Проблемы обеспечения безопасности авторских и смежных прав в Интернете и локальных сетях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:48, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является выделение и анализ проблем, препятствующих организации безопасности прав авторов и иных правообладателей, а также тенденций будущего развития действующей нормативно-правовой базы.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать понятия «авторское право», «смежное право», «Интернет», «локальная сеть», «пиратство в сети», «электронная библиотека», «файлообменник»;
- выделить отличительные характеристики авторского и смежного прав;

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3
1. Общая характеристика авторских и смежных прав в
глобальной и локальной сетях ………………………………………… 6
1.1. Авторское право и формы его выражения ………………………. 6
1.2. Охрана интересов авторов на результаты творческой
деятельности с помощью смежных прав ……………………..… 10
1.3. Правовое регулирование общественных отношений,
связанных с размещением и использованием информации
в сети ……………………………………………………………...... 14
2. Защита объектов права в компьютерных сетях ……………….….….. 17
2.1. Актуальные проблемы обеспечения безопасности
в Интернете и технические возможности их устранения ….…… 17
2.2. Организация безопасности локальных сетей ………………….… 21
2.3. Ответственность за наличие состава преступления
в сфере нарушения авторских прав в сети ……………..……. 25
3. Проблемы современного законодательства в сфере
обеспечения безопасности авторских и смежных прав
и перспективы развития …………………………………………..…... 29
3.1. Вопросы защиты авторского права в системе
электронных библиотек …………………………………….....….. 29
3.2. Совершенствование механизмов защиты
файлообменников ………………………………………………..… 33
3.3. Необходимость противодействия законодательства
нелегальному распространению результатов
интеллектуальной собственности …………………………..…….. 35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по гражданскому праву.doc

— 278.50 Кб (Скачать документ)

    Отдельные аспекты, связанные с формированием  в библиотеках информационных ресурсов и использование входящих в них  баз данных, электронных каталогов и картотек, регулирует Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», который включает библиотечные фонды и информационные продукты библиотек, используемые для создания производной информации в состав государственных общедоступных информационных ресурсов.

    Виды  электронных библиотек:

  1. универсальные, охватывающие огромное количество материала (например, Библиотека Максима Мошкова)31;
  2. специализированные (Сетевая Словесность, направленная на собирание авторов и типов текста, проявивших себя именно в Интернете);
  3. интернет-библиотеки научно-образовательной тематики, состоящие из изданий, необходимых в образовательном процессе.

    Электронные библиотеки не относятся к смежным структурным типам сайта (литературным): в отличие от литературного журнала, возникшего в печатном виде и без особых изменений размещенного в Интернете, электронная библиотека не подразделяется на выпуски и обновляется по мере появления новых материалов. То есть, не являясь сайтом со свободной публикацией, электронная библиотека подбирается координатором проекта по своему усмотрению и не предусматривает создания вокруг публикуемых текстов коммуникативной среды (блогов, гостевых книг).

    Форматы размещаемых в электронных библиотеках произведений делятся на две категории32:

  1. форматы, предназначенные для чтения текста он-лайн (on-line);
  2. форматы, предназначенные для скачивания на компьютер читателя.

    Самые популярные форматы для хранения файлов - это «html» и «txt». Связано это с тем, что, по философии библиотеки, каждое произведение должно целиком умещаться на стандартном носителе информации (на момент формирования электронных библиотек им была дискета).

    Наиболее  часто используемые форматы для скачивания - «txt», «rtf» и «doc» для персонального компьютера, а также «mobipocket prc» - для чтения книг на КПК и телефонах. Для хранения литературных произведений удобен формат «FictionBook». Книги с математическими формулами и сложными схемами содержатся в графическом формате «DjVu» и «pdf».

    Многие  электронные библиотеки публикуют  литературные произведения без предварительного согласия авторов, и хотя в некоторых  из них по первому требованию автора его тексты снимаются с сайта, фактически они нарушают законы об авторском праве.

    Президент Российской Федерации Д. А. Медведев подписал Федеральный закон РФ от 27 октября 2008 г. № 183-Ф3 «О внесении изменений в ст. 18 Федерального закона «О библиотечном деле». Генеральный    директор   Российской   государственной   библиотеки  (РГБ)  им. В. И. Ленина В. Федоров прокомментировал отдельные положения нового нормативно-правового акта: «… что касается оцифровки библиотечных фондов, то отношение к этому закону двоякое … он утверждает право библиотек использовать достижения современных информационных технологий и переводить имеющиеся у них фонды в цифровую форму … [но] библиотека не в состоянии сама заключать договора с авторами. Во всей мировой библиотечной практике этим занимаются специальные организации … В мировой практике … библиотеки, реализуя конституционное право граждан на получение информации, имеют право переводить в цифровую форму свои фонды, не спрашивая разрешения у авторов … в научных, культурных и образовательных целях, а не для коммерческой выгоды»33.

    Госдума предложила внести поправки к закону «О библиотечном деле», которые легализуют деятельность электронных библиотек: в целях сохранности фондов национальные библиотеки предлагается наделить правом оцифровывания книг, видеофильмов и других произведений, что позволит им создавать электронные копии документов без согласия авторов и без выплаты им вознаграждения. Но это может привести к бесконтрольному распространению в цифровом виде продукции, охраняемой авторским правом и подорвать книгоиздательский рынок. Поэтому предлагается, чтобы библиотеки делали это не сразу, а через два года после поступления к ним обязательных экземпляров. Проект поддержал профильный комитет Госдумы по культуре, отдельно оговорив, что деятельность библиотек следует вывести из области авторского права, внеся соответствующие поправки в ч. 4 Гражданского кодекса РФ34. Такие изменения дадут право создавать электронные копии документов без согласия авторов и выплаты им вознаграждения.

    Так же в Государственную Думу внесен законопроект о деятельности цифровых библиотек, который обязывает книгоиздателей отсылать электронные экземпляры в Российскую государственную библиотеку, а к ней подключить остальные библиотеки РФ, чтобы в стране существовала крупнейшая сеть бесплатного доступа к электронным книгам. Это позволит решить социальную проблему доступа к литературе жителей удаленных регионов. Эксперты оценивают такой законопроект как способ окончательно подорвать книгоиздательский рынок: «… если даже одной библиотеке дать такое право, вся отрасль будет на грани разрушения, - считает глава юридической компании В. Усков. - Как только мы обяжем издателей публиковать свои труды в электронном виде, на следующий день они попадут в Интернет на неконтролируемое пространство. С музыкальными CD так произошло уже давно»35.

    Сегодня нет надежной системы контроля учета и оплаты авторского права в процессе электронного распространения, поэтому автор требует оплаты от издателя, вследствие чего начинают действовать смежные права. «… Посмотрите, что случилось с базами банков и мобильных телефонов. То же самое будет, если выдавать электронные экземпляры книг сразу в Ленинку,- говорит В. Усков. - Это крайне вредная для индустрии затея. Возведение в ранг госполитики безвозмездной раздачи всем всего - недальновидно и направлено против авторов»36.

    Сегодня в действующем законодательстве РФ по авторскому праву с учетом интенсивного развития электронных ресурсов требуют решения следующие проблемы:

    - обеспечение свободного доступа пользователей к фондам электронных документов, включенных в состав электронной библиотеки, а также их копирования и репродуцирования в режиме «офф-лайн» и «он-лайн»;

    - защита авторских прав библиотек-производителей и распространителей электронных документов;

    - возможность защиты прав пользователей электронной библиотеки на доступ к электронным ресурсам. 

     3.2. Совершенствование механизмов защиты файлообменников  

    Файлообменник (файлхостинг) - это сервис, предоставляющий пользователю место под его файлы и круглосуточный доступ к ним через web, как правило, по протоколу «http»37.

    Такой сервис позволяет удобно «обмениваться» файлами: на специальной странице файлообменника (обычно - на главной) пользователь загружает файл на его сервер, а взамен получает постоянную ссылку, которую может рассылать по e-mail, публиковать в блогах, на форумах или пересылать через системы «IM». Перейдя по такой ссылке, любое другое лицо может скачать изначальный файл.

    Файлообменники  нацелены на заработок одним из способов:

  1. показ рекламы: файлообменник имеет «искусственную паузу», когда пользователи запрашивают файл (в течение 45 - 120 сек. пользователю показывается реклама, и только потом отдается файл);
  2. продажа премиум-аккаунтов (premium accounts): за определенную плату в год пользователь может купить себе право скачивать файлы сразу, без рекламы и задержек, а так же приобретает некоторые преимущества, недоступные обычным пользователям (например, скачивание файлов в несколько потоков).

    Лидерами  рынка являются RapidShare, Hotfile и Depositfiles.

    Именно  файлообмен между пользователями приносит правообладателям наибольший ущерб, так  как с момента попадения объекта  авторского права или смежных прав в Интернет или локальную сеть его путь отследить практически невозможно. В принципе, таким объектом может пользоваться и владеть любое лицо, находящееся в сети. И, если файлообмен в Интернете не является главной функцией сайта, то локальные сети создаются специально для обмена фильмами, музыкой, программным обеспечением.

    Представитель Letitbit.net, одного из крупных файловых хостеров, в интервью говорил, что если правообладатель находит у них нелегальный контент и сообщает об этом, контент удаляется с сервиса38. Также правообладателю предоставляется панель управления, с помощью которой он может самостоятельно удалять пиратские файлы с сервиса. Кроме того, в Letitbit.net действует система, позволяющая рассчитать идентификатор для каждого файла и автоматически удалять пиратский при каждой повторной закачке. «… во взаимодействии с правообладателями мы ничего нового не придумали, - говорит представитель Torrents.ru. - Мы взяли западную схему: размещая информацию на тех или иных ресурсах, пользователи обязаны не нарушать закон».

    Вероятно, файлообменные сети в будущем будут преобразованы. В идеале необходим ресурс, на котором будут собираться идентификаторы лицензионных файлов - некая обновляемая база, из которой файлообменные сервисы будут получать информацию. Это позволит сократить время на удаление нелицензионного контента, переписки между правообладателями и службой поддержки файлообменника. Произойдет так называемая «мягкая легализация», при которой правообладатели научатся извлекать прибыль из распространения своей продукции в Сети, например, за счет рекламы в интернет-версии фильма или игры; смогут усилить контроль над распространением «свежих» продуктов, приносящих прибыль, не преследуя при этом распространение информации, потерявшей для них коммерческий интерес. 

    3.3. Необходимость противодействия законодательства

    нелегальному  распространению результатов

    интеллектуальной  собственности 

    К 2009 - 2010 гг. в Российской Федерации  усиливаются тенденции в сторону  правового развития европейских государств и разработки законопроекта, который защитит авторские права издателей программного обеспечения, аудио- и видеофайлов. Его наличие позволит применять юридическое наказание за несанкционированное использование чужих продуктов в сети Интернет или локальных сетях.

    Как известно, на сегодняшний день огромное количество файлов, выложенных во Всемирной паутине (например, на файлообменниках для бесплатного скачивания), имеют законных правообладателей, которых не спрашивают об их согласии на использование их продукта. Поэтому пиратские копии фильмов и музыки появляются в сети одновременно с премьерными показами. В Великобритании был подсчитан урон местных музыкальных компаний от действий пользователей Интернета, выкладывающих аудиофайлы, предлагаемые к продаже, на хосты, обеспечивающие хранение и обмен файлами. Сумма на окончание 2009 г. составила больше 100 млн. фунтов стерлингов.  

    Интернет-пиратство - один из наиболее быстро развивающихся  видов нелегального распространения  интеллектуальной собственности в России. Этому способствуют пробелы в законодательстве и недостаточное внимание к проблеме со стороны правоохранительных органов. А. Юсуфов, старший прокурор Управления правового обеспечения Генеральной прокуратуры РФ, недавно отметил: «… никто не складывал с нас обязанности защищать права правообладателей и обеспечивать свободу творчества всеми имеющимися средствами. Но есть факторы, подстегивающие высокий уровень пиратства. Такие, как отсутствие нормального законодательства, которое регулировало бы правоотношения в сети Интернет»39. По этой же причине сложно подсчитать размеры материального ущерба, нанесенного Интернет-пиратами правообладателям или владельцам товарных знаков. Вариант предложила начальник лаборатории судебной защиты интеллектуальной собственности Российской   академии  правосудия  М. Карелина,  которая  отметила,   что «… определению ущерба может помочь статистика обращения пользователей к сайту и размещенным там файлам40.

    Главной причиной, из-за которой возникают проблемы борьбы с Интернет-пиратством, является анонимность, используемая преступникам техническими средствами сети. В. Калятин, преподаватель Российской школы частного права, утверждает, что «… идентифицировать нарушителя в Интернете гораздо труднее, чем в реальном мире. Иногда единственным возможным методом борьбы является перенесение ответственности с конкретного лица, которое разместило объект в Интернете, на провайдера, который этот объект поддерживает»41. Но на законодательном уровне не предусмотрены какие-либо условия о том, когда и в каких формах эта вина должна  возлагаться.  С этим  не  согласна М. Карелина, которая заметила: «… провайдер, в принципе, не может отвечать за контент. Но если у него есть информация о том, что кто-то, с кем он находится в договорных отношениях и предоставляет ему дисковое пространство, занимается контрафактом, то у провайдера должна возникать ответственность. Если он об этом проинформирован, то обязан предпринять действия, что и должен установить закон»42.

Информация о работе Проблемы обеспечения безопасности авторских и смежных прав в Интернете и локальных сетях