Проблема формирования правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 18:56, реферат

Описание

Проблемы формирования правового государства в России. Теория государства и права ч.2
12.3. Проблемы формирования правового государства в России
В Конституции Российской Федерации Россия провозглашается право¬вым государством, для которого характерны политический плюрализм, разде¬ление властей, признание высшей ценностью человека, его прав и свобод.

Работа состоит из  1 файл

Проблемы формирования правового государства в Росси1.docx

— 34.53 Кб (Скачать документ)

Фактически с этим мнением согласен Шумаков А.С., который  судебную реформу рассматривает  как «создание новой системы  судебной защиты прав и свобод». Шумаков  А.С. отмечает, что «становление правового  государства неразрывно связано  со становлением и развитием гражданского общества, для которого характерна возможность защиты конституционных  прав и свобод не только от неправомерных  действий органов власти и должностных  лиц, но и от действия неконституционных  законов. Эта глубокая концептуальная идея потребовала принципиально  новой правовой базы в области  конституционных правоотношений. На основе Конституции РФ 1993 г. создается  новая система судебной защиты прав и свобод, в структуру которой  основным компонентом входит правосудие как основная функция судебной власти в Российской Федерации[xx]». 

Важной проблемой  становления правового государства  является развитие органов прокуратуры. Например, Буянский С.Г. в своей монографии отмечает: «Таким образом, анализ нормативной  базы функциональных полномочий прокуратуры  в сфере надзора за соблюдением  конституционных прав и свобод граждан  и федерального законодательства позволяет  говорить не только о наличии существенных предпосылок для всестороннего  развития этого направления деятельности прокуратуры, но и о большой общественной значимости прокуратуры в период становления правового государства  в России[xxi]». 

Значимым для становления  правового государства является борьба с преступностью. 

По мнению Мальцева Г.В., «так совпало, что наряду с экономическим  кризисом наша страна переживает в  своем развитии сложный переходный период на пути становления правового  государства и обретения статуса  полноценного участника процессов, происходящих в современном цивилизованном мире. Нестабильность функционирования в условиях кризиса формирующейся  государственной системы стимулирует  как рост социальной напряженности, так и обострение криминогенной  ситуации[xxii]». 

Важно бороться со всеми  проявлениями преступности. Однако, борьба с некоторыми видами преступности имеет  решающее значение для развития правового  государства. Один из таких видов  – коррупция. Как отмечает, например, Сулейманов Т.М.: «Проблема коррупции  появилась наряду со становлением государственности  на Руси: ни системный подход к этой проблеме Петра I, ни расширение количества субъектов коррупционных преступлений в XIX в. не привели к искоренению лихоимства и мздоимства. И в настоящее время коррупция продолжает оставаться одной из самых насущных проблем развития гражданского общества и становления правового государства в Российской Федерации[xxiii]». 

Важным для борьбы с преступностью и для становления  правового государства является развитие юридической науки. В частности, Журавель Е.Г. отмечает: «Современный этап борьбы с преступностью, решение  проблем, связанных с процессами становления правового государства  предполагают использование в правоохранительной и правоприменительной деятельности современных достижений различных  наук, среди которых особое место  занимает психологическая наука  и ее прикладная отрасль - юридическая  психология[xxiv]». 

Существенную роль в становлении правового государства  играет процесс развития институтов гражданского общества, с которыми оно строит отношения на основе равенства[xxv]. Развитие институтов гражданского общества является одной из важнейших проблем  становления правового государства. 

Как отмечает Ахрамеева  О.В., «в Конституции Российской Федерации  определена концепция становления  правового государства, в рамках которой совершенствуется механизм правового регулирования общественных отношений, повышается роль многих традиционных институтов и правовых форм в жизни  формирующегося гражданского общества, к числу которых можно отнести  и нотариат[xxvi]». 

Особо место среди  институтов гражданского общества принадлежит  общественным организациям, правовой статус которых специально регулируется отдельным нормативным актом - Федеральным  законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях". Можно согласиться  с Гриб В.В. Среди их уставных целей  и задач, как правило, прямо провозглашается  содействие процессам демократизации и становлению правового государства; именно они наиболее активно идут на взаимодействие с органами государственной  власти[xxvii]». 

  

Необходимо отметить, что перечисленные выше проблемы не в полной мере отражают весь спектр действительно стоящих проблем  в ходе становления правового  государства в Российской Федерации. 

Опираясь на основные признаки правового государства, которые  выделил Мелехин А.В., а также  на перечень дополнительных факторов и условий становления правового  государства описанные им же, то можно очертить круг следующих проблем: 

необходимо добиваться верховенства закона во всех сферах жизни  общества; 

совершенствование деятельности органов правового  государства, которая должна базироваться на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и  судебную; 

законодательного  установления взаимной ответственность  личности и государства; 

реализация реальности прав и свобод гражданина, их правовой и социальной защищенности; 

установление политического  и идеологического плюрализма, заключающегося в свободном функционировании различных  партий, организаций, объединений, действующих  в рамках конституции, наличие различных  идеологических концепций, течений, взглядов; 

преодоление правового  нигилизма в массовом сознании; 

выработка высокой  политико-правовой грамотности в  обществе через систему общественного  политического образования; 

появление действенной  способности противостоять произволу; 

разграничение партийных  и государственных функций; 

торжество политико-правового  плюрализма; 

выработка нового правового  мышления и правовых традиций[xxviii]. 

  

  

[i]Баренбойм П.Д.  Правовое государство как партнер  гражданского общества: к 150-летию  опубликования концепции "Государство  как произведение искусства" // Законодательство и экономика. 2010. N 9. С. 7 - 11. (Баренбойм П.Д. Адвокат,  кандидат юридических наук, вице-президент  Союза юристов России и Международного  союза (содружества) адвокатов  СНГ) 

[ii]Философия права  в начале XXI столетия через призму  конституционализма и конституционной  экономики / Сост. П. Баренбойм,  А. Захаров. М.: Издание Московско-Петербургского  философского клуба, 2010. С. 29. 

[iii]"Идея правового  государства в трудах русских  юристов", К.Б. Хачинский, "История  государства и права", 2006, N 10 

[iv]Гессен В.М. О  правовом государстве. СПб., 1905. С. 11. 

[v]Елистратов А.И.  Основные начала административного  права. М., 1917. С. 12. 

[vi]Большой юридический  словарь - http://slovari.yandex.ru/dict/jurid    

[vii]http://www.pravoteka.ru/enc/4599.html 

[viii]Энциклопедический  словарь «Конституция Российской  Федерации»- http://slovari.yandex.ru/dict/konst 

[ix]Энциклопедический  словарь «Конституционное право  России» - http://slovari.yandex.ru/dict/constitution 

[x]Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура - http://slovari.yandex.ru/dict/bezopasnost 

[xi]Словарь по экономике  и финансам. Глоссарий.ру- http://slovari.yandex.ru/dict/glossary 

[xii]Большая советская  энциклопедия - http://slovari.yandex.ru/dict/bse 

[xiii]"Теория государства  и права: учебник", Н.И. Матузов,  А.В. Малько, Юристъ, 2004 

[xiv]Мелехин А.В.  Теория государства и права:  Учебник. М.: Маркет ДС, 2007. 640 с. (Мелехин  Александр Владимирович, доктор  юридических наук, доцент, заведующий  кафедрой "Административное и  финансовое право" Московской  финансово-промышленной академии) 

[xv]Малько Е.А. Гражданская  процессуальная правовая политика: понятие и необходимость формирования // Арбитражный и гражданский процесс. 2010. N 1. С. 6 - 9. (Малько Е.А., аспирант  кафедры гражданского процесса  ГОУ ВПО "Саратовская государственная  академия права") 

[xvi]Тимонова Е.Ю.  Права и свободы личности как  приоритеты правовой политики // Общество и право. 2010. N 1. С. 295 - 298. (Тимонова Елена Юрьевна, аспирант  кафедры политологии МГТУ им. Н.Э. Баумана) 

[xvii]Баренбойм П.Д.  Правовое государство как партнер  гражданского общества: к 150-летию  опубликования концепции "Государство  как произведение искусства" // Законодательство и экономика. 2010. N 9. С. 7 - 11. (Баренбойм П.Д. Адвокат,  кандидат юридических наук, вице-президент  Союза юристов России и Международного  союза (содружества) адвокатов  СНГ) 

[xviii]Карачев А.В.  Особенности ответственности государства  за вред, причиненный незаконными  действиями должностных лиц государственных  органов // Государственная власть  и местное самоуправление. 2010. N 1. С. 27 - 29. (Карачев А.В., соискатель  кафедры гражданско-правовых дисциплин  Санкт-Петербургского университета  Государственной противоп

Информация о работе Проблема формирования правового государства