Правовой режим коммерческой тайны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:59, курсовая работа

Описание

Задача данной работы – познакомиться с режимом коммерческой тайны в Российской Федерации, проанализировать и сравнить такие понятия, как «коммерческая тайна» и «ноу-хау», определить, в каком случае лучше охранять объект в качестве ноу-хау, а в каком – в качестве изобретения. Также мы рассмотрим порядок передачи ноу-хау по договору.
Целью нашей работы является анализ норм действующего законодательства.

Содержание

Вступление 2
Общие положения о коммерческой тайне в соответствии с российским законодательством 4
Договор о передаче ноу-хау 15
Заключение 21
Список литературы 22

Работа состоит из  1 файл

Право промышленной собственности.docx

— 42.35 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Право промышленной собственности»

 

на тему:

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ  КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Вступление 2

Общие положения  о коммерческой тайне в соответствии с российским законодательством 4

Договор о  передаче ноу-хау 15

Заключение 21

Список литературы 22

 

 

 

Вступление

 

 

Коммерческая тайна –  это явление, актуальное для каждого  предпринимателя, ведь информацией, ее составляющей, могут являться «сведения  любого характера». Она нужна для  того, чтобы придавать уникальность, а при желании продавать ее. В одном случае - это оригинальные разработки по организации структуры деятельности (например, разветвленная структура региональных представителей); в другом – эксклюзивные методики производства продукции или оказания услуг (например, производство машинного масла, используя которое можно на стареньком «Форде» запросто обогнать любой «Мерседес», или стирального порошка, который может отстирать любые пятна, где бы ни ползал ребенок); в третьем – специфические маркетинговые мероприятия, направленные на продвижение продукта компании (например, ребрендинг компании Билайн).

Любая компания имеет свой личный опыт в сфере ведения бизнеса  и обладает уникальным набором собственных  разработок и инструментов, которые  способствуют ее процветанию на рынке. Информация о таких инструментах, по естественным причинам, является объектом пристального внимания конкурентов, желающих получить сведения о разработках  компании для применения в своих  интересах. Конечно, компания – обладатель такой информации - строго следит за тем, чтобы данные не были раскрыты: старается не допускать к ним  посторонних лиц и отстаивать свои права по защите информации всеми  законными способами. Для достижения этих целей юристы компании опираются  на положения российского законодательства, определяющего такую информацию как коммерческую тайну и защищающего  права обладателей коммерческой тайны.1

Задача данной работы –  познакомиться с режимом коммерческой тайны в Российской Федерации, проанализировать и сравнить такие понятия, как  «коммерческая тайна» и «ноу-хау», определить, в каком случае лучше  охранять объект в качестве ноу-хау, а в каком – в качестве изобретения. Также мы рассмотрим порядок передачи ноу-хау по договору.

Целью нашей работы является анализ норм действующего законодательства.

 

 

 

Общие положения о коммерческой тайне в соответствии с российским законодательством

 

 

В Российской Федерации правовой режим коммерческой тайны регулируется нормами Федерального закона от 29 июля 2004г. №98-ФЗ «О коммерческой тайне»2 (далее – Закон).

В соответствии с п.1 ст.3 Закона коммерческая тайна – это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Из чего следует, что сама коммерческая тайна не подразумевает под собой информацию, а является режимом, в котором она охраняется.

Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны (п.2 ст.3 Закона). Здесь мы не можем не обратиться к ст. 1465 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой под секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Из приведенного материала  можно сделать простой вывод: информация, составляющая коммерческую тайну = секрет производства = ноу-хау, из чего следует, что в соответствии с нормами действующего законодательства информация, составляющая коммерческую тайну – это всегда ноу-хау.

Обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, признается лицо, владеющее такой информацией на законном основании, ограничившее доступ к этой информации и установившее в отношении ее режим коммерческой тайны.

Доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, подразумевает ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации.

Передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, осуществляется ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности.

Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, - передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций.

Разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, - действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

К сведениям, которые не могут  составлять коммерческую тайну, относятся  сведения:

1) содержащихся в учредительных  документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения  записей о юридических лицах  и об индивидуальных предпринимателях  в соответствующие государственные  реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление  предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества  государственного или муниципального  унитарного предприятия, государственного  учреждения и об использовании  ими средств соответствующих  бюджетов;

4) о загрязнении окружающей  среды, состоянии противопожарной  безопасности, санитарно-эпидемиологической  и радиационной обстановке, безопасности  пищевых продуктов и других  факторах, оказывающих негативное  воздействие на обеспечение безопасного  функционирования производственных  объектов, безопасности каждого  гражданина и безопасности населения  в целом;

5) о численности, о составе  работников, о системе оплаты  труда, об условиях труда, в  том числе об охране труда,  о показателях производственного  травматизма и профессиональной  заболеваемости, и о наличии свободных  рабочих мест;

6) о задолженности работодателей  по выплате заработной платы  и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства  Российской Федерации и фактах  привлечения к ответственности  за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов  или аукционов по приватизации  объектов государственной или  муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре  доходов некоммерческих организаций,  о размерах и составе их  имущества, об их расходах, о  численности и об оплате труда  их работников, об использовании  безвозмездного труда граждан  в деятельности некоммерческой  организации;

10) о перечне лиц, имеющих  право действовать без доверенности  от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия  которых или недопустимость ограничения  доступа к которым установлена  иными федеральными законами.

Рассмотрим порядок предоставления информации, составляющей коммерческую тайну.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному  требованию органа государственной  власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет  им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.

В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной  власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные  органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

На документах, предоставляемых  выше упомянутым органам и содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства)3.

Меры, направленные на охрану конфиденциальности информации, закреплены в ч. 1 ст. 10 Закона. Они должны включать в себя:

1) определение перечня  информации, составляющей коммерческую  тайну;

2) ограничение доступа  к информации, составляющей коммерческую  тайну, путем установления порядка  обращения с этой информацией  и контроля за соблюдением  такого порядка;

3) учет лиц, получивших  доступ к информации, составляющей  коммерческую тайну, и (или)  лиц, которым такая информация  была предоставлена или передана;

4) регулирование отношений,  складывающихся в связи с использованием  информации, составляющей коммерческую  тайну, работниками на основании  трудовых договоров и контрагентами  на основании гражданско-правовых  договоров;

5) нанесение на материальные  носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну,  грифа "коммерческая тайна"  с указанием обладателя этой  информации (для юридических лиц  - полное наименование и место  нахождения, для индивидуальных  предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

В части 4 ст. 10 Закона предусмотрено, что наряду с мерами, указанными в ч. 1 ст. 10 этого акта, обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе применять при необходимости  средства и методы технической защиты конфиденциальности этой информации и  другие меры, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Понятие "мера" в указанном  контексте означает способ воздействия  на участников процесса обращения конфиденциальной информации путем определения границ (пределов) дозволенного и разрешительного  порядка ее использования и охраны конфиденциальности в коммерческом обороте. При этом данное понятие  характеризуется:

- обоснованными действиями  обладателя ноу-хау на возникающие  угрозы безопасности с использованием  различных правовых, организационных  и технических средств, обеспечивающих  фактическую монополию;

- совокупностью действий (мероприятий), направленных на обеспечение  конфиденциальности информации, обнаружение  каналов возможной утечки ноу-хау,  установление причин и обстоятельств,  способствующих совершению правонарушений  и их предупреждению в данной  сфере4.

Российский законодатель пошел по пути закрепления в четвертой  части ГК РФ исключительного права (легальной монополии) на секрет производства. В пункте 1 ст. 1466 ГК РФ за обладателем секрета производства закреплено исключительное право его использования в соответствии со ст. 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом, в том числе при изготовлении изделий и реализации экономических и организационных решений. Предусмотрено также правомочие правообладателя распоряжаться исключительным правом на секрет производства.

Информация о работе Правовой режим коммерческой тайны