Правовое регулирование создания, деятельности и прекращения юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 10:54, курсовая работа

Описание

Человек издревле, (с момента возникновения государства и права) считается субъектом права, однако он является субъектом не только и не столько потому, что в силу своего рождения наделен правоспособностью, а в силу того, что государство посредством правовых норм наделяет его способностью иметь права и обязанности. Однако указание лишь на человека как субъекта права не соответствовало определенным запросам соответствующих групп людей и государства в силу того, что возникали такие объединения людей и объединение имуществ, которые необходимо было отделить от лиц, их создающих (учреждающих), в них участвующих.

Содержание

Введение…………………………………………..……..…..……..……..3
1) Понятие, признаки, виды юридического лица………………………..4
2) Порядок образования юридического лица…………………………...10
3) Прекращение деятельности юридического лица…………………….14
Заключение…………………………………………………………..…...31
Список использованная литература…………………...………….......33

Работа состоит из  1 файл

0846020_0B166_kursovaya_rabota_pravovoe_regulirovanie_sozdaniya_deyatelnos.doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)

После проведения инвентаризации следует приступать к составлению передаточного акта либо разделительного баланса.

Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения  о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами [2, п. 1 ст. 55].

 В то же время отсутствие  в разделительном балансе указания на правопреемника, как уже отмечалось, влечет солидарную ответственность вновь возникших юридических лиц по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Передаточный акт и разделительный баланс должны быть утверждены учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о реорганизации, и представлены вместе с учредительными документами для регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменении в учредительные документы существующих юридических лиц. Невыполнение данного требования, а также отсутствие в названных документах положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Вновь возникшие в результате реорганизации  юридические лица подлежат государственной регистрации. Также подлежат государственной регистрации вносимые в связи с реорганизацией изменения и дополнения в учредительные документы тех юридических лиц, которые после реорганизации продолжают свое существование [9,ст.34-36].

 В свою очередь процесс  ликвидации достаточно жестко регламентирован законодательством. Это обусловлено интересами государства и интересами кредиторов ликвидируемых юридических лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 57 ГК ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами. При этом юридическое лицо может быть ликвидировано либо по решению его учредителей, либо по решению суда или иных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами. Отметим, что в соответствии с п. 8 ст. 59 ГК ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование с даты внесения записи о ликвидации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [4].

Полный перечень оснований для  ликвидации субъектов хозяйствования вследствие допущенных нарушений законодательства содержится в подп. 41.2 п. 41 Положения «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования» от 16 марта 1999г. (далее – Положение) [3].

Согласно данной норме права  по решению хозяйственного суда коммерческая организация может быть ликвидирована  в случаях:

1. Учредителями (участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создана эта организация, достижением цели, ради которой она создана, или признанием судом недействительной регистрации коммерческой организации по причине допущенных при ее создании нарушений законодательства, которые носят неустранимый характер. Учредители (участники) либо орган коммерческой организации по указанным основаниям обязаны обеспечить ее ликвидацию в срок, согласованный с регистрирующим органом.

2. Хозяйственным судом в случаях:

— непринятия учредителями (участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами, решения о ликвидации в связи с истечением срока, на который создана эта организация, достижением цели, ради которой она создана;

— осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям коммерческой организации, или признания судом недействительной регистрации коммерческой организации в связи с допущенными при ее создании нарушениями законодательства либо экономической несостоятельностью (банкротством) этой организации, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Так, согласно ст. 1141 ГК арендные предприятия, не преобразованные в течение одного месяца со дня истечения договора аренды в иной вид юридических лиц либо не ликвидированные в этот же срок, подлежат по истечении месячного срока ликвидации в судебном порядке.

— сокрытия (занижения) прибыли (доходов) и других объектов в течение  12 месяцев подряд.

Под сокрытием следует понимать умышленное или неумышленное уменьшение прибыли (дохода) или иного объекта  налогообложения в результате неправильного отражения в расчетах, бухгалтерском учете, отчетности, балансе: затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) и издержки обращения; полученной выручки и валовых доходов как по основной деятельности, гак и по мероприятиям, по которым доходы облагаются налогом на доходы; стоимости и объемов иных объектов налогообложения, а также в результате других нарушений в ведении бухгалтерского учета. Заниженная сумма прибыли, рассчитываемая для исчисления налога на прибыль, только из-за завышения льгот по расчетам рассматривается как сокрытие, занижение иного объекта налогообложения

— наличия убытков по итогам второго и последующих финансовых годов и не направления коммерческой организацией, за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива, в течение трех месяцев по окончании финансового года регистрирующему и Налоговому органам сообщений о причинах возникновения убытков;

— наличия задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды более шести месяцев подряд с даты образования задолженности коммерческой организации, за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива;

— уменьшения стоимости чистых активов коммерческой организации по результатам второго каждого последующего финансового года, ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда.

3. Регистрирующим органом в случаях:

— нарушения сроков регистрации акций, установленных законодательством.

— нарушения сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда, предусмотренного в соответствии с законодательством.

— неосуществления предусмотренной учредительными документами предпринимательской деятельности в течение шести месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах неосуществления такой деятельности.

— препятствования собственником  имущества частного унитарного предприятия, местонахождением которого является жилое  помещение, проведению соответствующих  проверок уполномоченными органами [10, стр. 118-171].

При обнаружении оснований для  ликвидации:

- органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Министерства по налогам и сборам и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции направляют регистрирующему органу  представление о ликвидации коммерческой организации;

- регистрирующий орган принимает  решение о ликвидации этой  организации на основании указанного  представления, а в отношении  организации с иностранными инвестициями  подает соответствующее заявление  в хозяйственный суд.

Юридическое лицо считается ликвидированным с даты внесения записи о ликвидации в Единый государственный регистр юридических лиц [6].

При ликвидации коммерческой организации по решению учредителей (участников) либо органа этой организации, уполномоченного на то учредительными документами, в регистрирующий орган представляются:

— заявление о ликвидации;

— решение о ликвидации;

— сведения о составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора;

— сведения о порядке и сроках ликвидации.

На основании указанных выше документов регистрирующий орган в 10-дневный срок вносит в Единый государственный регистр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Если решение о ликвидации юридического лица принято регистрирующим органом, то последний в 10-дневный срок создает ликвидационную комиссию, назначает ее председателя либо ликвидатора, а также устанавливает порядок и сроки ликвидации.

Если ликвидация юридического лица производится по решению 
хозяйственного суда, то последний своим решением утверждает 
персональный состав ликвидационной комиссии. 

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

На период деятельности ликвидационной комиссии полномочия руководителя юридического лица переходят к председателю ликвидационной комиссии, который самостоятельно решает все вопросы деятельности ликвидируемого юридического лица, за исключением отнесенных законодательством к компетенции ликвидационной комиссии либо иных органов. Председатель ликвидационной комиссии без доверенности действует от имени ликвидируемого юридического лица, представляет его интересы на всех предприятиях, в учреждениях и организациях, распоряжается имуществом и средствами юридического лица в пределах прав, установленных законодательством или органом, принявшим решение о ликвидации, заключает договоры (в том числе трудовые), выдает доверенности, утверждает штаты юридического лица, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников юридического лица вне зависимости от того, являются ли они членами ликвидационной комиссии или нет.

Ликвидационная комиссия должна переоформить счет ликвидируемого юридического лица на свое имя. Осуществление операций по счетам ликвидируемого юридического лица, совершение им сделок, не связанных с ликвидацией, не допускается.

Ликвидационная комиссия обязана:

1. Поместить в газете "Рэспублiка" сообщение о ликвидации юридического лица с указанием адреса расположения, контактных телефонов и режима работы ликвидационной комиссии, а также порядка и срока заявления кредиторами своих требований к ликвидируемому юридическому лицу.

2. Составить перечень кредиторов с указанием сумм долга и письменно известить кредиторов и других заинтересованных лиц о ликвидации юридического лица.

3. Принять все возможные меры  по взысканию дебиторской задолженности  и выявлению требований кредиторов, зарегистрировать и рассмотреть заявленные ими требования.

4. Сосредоточить денежные средства юридического лица на единых расчетном (текущем) и валютном счетах в одном банке, закрыть все счета в других банках, в том числе в зарубежных.

5. Провести инвентаризацию в  натуральной форме, закрыть филиалы  и представительства.

Инвентаризация производится в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Министерством финансов 05.12.1995 № 54. Согласно данному документу в обязательном порядке должна создаваться инвентаризационная комиссия. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

6. После окончания срока для  предъявления требований кредиторами составить промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, в том числе имущества, находящегося в обороте, включая имущество, переданное в аренду, лизинг, залог и т.д., перечень кредиторов и предъявленных ими требований с указанием сумм долга, а также сведения о результатах рассмотрения этих требований. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации.

В целях определения имущества  ликвидируемого юридического лица и  его оценки ликвидационная комиссия после выявления дебиторской задолженности и проведения инвентаризации или одновременно с этим:

— направляет собственникам (учредителям, участникам) юридического лица требование о погашении остающейся кредиторской задолженности этого юридического лица в полном объеме, в том числе по платежам в бюджет, при условии, что они несут субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица в соответствии с законодательством иди учредительными документами, если денежных средств и другого имущества ликвидируемого юридического лица недостаточно для погашения Кредиторской задолженности в полном объеме;

— принимает меры по сохранению имеющегося в наличии имущества юридического лица, в том числе путем истребования имущества, находящегося в обороте, включая имущество, переданное в аренду, лизинг, залог и т.д., направляет должникам юридического лица требования об исполнении обязательств, в том числе досрочном, ввиду ликвидации юридического лица;

— контролирует выполнение участниками, учредителями юридического лица обязанности по внесению ранее не внесенной части вкладов в уставный фонд и погашению задолженности юридическому лицу по другим обязательствам, также принимает в установленном порядке меры понуждения к исполнению таких обязательств;

Информация о работе Правовое регулирование создания, деятельности и прекращения юридического лица