Правовой статус государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 06:08, курсовая работа

Описание

Государство, являясь особой организацией публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил всего народа), имеет свои задачи и функции.
Эти задачи и функции практически реализуются посредством конкретных действий личного состава, находящегося на службе у государства – государственных служащих. Государство приобретает реальность и силу именно в этих кадрах в контингенте его служащих.

Содержание

Содержание: Введение; Глава 1. Понятие и классификация государственных служащих……….4
Глава 2. Права и обязанности государственных служащих……………13
2.1. Права и обязанности государственных служащих…………...……13
2.2. Ограничения в деятельности государственных служащих………..18
Глава 3. Ответственность государственных служащих………………..23
Заключение………………………………………………………………..28
Список используемой литературы………………………………………31

Работа состоит из  1 файл

курсовая по админке исправленная.doc

— 143.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание: 

     Введение…………………………………………………………………….2

     Глава 1. Понятие и классификация государственных служащих……….4

     Глава 2. Права и обязанности государственных служащих……………13

     2.1. Права и обязанности государственных служащих…………...……13

     2.2. Ограничения в деятельности государственных служащих………..18

     Глава 3. Ответственность государственных  служащих………………..23

     Заключение………………………………………………………………..28

     Список  используемой литературы………………………………………31

 

      Введение 

     Актуальность  темы исследования.

     Государство, являясь особой организацией публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил всего народа), имеет свои задачи и функции.

     Эти задачи и функции практически  реализуются посредством конкретных действий личного состава, находящегося на службе у государства – государственных служащих. Государство приобретает реальность и силу именно в этих кадрах в контингенте его служащих.

     Задачи  и функции государства становятся, при их практической реализации, задачами и функциями набранных государством, служащих. От государственных служащих зависит работа государства.

     Государственная служба продолжает и завершает организацию  механизма государства, делая её готовой и пригодной к практической реализации задач и функций государства. В каждое звено государственного механизма служба вносит жизнь, комплекс мер, средств, форм и методов для реальной, практической деятельности.

     В становлении государственности  любого вида государственная служба выступает в качестве первейшего организационного средства выполнения государством своих целей.

     В структуре государственной службы различаются чётко две стороны, две группы отношений: организация  государственной службы её подготовка и служебная деятельность, осуществление  каждым служащим и всеми ими вместе своих служебных практических полномочий.

     Организация государственной службы означает её формирование для деятельности и  включает большой круг вопросов: установление должностных наименований и определение полномочий по каждой должности, выработка правил поступления на государственную службу, подготовка кадров и повышение их квалификации, правила продвижения по службе, применения мер поощрения и мер дисциплинарной и иной ответственности, правил прохождения службы и прекращения служебных отношений и некоторые другие правила.

     Это большая область отношений связанная  с кадрами и имеющая подготовительные цели для практической деятельности.

     Другая  сторона государственной службы – это практическая деятельность государственных служащих по реализации порученных им полномочий.  Каждый служащий занимает должность, определяющую объём его полномочий, которые и подлежат реализации.

     Со  стороны материального содержания эти полномочия весьма разнообразны (в сфере властной деятельности, исполнительной, в правосудии и т.д.), разнообразны они и по правовым формам своей реализации (составление документов, работа с ними, приём лиц, рассмотрение жалоб и т.д.).

     Государственная служба представляет собой один из правовых институтов, нормы которого регулируют обе стороны государственной  службы (организацию государственной службы и осуществление государственными служащими практических полномочий).

     Цели  и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении статуса государственных служащих.

     Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи: 

     1. дать понятие государственного  служащего;

     2. рассмотреть права и обязанности  государственного служащего;

     3. рассмотреть ограничения и запреты  государственного служащего;

     Объект  исследования – правовой статус государственных служащих.

     Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением статуса государственных служащих.

 

      Глава 1. Понятие и классификация государственного служащего 

     Основным  действующим лицом на поле государственной  службы является должностное лицо. Государственный служащий – лицо, реализующее своей деятельностью функции государства.

     Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению  исполнения полномочий государственных  органов. При этом к государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности лишь определенных категорий, обозначенных в самом законе. То есть не все лица, занимающие должности в государственных органах, исполняют обязанности, относящиеся к государственной службе1.

     Под этим углом зрения должности в  государственных органах подразделяются на государственные и негосударственные  должности, что с точки зрения сущности государства является нонсенсом2.

     Основными ключевыми точками правового регулирования статуса государственного служащего являются:

     а) порядок получение от государства  полномочий государственного служащего  на совершение властных действий от имени  государства,

     б) механизм реализации государственным  служащим функций должности от имени государства,

     в) обеспечение действий служащего, как  выразителя воли государства, государственным  принуждением;

     г) ответственность государственного служащего, в том числе прекращение  полномочий, компенсация ущерба обществу.

     Обычно  под государственным служащим понимается:

  • физическое лицо, обычно гражданин данного государства,
  • занимающее должность в государственном аппарате,
  • наделенное государственно-властными полномочиями по своей должности. В отличие от других трудящихся он имеет полномочия, а не права (правами можно пользоваться или нет, а от должностных обязанностей уклоняться невозможно, полномочия сочетают в себе и права, и обязанности);
  • выполняющее функции государства, поэтому действующее от имени государства;
  • на возмездной основе; то есть профессионально, получающее основной источник своего существования от деятельности на государственной службе. Бесплатное выполнение государственных функций говорило бы об имущественной состоятельности, экономической независимости от бюджета субъекта управления и, таким образом, о частном распоряжении публичным интересом;
  • действия государственного служащего обеспечиваются государственным принуждением.

Ряд административно-правовых отношений по законодательству Российской Федерации осуществляется с участием в качестве властной стороны специально указанных в законодательстве отдельных должностных лиц. Должностное лицо является одной из разновидностей государственных служащих3.

     Важным  вопросом является установление круга  лиц, подпадающих под понятие  государственного служащего. Включаются ли в их число только гражданские служащие исполнительного аппарата государственной власти, или сюда должны включаться и военизированные и другие службы, работающие по уставам, президент, министры, депутаты и ряд других должностей государственной службы4.

     Государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной  службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

     Государственные служащие федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных  органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, признаются государственными служащими Российской Федерации.

     Через государственных служащих реализуются  полномочия государственных органов  во всех сферах жизни общества.

     Однако  состав государственных служащих неоднороден, их функциональное назначение по реализации полномочий государственных органов разнообразно и трудятся они в неодинаковых условиях. Поэтому их можно подразделить на определенные группы по различным критериям.

     1.      По масштабу деятельности органов  государственной власти, где они  служат, государственные служащие могут быть  разделены на федеральных служащих и служащих субъектов Федерации.

     Характер  деятельности федеральных государственных  служащих  вытекает из полномочий соответствующих  федеральных государственных органов: Администрации Президента, Аппарата Правительства, аппаратов палат Федерального собрания и т.д.

     В субъектах федерации сосредоточена  основная часть государственных  служащих, что во многом обусловлено  продолжающейся децентрализацией государственного управления. На государственной службе субъектов Федерации состоят государственные служащие, осуществляющие полномочия по предметам ведения органов государственной власти этих субъектов.5

     В соответствии с принципом разделения властей различаются государственные  служащие органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

     Органы  законодательной власти выполняют  законодательную и контрольную  функции в отношении органов  исполнительной власти в пределах , установленных Конституцией РФ. Для  успешного выполнения этих ответственных  функций, например, Палаты Федерального собрания должны располагать высококвалифицированными аппаратами сотрудников. Поэтому сюда на должности категорий «Б» и «В» (руководители аппарата и секретариата, их помощники и советники, начальники управлений и отделов) подбираются специалисты – практики, ученые в области государственного  управления, информатики, экономики, финансов, права. Только такой аппарат способен обеспечить нормальную работу парламента.

     Органы  исполнительной власти осуществляют организационно – управленческую, исполнительно – распорядительную функцию обеспечивающую бесперебойное функционирование государства и его аппарата. В их системе занято более 85 % государственных служащих. Управление требует, прежде всего, способности к комплексному, системному  и прогностическому видению общественных явлений,  процессов, отношений. Эти качества необходимы всем руководителям, самостоятельно принимающим управленческие решения и другим служащим принимающим участие в подготовке таких решений. Главным критерием для занятия той или иной должности категории «Б» и «В» в сфере исполнительной власти становится профессиональная подготовка на уровне мировых стандартов.

     Судебная  власть, согласно ст. 118 Конституции  РФ, осуществляется  посредством  конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Есть у судебной власти и другая функция – возможность контроля за законностью актов государственных органов (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ).

     Обеспечение исполнения полномочий судей возложено, прежде всего, на аппараты соответствующих судов, в которых  учреждены должности категорий «Б» и «В». Кроме того, имеются специальные государственные органы, на которые возложен ряд функций по обеспечению исполнения полномочий судей. Так,  Федеральным законом от 21 июля 1997 года «О судебных приставах» на службу судебных приставов возложены задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции, а также по исполнению судебных актов и актов других органов. Федеральным законом от 8 января 1998 г. «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» установлено, что этот федеральный государственный орган осуществляет организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов,  военных и специализированных судов. Федеральный закон от 17 ноября 1995 года «О прокуратуре Российской Федерации» определил требования к профессиональному уровню кандидатов на должности прокуроров различного уровня, а также меры правовой и социальной защиты прокуроров и следователей, являющихся государственными служащими.

Информация о работе Правовой статус государственных служащих