Прекращение депутатских полномочий: основания и процедура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 22:44, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является раскрыть основания и процедуру прекращения депутатских полномочий. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятия, определить принципы и элементы конституционно-правового статуса народного депутата России;
- очертить круг полномочий и основных гарантий депутатской деятельности;
- рассмотреть порядок и основания прекращения полномочий депутатов и проанализировать процедуру их прекращения.

Содержание

Введение.............................................................................................3
Понятие статуса депутатов Государственной Думы.................5
1.1. Полномочия депутатов Государственной Думы РФ..........9
2. Прекращение полномочий депутатов Государственной Думы РФ…………………………………………………………………..14
2.1. Срок действия полномочий…………………………………
2.2. Основания и процедура прекращения полномочий……….
Заключение.......................................................................................18
Список использованных источников.............................................20

Работа состоит из  1 файл

констит право, курсач.docx

— 35.48 Кб (Скачать документ)

Государственное казенное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Российская таможенная академия»

 

 

Кафедра конституционного и международного права

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине «Конституционное право»

на тему «Прекращение депутатских полномочий: основания и процедура»

 

 

 

                                          Выполнила: студентка 2-ого курса  заочной

                                           формы обучения юридического  факультета

                                группы Ю111ЗСПб    Е.Л.Акиншева

Подпись_______________________________

 

Проверил: _____________________________

                                                         ______________________________________

    

      Подпись_______________________________

 

 

 

 

 

 

 

Люберцы

2013

Оглавление

 

Введение.............................................................................................3

  1. Понятие статуса депутатов Государственной Думы.................5

1.1. Полномочия депутатов Государственной Думы РФ..........9

2. Прекращение полномочий депутатов Государственной Думы РФ…………………………………………………………………..14

2.1. Срок действия полномочий…………………………………

2.2. Основания и процедура прекращения полномочий……….

Заключение.......................................................................................18

Список использованных источников.............................................20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В течение последних лет  в России происходит активное становление  новой системы органов государственной  власти, форм их взаимоотношений и  деятельности. Особенность всей создающейся  системы государственной власти России заключается в том, что  она строится на основополагающих принципах  общественного устройства, которые  провозглашены в России впервые  за всю историю существования  нашей страны.

Необходимо остановиться на вопросе возникновения полномочий и, собственно, самого статуса того или иного народного представителя, что бы более полно понять и раскрыть основания прекращения полномочий депутатов. Процедурой, вследствие которой появляются эти полномочия, создающие фундамент для конституционно-правового статуса, являются выборы народных депутатов России.

До настоящего времени  мало кто из отечественных ученых и аналитиков детально останавливался на этой проблематике. Работы, касающиеся статуса народного депутата, его  полномочиям и основаниям их прекращения, посвятили А.А. Белкин, В.В. Лазарев, С.В. Липень, В.В. Никулин, А.Ф. Черданцев и другие.

Ранее в работах делались попытки классифицировать права  и обязанности депутатов применительно  к различным формам их деятельности: правовое положение депутатов на сессии, в комитете, в избирательном  округе. Однако подобные классификации  не охватывают такие элементы правового  статуса, как, например, возникновение, прекращение и срок действия депутатского мандата.

Целью данной курсовой работы является раскрыть основания и процедуру  прекращения депутатских полномочий. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать понятия, определить  принципы и элементы конституционно-правового  статуса народного депутата России;

- очертить круг полномочий  и основных гарантий депутатской  деятельности;

- рассмотреть порядок  и основания прекращения полномочий  депутатов и проанализировать  процедуру их прекращения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие статуса депутатов Государственной Думы

 

Депутатом Государственной  Думы является избранный в соответствии с федеральным законом о выборах  депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации  представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации законодательные и  иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Законом. Первое требование, которое Конституция  предъявляет к таким лицам, - это  наличие у них российского  гражданства. Иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) избираться в Государственную Думу и быть ее членами не могут. Второе требование - достижение установленного возраста. Возрастной ценз для депутатов  Государственной Думы составляет 21 год.Третье требование - наличие активного избирательного права. Возрастной ценз для активного избирательного права Конституцией не установлен и может быть лишь выведен из ст. 60, согласно которой гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Депутат Государственной Думы осуществляют свои полномочия на постоянной основе.

Права депутата Государственной думы:

1) участие депутата Государственной  Думы в заседаниях, в работе  комитетов комиссий, парламентских,  согласительных и специальных  комиссий, создаваемых Государственной  Думой, а также в парламентских  слушаниях;

2) внесение законопроектов  в Государственную Думу;

3) внесение парламентского  и депутатского запроса (запроса  Государственной Думы и депутата  Государственной Думы);

4) обращение с вопросами  к членам Правительства Российской  Федерации на заседании соответствующей  палаты Федерального Собрания  Российской Федерации;

 

5) обращение к соответствующим  должностным лицам с требованием  принять меры по немедленному  пресечению обнаружившегося нарушения  прав граждан.

·  Обязанности депутата Государственной Думы:

1) Соблюдать этические  нормы, правила утвержденные Государственной  Думой.

2) Представлять декларацию  о доходах и об имуществе.

В числе прочих составляющих многие выделяют круг подведомственных депутату Государственной Думы вопросов: поставленные перед ним цели и  задачи, возложенные на него функции, ответственность. Любая функция  всегда подчинена цели, работает на нее.

Депутат Государственной  Думы является избранником народа, представителем его воли во власти, поэтому одной из его целей  и задач является представительство  интересов избирателей во власти. На него возлагаются такие функции  как обязательная работа с избирателями: рассмотрения обращений, жалоб и  заявлений избирателей, проведения личного приема и встреч с гражданами.

Также депутат Государственной  Думы является участником соответствующей  фракции, в составе которой он был избран, и его задачей является посещение и участие в её заседаниях, с целью совместной деятельности и выражения единой позиции, выработке  единой программы по вопросам, рассматриваемым  Государственной Думой.

Форма деятельности депутата Государственной Думы определяется в соответствии с характером депутатского мандата.

 

 

 

 

1.1. Полномочия  депутатов Государственной Думы  РФ

 

Полномочия депутата Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации - это «определенные права  и обязанности, выступающие в  качестве компетенции соответствующего представительного органа, закрепленные в действующем законодательстве, которое определяет и правосубъектность данных органов» Там же, "История государства и права", 2008. - N 18.

Данными полномочиями депутат  Государственной Думы наделяется со дня избрания его депутатом Государственной  Думы и прекращаются со дня начала работы Государственной Думы нового созыва.

Основные права Депутата Государственной Думы

1) Право депутата Государственной  Думы на законодательную инициативу.

В соответствии с Регламентом  Государственной Думы право законодательной  инициативы депутата Государственной  Думы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:

а) предложений о разработке и принятии новых федеральных законов;

б) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие  законы РФ, либо о признании этих законов утратившими силу;

в) поправок к законопроектам.

Ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О статусе депутата Государственной  Думы и члена Совета Федерации  Федерального собрания Российской Федерации» и ст. 134 Конституции Российской Федерации  в их правовом единстве устанавливает  право вносить положения о  поправке и пересмотре положений  Конституции Российской Федерации  группой, численностью не менее одной  пятой членов Совета Федерации или  депутатов Государственной Думы.

Положения гл. 1, 2 и 9 Конституции  Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. В случае поддержки 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации созывается Конституционное Собрание, которое либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской федерации.

2) Право на участие  в заседании соответствующей  палаты, комитета, комиссии палаты, согласительной или специальной комиссий.

Согласно ч. 3, ст. 12 Федерального закона «О статусе депутата Государственной  Думы и члена Совета Федерации  Федерального собрания Российской Федерации» участие депутата Государственной  Думы в заседании соответствующей  палаты, комитета, комиссии, согласительной и специальной комиссии обязательно и является его обязанностью.

Принимая участия в  соответствующих заседаниях, депутат  Государственной Думы может участвовать  в прениях, вносить предложения, замечания и поправки по существу обсуждаемых вопросов, задавать вопросы, давать справки - реализовать предоставленные ему права.

Если же, депутата государственной  Думы не входит в состав согласительной или специальной комиссии, он также  вправе участвовать в обсуждении федерального закона с правом совещательного голоса.

При голосовании на заседаниях депутат Государственной Думы имеет  один голос и подает его «за», «против», либо воздерживается от принятия решения. Свое право на голосование  он осуществляет лично, при использовании карточки для голосования.

Каждое заседание в  Государственной думе начинается с  обязательной регистрации каждого  депутата Государственной Думы, которое  проводит Председатель заседания.

В случае невозможности присутствия  депутата Государственной Думы на соответствующем  заседании, он должен заблаговременно  проинформировать и составить депутатский  бланк на имя руководителя фракции, либо председателя комитета, комиссии, либо Председателя Государственной Думы с указанием причины и временем отсутствия и распоряжением, как распорядиться его голосом при голосовании по вынесенному вопросу.

3) Право на парламентский и депутатский запрос.

«Парламентский запрос - право депутата, группы депутатов  обратиться к определенному законом  кругу органов и их должностным  лицам с просьбой предоставить информацию или дать разъяснения относительно тех или иных действий. Важно отметить, что зачастую, в форму парламентских  и депутатских запросов облекаются обращения депутата (депутатов) с  просьбой решить ту или иную проблему, связанную с положением дел в  избирательном округе и отражающую интересы граждан. Можно сказать, что  именно через запрос реализуется  представительская функция депутата».

В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена  Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» Государственная  Дума вправе направить парламентский  запрос Председателю Правительства  Российской Федерации, членам Правительства  Российской Федерации, Генеральному прокурору  Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председателям  других избирательных комиссий, председателям  комиссий референдума, Председателю Счетной палаты Российской Федерации, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц.

В соответствии с Регламентом  Государственной Думы проекты парламентского запроса, заявления и обращения  принимаются большинством голосов от общего числа депутатов. В случае, если к проекту постановления Государственной Думы, внесенному на рассмотрение палаты, имеются письменные поправки, они, большинством голосов от общего числа депутатов, могут быть приняты за основу. Внесенные письменные поправки к проекту постановления Государственной Думы должны быть обсуждены и проголосованы.

Информация о работе Прекращение депутатских полномочий: основания и процедура