регистрации  допускается по основаниям, предусмотренным  пп. 40—41 Положения от 16 марта 1999 г. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в судебном порядке [3].

 

 

 

 

3. Прекращение деятельности юридического лица

Как известно, деятельность юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей регулируется значительным количеством нормативных правовых актов. Субъектам предпринимательской деятельности необходимо их знать и строго соблюдать, так как в противном случае может возникнуть множество негативных последствий вплоть до ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя).

Ликвидация (прекращение деятельности) субъекта хозяйствования как принудительная мера воздействия является самой строгой и крайней из всех имеющихся мер [8].

Одним из порядков ликвидации является реорганизация. Реорганизация одновременно влечет как прекращение, так и возникновение юридических лиц. Сущность реорганизации юридического лица состоит в том, что ее последствием является  общее (универсальное) правопреемство.

Статья 53 ГК содержит исчерпывающий  перечень видов реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

Это означает, что реорганизация  юридического лица может быть произведена только в одной из пяти названных форм. Если же реорганизация будет проведена в какой-либо иной, не предусмотренной ст. 53 ГК, форме, то такая реорганизация будет представлять собой сделку, не соответствующую законодательству. Как известно, в силу ст. 169 ГК такая сделка ничтожна.

При слиянии прекращается самостоятельное существование нескольких юридических лиц (возможно слияние как двух, так и большего количества юридических лиц), и на их базе образуется новое юридическое лицо [2, п.1 ст.54 ГК].

В случае присоединения одно (либо несколько) юридическое лицо вливается в другое и перестает существовать как таковое, а другое (к которому оно присоединено) продолжает свое существование [2, п.2 ст.54 ГК].

При разделении на базе завершившего существование юридического лица возникает не менее двух новых юридических лиц [2, п. З ст.54 ГК].

При выделении юридическое  лицо продолжает функционировать в прежнем качестве, но часть его имущества обособляется и появляется новое юридическое лицо либо несколько новых юридических лиц. Выделение следует отличать от разделения, а также с тем случаем, когда одно юридическое лицо выступает учредителем другого юридического лица и вносит имущество в уставный фонд вновь создаваемого юридического лица [2, п.4 ст.54ГК].

В случае преобразования юридическое  лицо прекращает свое существование (в  данной организационно-правовой форме) и на его базе возникает новое юридическое лицо (юридическое лицо мной организационно-правовой формы). Следовательно, преобразование юридического лица всегда характеризуется изменением его правового статуса [2, п.5 ст.54ГК].

Реорганизация юридического лица (вне зависимости от вида реорганизации и организационно-правовой формы юридического лица) может быть проведена по решению:

- учредителей (участников) юридического  лица. Так, полное и коммандитное  товарищества реорганизуются по  решению их участников (товарищей), хозяйственные общества (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью), производственный кооператив преобразуются по решению общего собрания такого юридического лица, унитарного предприятия - по решению собственника его имущества;

- органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Так, в уставе акционерного общества может быть предусмотрено, что в отношении унитарных предприятии, учрежденных данным акционерным обществом, решение о реорганизации и ликвидации принимает наблюдательный совет либо директор акционерного общества;

- уполномоченного государственного  органа, в том числе суда. Так, республиканское унитарное предприятие реорганизуется по решению соответствующего республиканского органа государственного управления.

Во всех перечисленных случаях решение должно быть принято с соблюдением условии и процедуры, установленной законодательством. Для акционерного общества, например, это означает, что общее собрание акционеров должно быть проведено с соблюдением требований законодательства и устава общества (т.е. с соблюдением условий о порядке созыва собрания, о кворуме, о количестве голосов, необходимых для принятия соответствующего решения). Реорганизация республиканского унитарного предприятия должна производиться в порядке, установленном Положением о порядке создания предприятий, организаций, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, объединений, в том числе концернов, в состав которых входят эти предприятия, и о порядке прекращения их деятельности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 декабря 1993 г. № 824. Согласно названному Положению реорганизация республиканского унитарного предприятия производится по решению министерства, государственного комитета, ведомства, в ведении которого они находятся, по согласованию с Министерством экономики Республики Беларусь и Министерством финансов Республики Беларусь.

Статья 56 ГК в целях защиты интересов кредиторов юридического лица при его реорганизации устанавливает обязанность учредителей (участников) юридического лица или органа, принявшего решение о реорганизации юридического лица, письменно уведомить о реорганизации кредиторов такого юридического лица. При этом кредитор не может воспрепятствовать реорганизации, однако он вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является реорганизуемое юридическое лицо, и возмещения убытков (п. 2 ст. 56 ГК). Установлена также дополнительная гарантия прав кредиторов для случая, когда разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица (напомним, что разделительный баланс составляется при реорганизации в форме разделения и выделения). В таком случае вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

После принятия решения о реорганизации  юридического лица необходимо провести инвентаризацию его имущества и обязательств. Проведение инвентаризации является обязательным в соответствии со ст. 12 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. «О бухгалтерском учете и отчетности».

Информация о работе Правовое регулирование создания, деятельности и прекращения юридического лица