Проблема формирования правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 18:56, реферат

Описание

Проблемы формирования правового государства в России. Теория государства и права ч.2
12.3. Проблемы формирования правового государства в России
В Конституции Российской Федерации Россия провозглашается право¬вым государством, для которого характерны политический плюрализм, разде¬ление властей, признание высшей ценностью человека, его прав и свобод.

Работа состоит из  1 файл

Проблемы формирования правового государства в Росси1.docx

— 34.53 Кб (Скачать документ)

Вопросы правового  государства широко обсуждаются  и в наше время. Вероятно, поэтому  существуют различные определения  правового государства. 

В соответствие с  определением, данным в Большом юридическом  словаре, «правовое государство  — в конституционном праве  характеристика конституционно-правового  статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства  следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность  государства конституционным строем, верховенство конституции по отношению  ко всем другим законам и подзаконным  актам, разделение властей и институт ответственности власти как организационная  основа правового государства, независимость  суда, приоритет норм международного права над нормами национального  права. РФ провозглашается П. г. в  ст. 1 Конституции РФ. П. г. является также  одной из центральных категорий  современных демократических теорий права»[vi]. 

По утверждению  словаря «Правотека» «Правовое  государство (англ. law/juridical/ legal state) - тип  государства, основанного на конституционном  режиме, развитой и непротиворечивой правовой системе и эффективной  судебной власти, реальном разделении властей с их эффективным взаимодействием  и взаимным контролем, развитым социальным контролем политики и власти. Общее  демократическое устройство системы  власти и политики П.г. органически  связано с его правовыми установками.»[vii] 

В соответствие с  Энциклопедическим словарем «Конституция Российской Федерации» правовое государство  это «демократическое государство, организация и деятельность которого, всех его органов, должностных лиц  основаны на праве и связаны с  ним»[viii]. 

Энциклопедический словарь «Конституционное право  России» дает следующее определение  правового государства – «тип государства, в котором сформированы и функционируют режим конституционного правления, развитая правовая система  и верховенство правового закона в общественной жизни, система социального  контроля над властью и эффективные  механизмы, гарантирующие правовую защищенность личности и обеспечивающие ей активное и беспрепятственное  пользование демократическими правами  и свободами»[ix]. 

Словарь «Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура»  приводит следующее определение  правового государства – «тип государства (см.), в котором функционирует  режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система, эффективная судебная власть, вместе с реальным разделением  властей с их эффективным взаимодействием  и взаимным контролем, с развитым социальным контролем политики (см.) и власти (см.)»[x] 

Словарь по экономике  и финансам. Глоссарий.руговорит  о том, что «правовое государство - характеристика конституционно-правового  статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства  следующим принципам: 

- народный суверенитет; 

- нерушимость прав  и свобод человека со стороны  государства; 

- связанность государства  конституционным строем; 

- верховенство конституции  по отношению ко всем другим  законам; 

- разделение властей; 

- независимость суда; 

- приоритет норм  международного права над нормами  национального права»[xi]. 

Словарь по общественным наукам. Глоссарий.рупод теорией  правового государства понимает «совокупность теорий, обосновывающих примат права над действием различных  органов государственной власти». 

Большая Советская  энциклопедия дает свое определение  теории правового государства «(Rechtsstaat, в англо-саксонской терминологии "господство права" — Rule of Law) - буржуазная политико-юридическая  теория, согласно которой государство  в своей деятельности связано  правом и не должно выходить за установленные  им рамки. Термин "правовое государство" введён в научный оборот И. Кантом»[xii]. 

С учетом изложенных определений можно согласиться  с выводами Н.И. Матузова, А.В. Малько[xiii], что общественным сознанием правовое государство воспринимается как  такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Но такое  представление, хотя и верное по сути, недостаточно для адекватного понимания  феномена правового государства, представляющего  собой сложную, многофакторную систему. 

В идее правового  государства можно выделить два  главных аспекта: 

1) свободу человека, наиболее полное обеспечение  его прав; 

2) ограничение правом  государственной власти. 

В философском смысле свобода может быть определена как  способность человека действовать  в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении  человека создаются условия для  его юридической свободы, реализуется  механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип "не запрещенное законом дозволено". 

Человек как автономный субъект свободен распоряжаться  своими способностями, собственностью, имуществом. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально  раздвинуть границы ограничений  личности прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Думается, не случайно сегодня в  России принят целый пакет приоритетных экономических законов, посвященных  собственности, земле, налоговой системе, приватизации государственных предприятий  и т.д., которые фиксируют многообразие форм собственности, открывают простор  для инициативы людей, дают возможность  почувствовать себя хозяином жизни. 

Наиболее крупные  и значимые блоки права-стимула  в отношении личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплощаются  в формуле "права человека", которые являются фундаментальными в том плане, что призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного существования и лежат в основе конкретных многообразных субъективных прав личности. 

Права человека как  главное звено правового режима стимулирования для индивида есть источник постоянного воспроизводства его  инициативы, предприимчивости, инструмент развития гражданского общества. В  современный период проблемы прав человека выходят на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность  их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном характере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в национальных правовых системах, правовом регулировании. 

Права человека и  правовое государство, несомненно, характеризуются  общими закономерностями возникновения  и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать они  могут только в одной "связке". Оба феномена имеют в своей  основе право, хотя роль последнего для  них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что  соединяющим звеном между человеком  и государством должно быть именно право, а отношения между ними - истинно правовыми. 

Именно в связанности, ограничении правом государства  и заключается сущность правового  государства. Здесь право выступает  как антипод произвола и как  барьер на его пути. Ведь поскольку  политическая власть (главным образом  власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие заслон ее необоснованному и незаконному  превышению, попранию прав человека. 

Правовые ограничения  необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не трансформировались в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что  правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны  государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан. 

В условиях демократии право как бы "меняется местами" с государством - утверждается верховенство первого и право возвышается  над государством. 

Итак, правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также  для наиболее последовательного  связывания с помощью права государственной  власти в целях недопущения злоупотреблений. 

По мнению Мелехина А.В., «правовое государство - это  демократическое государство, где  обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом  и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы  человека и где в основу организации  государственной власти положен  принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. 

Современное правовое государство - это демократическое  государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно  или через представителей). Это  предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность  в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что  находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе  прессы и т.п.[xiv]» 

Какие же проблемы имеются  на пути становления правового государства  Российской Федерации? 

  

Несомненно, что одной  из важных проблем является неразработанность  правовой политики. На этот факт обращают внимание многие специалисты. Так, Малько Е.А. пишет: «В современных условиях усложняется правовая жизнь общества, внедряются новые технологии, увеличивается  поток информации, и с учетом происходящих в России политических, экономических  и социальных изменений в условиях становления правового государства  особую актуальность приобретает правовая политика[xv]». 

Мнение об особой роли правовой политики в становлении  правового государства разделяет  Тимонова Е.Ю., которая отмечает: «Правовая  политика способствует становлению  правового государства, которое  является целью существования практически  любого общества. Главным базисом  и высшей ценностью правового  государства являются права и  свободы личности. Другими словами, правовая политика в современном  Российском государстве - универсальное  и комплексное средство для защиты прав и свобод личности[xvi]». 

В рамках правовой политики, в частности, должны быть решены вопросы  о необходимости разработки конституционно-правовых терминов, понятий и определений. Так, например, Баренбойм П.Д. в качестве пути становления правового государства  называет работу по «конкретизации условий  становления правового государства  в конституционно-правовых терминах[xvii]». 

Важное место в  становлении правового государства  играет решение проблем ответственности  государства перед личностью. 

Так, например, Карачев  А.В. отмечает: «Следует указать, что  в настоящее время идея ответственности  государства перед лицами, пострадавшими  от неправомерных действий государственных  органов, получила национальное и международное  правовое признание. Так, согласно ст. 53 Конституции РФ декларируется  право каждого гражданина на возмещение вреда, причиненного неправомерными действиями органов государства. И особым случаем  является ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, предусмотренная  ст. 1070 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). 

В условиях становления  правового государства законодатель придает все большее значение институту возмещения вреда в  связи с постоянным взаимодействием  граждан с указанными органами[xviii]». 

Огромное значение для становления правового государства  приобретает судебная реформа. Так, Минибаева Д.Ф. пишет: «Современный исторический период развития России является эпохой становления правового  государства. Построение подлинно правового  государства - длительный и достаточно сложный процесс, требующий кардинальных изменений в основных областях государственной  и общественной жизни, в правосознании  людей. В Российской Федерации основой  данного процесса стала судебная реформа, актуальность, необходимость, социальная значимость и важность которой  не вызывают сомнений[xix]». 

Информация о работе Проблема формирования правового государства