Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 18:56, реферат
Проблемы формирования правового государства в России. Теория государства и права ч.2
12.3. Проблемы формирования правового государства в России
В Конституции Российской Федерации Россия провозглашается право¬вым государством, для которого характерны политический плюрализм, разде¬ление властей, признание высшей ценностью человека, его прав и свобод.
Проблемы формирования
правового государства в
12.3. Проблемы формирования
правового государства в России
В Конституции Российской Федерации Россия провозглашается право¬вым государством, для которого характерны политический плюрализм, разде¬ление властей, признание высшей ценностью человека, его прав и свобод.
Вместе с тем следует признать, что такое провозглашение констатирует не реально сложившиеся отношения, а лишь стремление к созданию правового государства.
Сложившиеся экономические и социальные условия в нашей стране, рост цен и инфляции, усиление бюрократизма и коррупции в управленческом аппарате в значительной мере затрудняют и замедляют этот процесс.
В сфере теории государства и права произошла довольно значительная смена политических и идеологических ориентиров, однако в практической жизни, касающейся равенства прав и свобод человека, принципа разделения властей, политического плюрализма и др., за последние годы не произошло каких-либо существенных изменений.
Успешное решение
формирования правового государства
невозможно без создания реальных условий
для данного процесса. К таким
условиям относятся: достижение высокого
уровня политического и правового
сознания людей; создание единого, внутренне
не противоречивого
1. Достижение высокого уровня политического и правового сознания
людей.
'.■ Предпосылками создания правового государства в нашей стране являются:
- выработка у широких слоев населения навыков и потребности для сознательного участия их в управлении государством;
- утверждение принципа
плюрализма мнений и суждений во всех
сферах жизни - общества и государства;
- развитие системы самоуправления;
- установление прочного правопорядка, законности и конституционности;
- утверждение принципов реальной демократии в сфере экономики, культуры, науки и т.д.
2. Создание единого, внутренне не противоречивого законодательства.
В настоящее время многие законы еще не приведены в соответствие с
Конституцией. Время
от времени возникает конкуренция
федеральных законов и местных
законодательных актов. Все это
отрицательно сказывается на состоянии
законности, экономики, приводит к межнациональным
конфликтам, имущественным и
Кроме того, в настоящее
время закон, будучи формально основным,
главенствующим юридическим актом,
на деле фактически растворяется в
многочисленных подзаконных, а точнее
- ведомственных нормативных
3. Ограничение вмешательства государства в сферу экономики.
Развитие частного предпринимательства в России не должно сковываться
государством. Прямое
вмешательство государства в
экономику посягает на экономическую
свободу, служит тормозом ее развития,
а значит, и создания социальных
условий для формирования правового
государства. Однако у нас еще
сильны традиции государственного регулирования
экономикой, до сих пор производятся
дотационные вложения в нерентабельные
предприятия, сдерживается процедура
банкротства. Опасные призывы к
возврату жесткого государственного контроля
над экономикой возродились с
новой силой после кризиса 17 августа
1998 г., который явился как раз следствием
половинчатости экономических реформ.
Для успешного формирования правового
государства воздействие на экономику
должно сводится только к налоговому
и кредитно-финансовому
4. Разработка продуманной
национальной политики и
В условиях федеративного
устройства государство призвано обеспечить
сохранение исторически сложившегося
единства народов, территориальной
целостности страны. С межнациональными
отношениями связаны вопросы
суверенитета, способа организации
и деятельности федеральных органов
государственной власти и органов
власти субъектов федерации, обеспечения
прав и свобод национальных сообществ.
Однако сегодня в России в сфере
межнациональных отношений
Поэтому особое значение
в России приобретает правовое воздействие
государства на межнациональные
отношения путем
Во всех правовых
государствах созданы и конституционные
суды, обеспечивающие проверку законов
и подзаконных актов с точки
зрения их соответствия Конституции.
А как обстоят
дела с формированием правового
государства в России?
Испытание властью…
Партийно-советская
Демократизация жизни
бывшего советского общества началась
под лозунгами о разделении властей.
Теперь у нас есть власть законодательная,
исполнительная и судебная. Много
говорят о силе «четвертой власти»
- средствах массовой информации, которые
получили возможность практически
бесконтрольно воздействовать на умы
и сознание обывателей. Сегодня уже
нет нужды умалчивать и об огромной
власти над душами людей, которую
таит в себе русская православная
церковь.
Сегодня простому гражданину
трудно разобраться, кто отправляет
власть в нашем государстве, где
новые флаги России развеваются
над старыми административными
зданиями, в которых зачастую вершат
дела и судьбы прежние руководители
с новыми названиями. Ни для кого
не секрет, что количество и раздробленность
новых властных структур, материальные
и финансовые средства на их содержание
значительно превосходят
Совершенно очевидно,
структура власти переходного периода
к рыночной экономике несовершенна.
Впервые в своей истории
Сегодня много говорят
и пишут о том, что специфические
черты развития российской государственности
не позволяют ей быстро и просто
войти в современную
Понятно, ответы на постоянно
будоражащие россиян вопросы
сложны и неоднозначны. Сегодня можно
много спорить о традиционной
неповоротливости властей, о проведении
реформ недемократическими методами,
о ложном понимании социальной справедливости,
уравниловке и еще об очень
многом. Но ясно и другое: только совместными
усилиями, спрятав неудовлетворенные
политические и другие амбиции и
достигнув минимального уровня социального
согласия, мы сможем выбраться из той
пропасти, куда попали.
Назад
Идея и проблемы
создания правового государства
владела умами и волновала
разнообразных прогрессивных
Основной вопрос:
«Что такое правовое государство?»
и вытекающие из него вопросы: «Когда
появилась его идея и как она
развивалась? Каковы его основные признаки
и черты? Каковы цель и назначение
правового государства?» - практически
всегда находились в поле зрения философов,
юристов, историков независимо от из
взглядов и суждений, а также от
того, как квалифицировалось и
как называлось это государство:
государством ли закона, справедливости,
государством всеобщего благоденствия
или же государством законности.
Как показывает изучение
научной литературы, разработка определения
понятия «правовое государство»
является одной из самых острых проблем
становления правового
В связи с этим,
например, Председатель Конституционного
Суда РФ В.Д. Зорькин отмечает: "…Это
понятие [правовое государство –
авт.] во взаимосвязи с реалиями XXI
столетия еще ждет своей доктринально-
В основе современных
концепций правового
Термин "правовое
государство" происходит от немецкого
Rechtsstaat, обозначившего в конце XVIII
в. доктрину, выдвинутую в поздних
работах Иммануила Канта, который
увязал существование Rechtsstaat с верховенством
конституции страны и подчиненности
ей действий государства. При этом,
по убеждению И. Канта, конституция
должна ставить целью государства
обеспечение мирной счастливой жизни
его граждан при условии защиты
их прав собственности. В англосаксонской
терминологии аналогом "правового
государства" часто называют Rule of
Law - "верховенство права", но следует
отметить неполное совпадение этих понятий,
а также самостоятельность
Значительный вклад
с развитие идеи правового государства
внесли и русские юристы[iii].
Предлагаемые
Как пишут в научной
литературе, «одним из наиболее оригинальных
являлся подход к проблематике правового
государства известного административиста
А.И. Елистратова. Используя антитезу
"полицейское государство - правовое
государство", он вычленил важнейшую,
по его мнению, черту последнего
- защиту субъективного публичного
права. Отсюда, полагал ученый, правовому
государству в любой его форме
свойствен тип личности-
Информация о работе Проблема формирования правового государства