Правовое регулирование создания, деятельности и прекращения юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 10:54, курсовая работа

Описание

Человек издревле, (с момента возникновения государства и права) считается субъектом права, однако он является субъектом не только и не столько потому, что в силу своего рождения наделен правоспособностью, а в силу того, что государство посредством правовых норм наделяет его способностью иметь права и обязанности. Однако указание лишь на человека как субъекта права не соответствовало определенным запросам соответствующих групп людей и государства в силу того, что возникали такие объединения людей и объединение имуществ, которые необходимо было отделить от лиц, их создающих (учреждающих), в них участвующих.

Содержание

Введение…………………………………………..……..…..……..……..3
1) Понятие, признаки, виды юридического лица………………………..4
2) Порядок образования юридического лица…………………………...10
3) Прекращение деятельности юридического лица…………………….14
Заключение…………………………………………………………..…...31
Список использованная литература…………………...………….......33

Работа состоит из  1 файл

0846020_0B166_kursovaya_rabota_pravovoe_regulirovanie_sozdaniya_deyatelnos.doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)

— обеспечивает выход ликвидируемого юридического лица из состава учредителей (участников) других юридических лиц — коммерческих организаций и получение в соответствии с действующим законодательством стоимости имущества (части имущества) пропорционально его доле в уставном фонде и всех причитающихся ему средств и доходов;

— анализирует договоры страхования юридического лица с целью определения возможного получения страховых выплат при наступлении страхового случая в связи с ликвидацией юридического лица;

— возвращает собственнику в натуральной  форме имущество, находящееся во владении и пользовании юридического лица, кроме имущества, находящегося у юридического лица на праве полного хозяйственного ведения или праве оперативного управления;

— оценивает наличное имущество  ликвидируемого юридического лица с  применением экономически обоснованных цен либо создает из числа членов ликвидационной комиссии и (или) иных лиц специальную комиссию во главе с председателем ликвидационной комиссии для проведения оценки имущества ликвидируемого юридического лица, а также в этих целях при необходимости привлекает независимых экспертов;

— принимает меры к выявлению  имущества, переданного ликвидируемым юридическим лицом, а целях избежания ответственности перед своими кредиторами другому лицу (лицам) или иным образом намеренно скрытого, а также к истребованию имущества и финансовых активов, отчужденных с нарушением требований законодательства.

7. Закончить текущие дела, в том  числе увольнение работников юридического лица с соблюдением их прав и интересов в соответствии с действующим законодательством.

8. Провести собрание кредиторов или их полномочных представителей в срок, установленный органом, принявшим решение о ликвидации, либо самой ликвидационной комиссией, для согласования с кредиторами плана ликвидации юридического лица, отражающего полную и объективную картину его финансового состояния; условия, порядок, очередность и пропорциональность удовлетворения требований кредиторов; интересы его собственников, участников и трудового коллектива; перечень имущества, подлежащего распродаже, и предложения по его поэтапной распродаже; способ, место и время распродажи имущества; условия оплаты расходов по ликвидации предприятия, в том числе по финансированию деятельности ликвидационной комиссии, оплате труда ее членов, привлеченных к работе работников и других лиц.

План ликвидации юридического лица должен содержать также условия, порядок, очередность и пропорциональность удовлетворения требований кредиторов, поданных после истечения установленного для заявления требований срока, но признанных ликвидационной комиссией.

Требования кредиторов удовлетворяются в очередности, установленной ст. 60 ПС и п. 61 Положения о государственной регистрации:

— в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

— во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, выплате вознаграждений по авторским договорам;

— в третью очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;

— в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

— в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законодательством.

Требования каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей.

9. Утвердить смету расходов по  ликвидации юридического лица  и финансированию деятельности ликвидационной комиссии на период ее работы.

10. После удовлетворения всех  требований кредиторов ликвидируемого юридического лица остаток имущества передать его собственнику (собственникам), учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами юридического лица. Имущественные требования к ликвидируемому юридическому лицу, предъявленные его кредиторами и другими заинтересованными лицами после утверждения хозяйственным судом плана ликвидации юридического лица, принимаются и учитываются ликвидационной комиссией отдельно. Эти требования удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требовании, заявленных до утверждения указанного плана. Ликвидационная комиссия может отказать в удовлетворении требовании кредиторов, если они заявлены после утверждения ликвидационного баланса или признаны комиссией необоснованными, о чем в адрес этих кредиторов ликвидационная комиссия направляет письменное уведомление.

При отказе ликвидационной комиссии признать требование поданным в установленный  срок хозяйственный суд (если он образовал  ликвидационную комиссию) по заявлению  заинтересованного лица в отдельных случаях с учетом уважительных причин может признать требование кредитора поданным в установленный срок с вынесением мотивированного определения. В случае несогласия кредитора, иного заинтересованного лица с действиями ликвидационной комиссии и ее должностных лиц кредитор или иное заинтересованное лицо вправе предъявить в хозяйственный суд, соответствующий иск к ликвидируемому юридическому лицу в порядке, установленном хозяйственным процессуальным законодательством.

11. После завершения расчетов с кредиторами составить ликвидационный баланс, который утверждается собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о его ликвидации.

12. Сообщать в правоохранительные органы обо всех выявленных фактах совершения должностными лицами и другими работниками ликвидируемого юридического лица действий, содержащих признаки хищений, растрат, злоупотреблений и иных преступлений, повлекших причинение ущерба, и принимать исчерпывающие меры по его возмещению за счет виновных лиц.

13. Осуществлять иные функции в соответствии с законодательством.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) также должна получить в государственных органах ряд справок, которые затем представляются в регистрирующий орган в срок, установленный этим органом для ликвидации коммерческой организации (п. 64 Положения о государственной регистрации).

На основании этих документов регистрирующий орган исключает юридическое лицо из Единого государственного регистра юридических лиц и в десятидневный срок сообщает о его ликвидации в налоговые органы и органы государственной статистики [11, стр87-93].

Как показывает судебная практика, требования о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования чаще всего предъявляются налоговыми органами в связи с наличием задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды более шести месяцев подряд с даты образования задолженности и в связи с осуществлением субъектами деятельности с грубыми, а также неоднократными нарушениями законодательства.

Минимальный размер уставного фонда коммерческих организаций в зависимости от их организационно-правовой формы (для крестьянских (фермерских) хозяйств; обществ с дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ, производственных кооперативов и казенных предприятий; унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения; обществ с ограниченной ответственностью: закрытых акционерных обществ; открытых акционерных обществ) и с учетом других факторов определен п. 6 Положения. Минимальные размеры уставных фондов коммерческих организаций с иностранными инвестициями, банков, небанковские кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, а также открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности, устанавливаются соответствующим законодательством.

Поскольку ликвидация рассматривается как исключительная мера воздействия на субъект хозяйствования за допущенные в ходе предпринимательской деятельности нарушения, то такие нарушения могут стать основанием для ликвидации субъекта в том случае, если хозяйственный суд квалифицирует нарушение как неоднократное либо грубое.

Действующее законодательство, регулирующее вопросы ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования, не содержит понятия грубого, равно как и неоднократного, нарушения законодательства, что осложняет применение данной нормы права. К «грубым» могут быть отнесены те нарушения законодательства, которые носят систематический характер, а также нарушения, совершенные вследствие умышленных действий, либо нарушения, допущенные при совершении действий в запрет законодательства. И квалифицировать нарушения как грубые необходимо в совокупности с обстоятельствами, при которых допущены нарушения, исходя из характера нарушений с учетом вызванных ими негативных последствий и возможности их устранения.

В судебной практике требования о ликвидации субъектов в связи с осуществлением деятельности с неоднократными нарушениями законодательства встречаются значительно реже.

Так как ликвидация является крайней  мерой воздействия на субъектов  за допущенные нарушения законодательства в ходе осуществления предпринимательской деятельности, то следует обратить внимание и на предшествующие ей меры воздействия на субъектов, такие как экономическая и административная ответственность. Основания для принудительной ликвидации субъектов хозяйствования как исключительной меры воздействия не должны выходить за определенные рамки, установленные для иных, менее строгих мер принудительного воздействия (экономической и административной ответственности) за неоднократное либо повторное нарушение законодательства.

Из совокупного анализа обозначенного  законодательства можно сделать вывод, что применительно к ликвидации (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования неоднократно должны признаваться нарушение в отношении определенного законодательства, за которое субъект хозяйствования два или более раза в течении года привлекается к экономической либо административной ответственности.

В заключение следует отметить, что  сложившаяся ситуация вызывает необходимость  ее соответствующего разрешения, так  как ликвидация субъектов хозяйствования является исключительной мерой, а правовые нормы, устанавливающие крайние меры воздействия и ответственности, не приемлют разночтений и требуют полной ясности. 

С учетом изложенного можно сделать  вывод, что  имущественные отношения, регулируемые гражданским правом состоят  в том, что каждый субъект этих отношений действует исходя из своей собственной выгоды и в своем интересе. Однако в ряде случаев достичь максимальной выгоды можно лишь объединив свои усилия и средства с другими субъектами таких же отношений. Таким образом, создание и деятельность юридического лица заключается в преобразовании воли участников в волю организации в целом, позволяя ей выступать в гражданском обороте от своего имени. Конструкция юридического лица позволяет ограничить имущественный риск участника суммой вклада в капитал конкретного предприятия. А  также юридическое лицо создает основания для более гибкого использования капитала, принадлежащего одному лицу, в различных сферах предпринимательской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 В гражданском праве одной из ключевой фигурой выступают юридические лица. Статус юридического лица  приобретается посредством государственной регистрации в Единый государственный реестр Республики Беларусь. При этом субъектом юридического лица может быть как отдельное физическое лицо, так и объединение этих лиц. Таким образом, юридическое лицо — это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, которое несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Как уже отмечалось, подавляющее  большинство юридических лиц  действуют на рынке с целью  извлечения прибыли. Они участвуют в гражданском обороте для удовлетворения своих уставных целей и связанных с ними потребностями. Эта цель должна быть достаточно подробно отражена в основном документе — уставе или учредительном документе. Все юридические лица должны удовлетворять определенным требованиям как самостоятельные субъекты гражданского права. В процессе осуществления хозяйственной деятельности организации субъекты рыночной экономики вступают в многочисленные отношения друг с другом, с государственными органами, банками и другими организациями. Зачастую эти отношения порождают денежные обязательства, возникающие на условиях, предусмотренных законом либо договором. В том случае, если денежное обязательство, взятое на себя должником, своевременно не погашено и очевидна невозможность погашения обязательства из стоимости имущества должника, такое юридическое лицо может быть объявлено несостоятельным (банкротом).Как видно из вышеизложенного, институт юридического лица является наиболее важным и сложным институтом гражданского права и требует более глубокого и детального изучения.

   В данной курсовой работе  я постарался наиболее полно  и подробно раскрыть понятие  «юридическое лицо», выделить  его основные признаки и охарактеризовать  виды юридических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями) Принята на республиканском референдуме  24 ноября 1996 года.

2.  Декрет Президента Республики  Беларусь от 26 января 1999 г. №  2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, Профессиональных союзов, иных общественных объединений».

Информация о работе Правовое регулирование создания, деятельности и прекращения юридического лица