Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 22:44, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрыть основания и процедуру прекращения депутатских полномочий. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятия, определить принципы и элементы конституционно-правового статуса народного депутата России;
- очертить круг полномочий и основных гарантий депутатской деятельности;
- рассмотреть порядок и основания прекращения полномочий депутатов и проанализировать процедуру их прекращения.
Введение.............................................................................................3
Понятие статуса депутатов Государственной Думы.................5
1.1. Полномочия депутатов Государственной Думы РФ..........9
2. Прекращение полномочий депутатов Государственной Думы РФ…………………………………………………………………..14
2.1. Срок действия полномочий…………………………………
2.2. Основания и процедура прекращения полномочий……….
Заключение.......................................................................................18
Список использованных источников.............................................20
В своей совокупности проект и внесенные к нему поправки ставятся на голосование Государственной Думы для принятия в целом.
Ч. 3 ст. 13 Федерального закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» устанавливает и форму ответа на парламентского запроса. Он дается в устной или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса и должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен парламентский запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности.
От Парламентского запроса
следует отличать депутатский запрос,
который депутат может
При депутатском запросе, в соответствии с законом, ответ от запрашиваемого должностного лица должен прийти в письменное форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок, подписанный тем должностным лицом, которому был направлен запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности.
4) Право члена депутата
Государственной Думы на
В соответствии со ст. 38 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российский Федерации процедура рассмотрения вопроса с участием должностных лиц, перечень которых указывается в части 3.1 настоящей статьи, вносится Комитетом Государственной Думы.
Под процедурой рассмотрение
вынесенного вопроса
Постановление о времени,
дате заседания, а так же о содержании
рассматриваемого вопроса устанавливается
Государственной Думой и
В случае невозможности присутствия
на заседании палаты Федерального Собрания
соответствующее должностное
В соответствии с ст.41 Регламентом
Государственной Думы в порядке
работы Государственной Думы предусматривается
«правительственный час» - время для
ответов должностных лиц на вопросы
депутатов Государственной
Депутаты Государственной Думы вправе задать вопросы приглашенным должностным лицам по рассматриваемому блоку вопросов. Продолжительность вопроса не должна превышать одну минуту, ответа на вопрос - три минуты. Прения в рамках «правительственного часа» не проводятся.
Приглашение должностного лица на «правительственный час» производит Председатель Государственной Думы не позднее чем за 10 дней до его проведения. В случае невозможности присутствия должностного лица на «правительственному часу», то он, не позднее чем за 5 дней до его проведения должен уведомить об этом Председателя Государственной Думы с указанием причины своего отсутствия или указанием должностного лица, которое вместо него сможет принять участие в «правительственном часе».
5) Право депутата
В соответствии с ст. 15 Федерального
закона «О статусе депутата Государственной
Думы и члена Совета Федерации
Федерального собрания Российской Федерации»
данное право должно применяться
лишь по вопросам деятельности руководителей
и других должностных лиц федеральных
округов государственной
6) Право депутата
Депутаты Государственной Думы обеспечиваются, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемые Администрацией Президента РФ, Правительством РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, иными государственными и общественными объединениями.
Депутат Государственной
думы «имеет право на обращение в
органы государственной власти, органы
местного самоуправления, общественные
объединения, на предприятия, в учреждения,
организации; должностные лица обеспечивают
их по вопросам, связанным с парламентской
деятельностью, консультациями специалистов,
безотлагательно предоставляют
необходимую им информацию и документацию
независимо от степени секретности
в соответствии с федеральным
законодательством о
Основные обязанности депутата Государственной Думы
1) Соблюдать этнические нормы, правила утвержденные Государственной Думой.
В соответствии со ст. 45 Регламента Государственной Думы выступающий в Государственной Думе не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Государственной Думы и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям.
В случае нарушения требований
настоящей статьи председательствующий
предупреждает выступающего, а в
случае повторного нарушения лишает
его права выступления в
Так же депутата Государственной Думы должен соблюдать правила ведения заседания, то есть депутат Государственной Думы
· выступает с трибуны, от установленного в зале микрофона или со своего рабочего места в зале заседаний;
· продолжительность его доклада, содоклада и заключительного слова не должна превышать 15 минут для доклада, 10 минут для содоклада и заключительного слова;
· выступление в прениях не может превышать десяти минут, повторное - не более 5 минут, в противном случае председательствующий вправе прервать выступление.
В соответствии с ч. 3 ст. 56
Регламента Государственной Думы при
нарушении депутатом
2) Представлять декларацию о доходах и об имуществе.
Данная обязанность депутата
Государственной Думы устанавливается
законом с целью
Данный сведения являются сведениями конфиденциального характера и не допускается использование подобных сведений с целью сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных объединений либо религиозных или иных организаций, а также в пользу физических лиц.
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных и муниципальных служащих могут предоставляться для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В случае непредставления
государственным или
В соответствии со ст.10 Федерального закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» информация о нарушениях, связанных с умышленным сокрытием доходов и выявленных налоговыми органами Российской Федерации, подлежит опубликованию в официальной печати издания Федерального Собрания, в «Ведомостях Федерального Собрания Российской Федерации».
2. Прекращение полномочий депутатов
Государственной Думы РФ
Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания депутата и прекращается с момента начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Срок действия мандата депутата Государственной Думы соответствует сроку действия его полномочий, которые согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» начинаются со дня избрания его депутатом Государственной Думы, и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий депутатов Государственной Думы.
Основания досрочного освобождения депутата Государственной Думы от исполнения его полномочий установлены ст. 4 Федерального закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации»:
1) депутат Государственной
Думы вправе сложить свои
2) избрание или назначение депутата Государственной Думы на должность, не совместимую со статусом депутата Государственной Думы;
3) утрата или приобретение
депутатом Государственной
4) вступления в законную
силу судебных решений:
5) полномочия депутата
Государственной Думы
2.2. Основания и
процедура прекращения
Свободный мандат является одним из важнейших признаков парламентаризма, так как в рамках свободного мандата депутат может действовать «исходя из своих персональных убеждений в интересах всего народа, а при несовпадении общих и местных интересов народа, он обязан отдавать предпочтение общегосударственным интересам» Писарев А.Н. Актуальные проблемы конституционного (государственного) права Российской Федерации.
В данном пункте, перед нами стоит задача рассмотреть основания возникновения и прекращения мандата депутата Государственной Думы.
«Мандат - документ, удостоверяющий законность и объем полномочий депутата, а также публичная функция, которая возлагается на депутата парламента или иного представительного органа власти выборами и содержание которой определяется конституцией и иными конституционно-правовыми актами Сухарев. А.»
Федеральный закон «О внесении
изменений в отдельные
Информация о работе Прекращение депутатских полномочий: основания и процедура