Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:48, курсовая работа
Целью данной работы является выделение и анализ проблем, препятствующих организации безопасности прав авторов и иных правообладателей, а также тенденций будущего развития действующей нормативно-правовой базы.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать понятия «авторское право», «смежное право», «Интернет», «локальная сеть», «пиратство в сети», «электронная библиотека», «файлообменник»;
- выделить отличительные характеристики авторского и смежного прав;
Введение …………………………………………………………………… 3
1. Общая характеристика авторских и смежных прав в
глобальной и локальной сетях ………………………………………… 6
1.1. Авторское право и формы его выражения ………………………. 6
1.2. Охрана интересов авторов на результаты творческой
деятельности с помощью смежных прав ……………………..… 10
1.3. Правовое регулирование общественных отношений,
связанных с размещением и использованием информации
в сети ……………………………………………………………...... 14
2. Защита объектов права в компьютерных сетях ……………….….….. 17
2.1. Актуальные проблемы обеспечения безопасности
в Интернете и технические возможности их устранения ….…… 17
2.2. Организация безопасности локальных сетей ………………….… 21
2.3. Ответственность за наличие состава преступления
в сфере нарушения авторских прав в сети ……………..……. 25
3. Проблемы современного законодательства в сфере
обеспечения безопасности авторских и смежных прав
и перспективы развития …………………………………………..…... 29
3.1. Вопросы защиты авторского права в системе
электронных библиотек …………………………………….....….. 29
3.2. Совершенствование механизмов защиты
файлообменников ………………………………………………..… 33
3.3. Необходимость противодействия законодательства
нелегальному распространению результатов
интеллектуальной собственности …………………………..…….. 35
Институт авторского права состоит из своеобразных черт, отличающих его от иных институтов гражданского права. Поэтому правоотношения, регулируемые нормами ч. 4 Гражданского кодекса РФ, приобретают исключительный интерес - как юридический (правовое обоснование авторского права), так и общественный (культурно-просветительский).
Функции российского авторского права:
- признание авторства и защита произведений литературы, науки и искусства с момента их создания. Произведение – это любая отвечающую требованиям закона идеальная систему научно-технических категорий (произведения науки), литературных и художественных образов (произведения литературы и искусства)6;
-
установление режима
- наделение авторов произведений науки, литературы, искусства и иных правообладателей комплексом личных и имущественных прав, а также их защита.
Возникновение авторских прав непосредственно связано с фактом создания произведения (презумпция авторства). В российском законодательстве нет специальной процедуры их регистрации (кроме регистрации авторских прав на программы для электронно-вычислительных машин). В соответствии с законодательством автором признается тот, кто создал произведение, и именно ему принадлежат следующие права (ст. 1265, 1266, 1270 ГК РФ):
-
исключительное право на
-
право авторства и право
- право на неприкосновенность произведения;
-
право на обнародование
Информацией об авторском праве признается любая информация, которая идентифицирует произведение, автора или иного правообладателя, либо информация об условиях использования произведения, которая содержится на оригинале или экземпляре произведения, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением такого произведения до всеобщего сведения, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация. Формат оповещения об авторском праве, принятый в Российской Федерации, определен ст. 1271 ГК РФ и состоит из трех элементов7:
1. латинской буквы «C» в окружности (англ. - «copyright»): ©;
2. имени или наименования правообладателя;
3. года первого опубликования произведения.
Например: © Просвещение, 2009.
Данный знак не создает дополнительных прав, а уведомляет, что авторские права принадлежат указанному физическому или юридическому лицу. При этом отсутствие знака не означает, что произведение не защищено авторскими правами. Юридическая защита результата творческой деятельности возникает в силу самого факта создания произведения, поэтому регистрация произведения или соблюдение иных формальностей не требуется. Также наличие или отсутствие знака охраны авторского права не влияет на лицензирование произведения. Такой формат оповещения был установлен Всемирной (Женевской) конвенцией об авторском праве 1952 г. и на сегодняшний день имеет информационный характер.
Таким
образом, произведения науки, литературы
и искусства любых достоинств, назначения
и способа выражения, являются объектами
авторского права независимо от того,
находятся они в материальном виде или
в электронном. Часть произведения (в том
числе его название или персонаж), если
по характеру она может быть признана
самостоятельным результатом творческого
труда автора и выражена в объективной
форме, также является объектом авторского
права.
1.2. Охрана интересов авторов на результаты творческой деятельности
с
помощью смежных прав
Права исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания также подлежат охране как самостоятельные, хотя они взаимосвязаны с правами авторскими на произведения науки, литературы и искусства (гл. 71 ч. 4 ГК РФ). Поэтому группа прав получила название «смежных» - это права, смежные с авторскими (ст. 1303 ГК РФ).
Смежные права - это права, направленные на охрану интересов конкретных физических и юридических лиц, способствующие созданию произведений, доступных для широкой публики (например, певец, исполняющий произведение композитора для широкой публики)8.
Главная цель смежных прав - охрана юридических интересов лиц или организаций, которые вносят значимое творческое, техническое или организационное мастерство в процессе доведения произведения до широкой публики9. Они возникают у их обладателей независимо от формальностей, действуют в течение 50-ти летнего срока и признаются за их субъектами при наличии определенных дополнительных условий.
Смежные права появляются следом за авторскими. Например, при создании песни сначала возникают права у авторов текста и музыки (с момента создания произведения), затем, когда песня исполняется, - возникают права у артиста, который ее исполняет, а при записи исполнения на аудио-носитель появляются права у производителя фонограммы.
Ст. 1305 ГК РФ предусматривает, что для целей оповещения о своих правах правообладатель смежных прав (изготовитель фонограммы, исполнитель) может использовать специальный знак, который помещается на каждом экземпляре объекта и состоит из латинской буквы «Р» в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права и года первого опубликования фонограммы.
Например: ℗ ООО Музыка, 2007.
При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме, а под отображением звуков - их представление в цифровой форме, для преобразования из которой в воспринимаемую слухом требуется использование определенных технических средств (ст. 1305 ГК РФ)10. Знак охраны смежных прав (как и авторского права) имеет информационное значение и указывает, что какое-то лицо считает себя обладателем исключительных прав на произведение или фонограмму. Такой знак охраны не может быть основанием для установления факта обладания авторскими или смежными правами, но помогает установить правообладателя.
Общественная потребность в защите смежных прав связана с появлением технических средств, позволяющих записывать и воспроизводить исполнения и постановки, делая их доступными для широкого круга лиц через использование сетевых ресурсов (ст. 1308, 1309 ГК РФ). Их производители осуществляют в процессе создания фонограмм и передач организационно-техническую деятельность, не носящую творческого характера, но требующую усилий и материальных затрат.
Смежные права самостоятельны, если объект исполнения, записи или передачи не охраняется авторским правом (например, запись голосов птиц). Но в основном они находятся в некоторой зависимости от авторских прав, поскольку артисту, режиссеру-постановщику или дирижеру необходимо получить согласие автора на публичное исполнение его произведения. Следовательно, производитель фонограммы для осуществления своих прав должен получить согласие и автора произведения, и его исполнителей, а организации эфирного и кабельного вещания – и автора, и исполнителей, и производителей фонограммы.
Исполнитель и производитель фонограммы могут оповещать третьих лиц о своих правах, проставляя на каждом экземпляре фонограммы (или ее футляре) специальный знак охраны смежных прав: он состоит из латинской буквы «Р» в окружности, имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав и года первого опубликования фонограммы (ст. 1305 ГК РФ). При этом отсутствие такого знака не лишает обладателя смежного права возможностей защиты.
Субъекты смежных прав, согласно гражданскому законодательству, обладают гораздо меньшими правомочиями, чем авторы: исполнители имеют личные неимущественные и имущественные права, а производители фонограмм и организации вещания - только имущественные права.
К субъектам смежных прав относятся следующие группы лиц11:
Защита прав производителей фонограмм и организаций эфирного вещания помогает создать основу для национальных отраслей промышленности, способных распространять национальное культурное наследие в стране, а также на рынках за ее пределами. Популярность так называемой «мировой музыки» демонстрирует, что такие рынки существуют, но не всегда материальные блага в результате их использования возвращаются в страну, их породившую.
Сроки действия исключительного права на объекты смежных прав, согласно ч. 4 Гражданского кодекса РФ, следующие12:
- на исполнение: в течение всей жизни исполнителя (но не менее 50-ти лет), считая с 1 января года, следующего за тем, в котором осуществлено само исполнение, его запись исполнения или сообщение исполнения в эфир или по кабелю. Если исполнитель был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права продлевается, и 50 лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации; если же исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то 50-ти летний срок продлевается еще на 4 года;
- на фонограмму: в течение 50-ти лет, считая с 1 января года, следующего за тем, в котором была осуществлена запись. При обнародовании фонограммы исключительное право действует в течение 50-ти лет, считая с 1 января года, следующего за тем, в котором она была обнародована (если это произошло в течение 50-ти лет после ее записи);
- на сообщение радио- или телепередачи: в течение 50-ти лет, считая с 1 января года, следующего за тем, в котором оно имело место быть;
- исключительное право изготовителя базы данных: с момента завершения ее создания и действует в течение 15-ти лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания (указанный срок возобновляется при каждом обновлении базы данных);
- исключительное право публикатора на произведение: с момента обнародования этого произведения и в течение 25-ти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования.
По
истечении данных сроков действия указанные
выше объекты переходят в
Таким
образом, смежные права - новый и мало разработанный
институт в отечественном законодательстве.
В нормативно-правовой базе немало пробелов,
касающихся регулирования сфер интеллектуальной
творческой деятельности. Юридическое
закрепление смежных прав в законодательстве
Российской Федерации - это большой шаг
в сторону усиления роли личности в государстве,
развития ее творческого потенциала. Поэтому
сейчас в стране есть тенденция на увеличение
значимости системы по охране и защите
прав граждан на интеллектуальную собственность.
1.3.
Правовое регулирование общественных
отношений, связанных с размещением и
использованием информации
Интернет способен одновременно оказать положительное воздействие на развитие человечества и нанести непоправимый ущерб. Поэтому общественные отношения, которые он порождает, должны своевременно регулироваться специальной нормативно-правовой базой, где право приобретет главную роль через реализацию своих функций:
- регулятивная: правовое воздействие на общественные отношения в соответствии с потребностями человека, общества и государства (она выражается в нормативно-правовых актах);
- охранительная: охрана положительных и искоренение вредных для человека, общества и государства общественных отношений (это установление запретов на действия, нарушающие чье-либо право, и санкции к правонарушителям).