Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:12, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение управления жилыми домами в условиях Жилищного кодекса РФ.
Для реализации поставленной цели в настоящей курсовой работе решаются следующие задачи:
Дается понятие управления жилыми домами в условиях Жилищного Кодекса РФ; Описываются особенности управления домами в РФ;
Изучаются современные способы управления жилыми домами в РФ;
Выявляются проблемы управления жилыми домами и предлагаются пути их решения.
Введение…………………………………………………………………..…3
Глава 1. Основы управления жилыми домами………...........................….5
1.1. Понятие управления жилыми домами в условиях
Жилищного кодекса РФ…………………………………………...…5
1.2. Особенности управления домами в РФ…………………..…….8
Глава 2. Современные способы управления жилыми домами в РФ…...11
2.1. Непосредственное управление жилым домом………………..11
2.2. Управление ТСЖ, ЖК, ЖСК…………………………….…….14
2.3. Управление управляющей компанией…………………….…..17
Глава 3. Проблемы управления жилыми домами и пути их решения….22
3.1. Современные проблемы управления жилыми домами………22
3.2. Пути рения проблем управления жилыми домами…………...25
Заключение…………………………………..……………………………..28
Список литературы…………………………………………………..…….30
Приложения………………………………………………………………...32
Управлять объектом жилой
недвижимости для управляющей компании
намного тяжелее, чем коммерческой.
Основная причина в том, что у
нежилого объекта, как правило, один
хозяин, и УК нужно соблюдать только
его интересы, а в жилом доме
может быть несколько десятков собственников,
и УК должна удовлетворять желания
каждого из них. Наибольшие проблемы
возникают при социально
Неплательщики встречаются не только среди малообеспеченных слоев населения. За коммунальные и другие услуги по обслуживанию дома не платят и вполне хорошо обеспеченные люди. Самая острая проблема в управлении жилыми домами - это задолженность по оплате обслуживания. Не секрет, что недвижимость в элитных домах в докризисные времена очень часто приобреталась не столько как место для проживания, сколько в качестве вложения средств. В такой ситуации убедить собственников "инвестиционных" квадратных метров в том, что независимо от того, живет в кто-то в квартире или нет, пользуется услугами управляющей компании или нет, оплачивать счета необходимо, очень сложно. Многие эксперты называют и другую проблему - это нехватка квалифицированных кадров на рынке услуг по управлению жилой недвижимостью31.
Пока не разработаны
условия передачи многоквартирных
домов от предыдущей управляющей
организации к вновь избранной:
собственниками на общем собрании или
органом местного управления по конкурсу.
Очень сложно такой дом новой
компании забрать из управления прежней
организации. Ведь что означает принять
дом в управление? Значит, помимо
акта приема-передачи, подписанного передающей
и принимающей стороной, принимающая
сторона должна получить всю техническую
документацию, необходимую для управления
и обслуживания дома, финансовую и
юридическую документацию, необходимую
для перезаключения договоров как
с ресурсоснабжающими и обслуживающими
организациями, так и с пользователями
жилищных и коммунальных услуг: физическими
и юридическими лицами – собственниками,
нанимателями и арендаторами квартир
и нежилых помещений
Кроме документации, новой управляющей компании необходимо своевременно получить финансовые средства. Это не только платежи жителей и владельцев нежилых помещений, но и бюджетные средства, причитающиеся этому дому. К таковым относятся субсидии малоимущим гражданам, возмещение льгот соответствующим категориям граждан и субвенции на покрытие убытков от предоставления гражданам социальных гарантий (оплата технического обслуживания по минимальным утвержденным ставкам).
А до тех пор, пока нет четкого регламента, определяющего порядок передачи дома в управление, процедура может быть затянута на неопределенное время. Особенно эта проблема скажется на получении финансирования.
Вторая проблема – недостаточность предложенного объема объектов управления. Чем больше объект управления (многоподъездный многоэтажный жилой дом, еще лучше компактно расположенная группа таких домов, или квартал, или целый микрорайон), тем меньше управленческие издержки и выше эффективность управления. Правда, если объект управления слишком велик (район – на примере ДЕЗа), то эффективность управления теряется, а качество предоставляемых услуг снижается.
Третья проблема – большая изношенность жилищного фонда, его хронический недоремонт, в связи с чем затраты на управление такими домами будут существенно выше, чем если бы управляющая компания получила новенький (без строительных недоделок!) жилой комплекс, либо жилой дом после основательного капитального ремонта.
Одним из важнейших вопросов управления жилыми домами был и остается вопрос об оплате коммунальных услуг. Согласно ч. 3 ст. 156 ЖК, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается органами местного самоуправления, которые всячески поддерживают миф, что альтернативные организации, управляющие коммунальным хозяйством, обойдутся собственникам дороже. Между тем собственники квартир в многоквартирном доме, организованные в ТСЖ, могут выбрать другую управляющую организацию, отказавшись от услуг ЖЭУ. Объявив конкурс, можно попытаться получить самое выгодное предложение. Собственники квартир также могут нанять работников на осуществление определенных функций - тех же дворников, электриков и сантехников,- а если, предположим, подъезд нуждается в ремонте, пригласить на конкурсной основе строительную бригаду. Если же при этом ТСЖ будет рационально использовать помещения, находящиеся в общей собственности, то размеры ежемесячных взносов могут быть существенно ниже32.
Малообеспеченные собственники квартир - главным образом пенсионеры - боятся, что со вступлением в ТСЖ они потеряют предоставляемые им сейчас льготы по оплате коммунальных платежей. На самом деле льготы соответствующим категориям собственников предоставляются в том же порядке, а недостающая часть взноса в бюджет ТСЖ вносится местными органами самоуправления или городскими органами исполнительной власти из соответствующего бюджета. В случае если субсидии муниципалитета или города не предоставляются, ТСЖ может взыскать их в судебном порядке.
Каждый, кто решит провести собрание собственников, столкнется со вполне ожидаемыми трудностями. Прежде всего, необходимо узнать, кто из ваших соседей является собственниками квартиры, а кто живет в ней на условиях муниципального найма. В последнем случае орган местного самоуправления должен выделить своего представителя для участия в собрании. Если в доме много неприватизированных квартир, то участие представителя муниципалитета или города обеспечит кворум.
Второй проблемой являются
пожилые люди, которые всегда с
подозрением относятся к любым
нововведениям, поэтому наверняка
придется приложить большие усилия
для того, чтобы убедить их проголосовать
за создание ТСЖ. Еще одной проблемой
являются пустующие или сдаваемые
внаем квартиры. Как правило, наниматели
не сообщают вовремя собственникам
о предстоящем собрании, а разыскать
собственников пустующих
Поэтому заняться серьезной
подготовкой к собранию необходимо
минимум за месяц. Также нелишним
будет тщательно изучить
В любом случае, при принятии решения о создании ТСЖ, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против», а при необходимости обратиться в организацию оказывающую собственникам помощь в этих вопросах.
Однако есть все признаки
того, что рынок управления жилой
недвижимостью будет
3.2. Пути рения проблем управления жилыми домами
Если большинство квартир
в доме приватизированы, то существует
решение, позволяющее объединить положительные
моменты существующих способов управления
жилым домом и свести к минимуму
отрицательные – создать
Таким образом, при выборе управляющей компании:
1) исключается риск выбрать мошенников (у самих себя воровать трудно);
2) образуется дополнительная
мотивация управляющей
3) достигается максимальное
участие всех граждан в
4) ведется контроль за руководителем (по решению участников он может быть в любое время снят с должности);
5) исключаются трудности,
связанные с созданием и
Рекомендуемая организационно-правовая форма для такой компании – общество с ограниченной ответственностью (ООО). Но нужно помнить, что количество участников ООО не должно превышать пятидесяти, и поэтому, если собственников больше, целесообразно выбрать по одному участнику от квартиры или отобрать их по иному критерию. Для разработки учредительных документов и регистрации ООО понадобится юрист, но по сравнению с ТСЖ это обойдется значительно дешевле и займет меньше времени - около двух недель.
Чтобы организовать работу по управлению домом необходимо учитывать ее основные моменты:
1) переоформление договоров
тепло-, газо-, водоснабжения, вывоза
мусора на управляющую
2) расчет платежей за
коммунальные услуги и
3) сбор оплаты от
граждан и компенсации льгот
и субсидий на расчетный счет
организации (понадобится
4) перевод денежных
средств по договорам
5) сбор информации о
необходимости текущих
6) организация оперативного
реагирования и проведения
В отличии от ТСЖ, виды деятельности общества с ограниченной ответственностью могут быть разнообразны, т.е. «общество вправе осуществлять иные виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству». Иными словами, каждый из собственником жилых помещений, практически ничем на рискуя, может стать совладельцем новообразуемой коммерческой организации, которая будет действовать в его интересах и в дальнейшем может приносить ему доход34. При этом:
1) общество с ограниченной ответственностью отвечает по своим обязательствам только своим уставным капиталом (10 000 рублей);
2) каждый участник имеет право выйти из общества в любое время, независимо от согласия других участников.
Главное, в чем нуждается дело управления жилым фондом - это энергичные, честные и ответственные люди!
Заключение
Проблемы реализации нового жилищного кодекса, а именно выбора способа управления жилыми домами, стали сегодня одной из актуальнейших тем.
По новому жилищному
кодексу многие заботы, например о
капитальном ремонте, ложатся на
плечи самих собственников
Согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из следующих способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление
собственниками помещений в
2) управление товариществом
собственников жилья либо
3) управление управляющей организацией.
Как видно, формулировка законодателя стала намного жестче. Действующий закон предписывает собственнику выбор способа управления многоквартирным жилым домом в обязательном порядке.
Характеризуя предложенные
законодателем способы
Законодательство требует от жильцов жилых многоквартирных домом брать управление в свои руки. Это задача оказывается очень сложной для подавляющего большинства домов. Для некоторых домов решение задачи управления может оказаться невыполнимой.
Основные проблемы управления жилых многоквартирных домов:
- разный материальный уровень жильцов;
- прочные иждивенческие настроения;
- разный возраст и интересы жильцов;
- отсутствие опыта управления;
- недостаток знаний.
Одним из эффективных способов
решения данных проблем может
явиться организация
Информация о работе Проблемы управления многоквартирным домом