Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:20, курсовая работа
Все мы знаем, как велико значение семьи в жизни каждого человека, общества и государства. Именно семья для каждого человека — неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы нравственности, духовности и терпимости. Здоровая, крепкая семья — залог стабильности и процветания любого общества.
В случае невозможности устройства такого ребенка в семью, орган опеки и попечительства передает сведения о нем в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Такой банк данных формируется в каждом из регионов России. Как правило, его ведет соответствующий отдел органа управления образованием субъекта Российской Федерации или Центр по усыновлению, опеке и попечительству.
Сведения
о ребенке, оставшемся без попечения
родителей, переданные в региональный
банк данных, незамедлительно передаются
в федеральный банк данных о детях,
оставшихся без попечения родителей,
который находится в
В течение не менее трех месяцев с момента поступления данных в федеральный банк региональные службы и Отдел социальной защиты детей, осуществляют попытки к устройству детей, сведения о которых находятся в банке данных, на воспитание в семьи.
Разработана компьютерная программа «Надежда», которая связывает федеральный и региональные банки данных о детях и позволяет при помощи модемной связи и электронной почты оперативно получать и использовать сведения о детях. То есть, кандидату в усыновители нет необходимости ехать в Москву для получения сведений о том, где можно усыновить «мальчика двух-трех лет с голубыми глазами и темными волосами»; ему достаточно обратиться в свой региональный банк данных и, если такого ребенка нет в регионе, региональная служба связывается с федеральным банком данных, и в течение пяти минут выявляется регион, в котором такой ребенок есть.
В федеральном банке данных отсутствует «очередь» на усыновление. При этом складывается парадоксальная ситуация – люди, желающие усыновить ребенка, готовы стоять на учете в своем регионе не один год и не хотят выехать для усыновления в другой край, область, в то время, как иностранные граждане прилетают в Россию с целью усыновить ребенка с другого конца света – из США, Канады, даже из Новой Зеландии.
Прежде
всего, это связано со сложившейся
трудной социально-
В настоящее время порядок учета потенциальных усыновителей регулируется Положением «О порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам» утвержденным постановлением Правительства от 15 сентября 1999г. № 917. Лица, желающие усыновить ребенка, подают заявления с приложением необходимых документов в муниципальный орган управления образованием по месту своего жительства. На основании этих документов в соответствии с пунктом 17 названного Положения указанный орган готовит заключение о том, может ли данное лицо быть усыновителем. Если заключение является положительным, лицо, желающее стать усыновителем, ставится на учет в качестве кандидата на усыновление. Лицам, зарегистрированным в качестве кандидатов на усыновление, подбираются детей, подлежащие усыновлению, и предоставляется возможность получить информацию о них и познакомиться с этими детьми. Если кандидату на усыновление не удается подобрать ребенка по месту его жительства, он может обратиться в орган управления образованием субъектов Российской Федерации или в Министерство образования и науки РФ.
Иностранные граждане и лица без гражданства, намеренные усыновить ребенка, подлежат централизованному учету на уровне субъекта Российской Федерации или Федерации в целом. Они обращаются с заявлением непосредственно в орган управления образованием субъекта Российской Федерации. Таким образом, формируются банки данных, на основании которых производится подбор лиц, желающих стать усыновителями, и детей.
Если усыновление производится родственниками ребенка или супругом его родителя, оно происходит помимо указанной системы учета.
После того как конкретным усыновителям подобран конкретный ребенок, органы опеки и попечительства решают вопрос о том, соответствует ли усыновление интересам ребенка. Их вывод основывается на заключении о возможности лица, желающего усыновить ребенка, быть усыновителем. Принимается во внимание также отношение ребенка к будущему усыновителю и другая информация. Эти данные кладутся в основу заключения, которое органы опеки и попечительства предоставляют суду.
На страницах юридической печати и в средствах массовой информации нередко обсуждаются правовые, социальные, этические проблемы усыновления. Однако целый ряд процессуальных вопросов остается спорным или нерешенным.
Большинство дел об усыновлении - это усыновление пасынков и падчериц мачехами и отчимами (60 - 64 процента от общего числа усыновлений).
Общепризнано, что судебная форма защиты права - наиболее совершенная, обеспечивающая соблюдение прав и законных интересов гражданина. При рассмотрении дел об усыновлении должны соблюдаться не только права и интересы усыновляемого, но и усыновителей, родителей.
В соответствии со ст. 50 ГПК РФ суд определяет предмет доказывания по делу. Сюда входят обстоятельства, установить которые необходимо для всех дел об усыновлении. Кроме того, следует выяснить и иные обстоятельства в зависимости от особенностей дела. Общие вопросы предмета доказывания в большинстве случаев выясняются полно по всем делам об усыновлении, а особые обстоятельства того или иного дела учитываются не всегда.
В литературе высказано мнение о том, что в целях сохранения тайны усыновления применять правило о сохранении правовой связи между усыновляемым и его бабушкой (дедушкой), предусмотренное п. 4 ст. 137 СК РФ, возможно только, если ребенку уже исполнилось десять лет или если усыновитель не ходатайствует об изменении фамилии, имени и отчества ребенка. В первом случае должно быть получено согласие ребенка на усыновление, и, следовательно, оно не будет для него тайной. Во втором - очевидно, что рано или поздно усыновленный задастся вопросом о том, почему у него фамилия, отличная от фамилии усыновителя, и отчество не по имени последнего.
Представляется, такое толкование не соответствует законодательству и интересам усыновляемого. Вряд ли можно говорить, что соблюдение тайны усыновления имеет приоритет перед правом ребенка на сохранение правовой связи со своими близкими родственниками. Часто бабушки и дедушки с большой теплотой и любовью относятся к внукам. Отнимать у ребенка, который из-за смерти одного из родителей лишился частички семейной заботы, право на общение с любящими родственниками было бы жестоко. Кроме того, сомнительно, что не привлечение бабушек и дедушек к участию в деле об усыновлении поможет сохранить тайну усыновления. Если эти люди в соответствии с п. 4 ст. 137 СК РФ хотят сохранить правовую связь с ребенком, то они будут предпринимать меры к его поиску, стремиться к общению с ним. Привлечение их к участию в деле поможет не только предотвратить нежелательные выяснения отношений впоследствии, когда решение об усыновлении уже будет принято и сложатся новые семейные отношения, своевременно выяснить их отношение к усыновлению внука (внучки), но и позволит предупредить разглашение тайны усыновления впоследствии. Ведь бабушка (дедушка), будучи участниками процесса, будут предупреждены о необходимости сохранить тайну усыновления и об ответственности за ее разглашение.
В пункте 3 ст. 124 СК РФ предусмотрено, что усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается. Закон не предусматривает обязанности суда выяснить, нуждаются ли брат (сестра) усыновляемого в устройстве в семью, если в отношении усыновляемого родители были лишены родительских прав, а в отношении его братьев (сестер) - нет.
Одним из наиболее важных требований законодательства, гарантирующих, что усыновление ребенка - продуманный шаг со стороны усыновителя, а состоявшееся усыновление повлечет создание крепкой семьи и будет отвечать интересам ребенка, является личное участие усыновителя в деле (п. п. 1, 3 ст. 126.1 СК РФ, ч. 1 ст. 263.4 ГПК РФ). Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума № 9 отмечал, что представители по делам об усыновлении вправе без личного участия доверителя производить действия вне стадии судебного разбирательства. На практике эти правила нарушаются.
Неоднозначно требование об обеспечении жильем усыновителя при рассмотрении дел об усыновлении пасынков и падчериц. Ясно, что даже при отказе в установлении усыновления по причине отсутствия у усыновителя жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, дети не перестанут проживать со своими отчимами (мачехами) в таких условиях. Видимо, выходом из ситуации, когда суды вынуждены игнорировать требования закона о наличии у усыновителя - отчима (усыновительницы - мачехи) жилья, а следовательно, нарушать его, станет внесение изменений в СК РФ, позволяющих усыновлять пасынков (падчериц) независимо от размера жилой площади, занимаемой семьей.
В соответствии со ст. 263.1 ГПК РФ иностранные граждане, желающие усыновить ребенка, являющегося гражданином РФ, подают заявление об усыновлении в соответствующий суд субъекта РФ. При этом закон не делает исключения для иностранных граждан, постоянно проживающих на территории России. Однако встретилось дело об усыновлении иностранным гражданином своей падчерицы, решение по которому было вынесено районным судом. В материалах дела имелись документы, подтверждающие, что усыновитель работает в московском представительстве иностранной компании, проживает в Москве. В данном случае имело место нарушение действующей нормы процессуального права, не отразившееся на существе решения. Представляется, следует внести изменение в законодательство, позволяющее иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории России, обращаться с заявлением об усыновлении своих пасынков (падчериц) в районные суды. В этих случаях нет необходимости получать разрешение компетентного органа иностранного государства на въезд усыновляемого ребенка и его постоянное место жительства (п. 7 ч. 2 ст. 263.2 ГПК РФ). Медицинское освидетельствование усыновитель проходит на территории РФ, справка с места работы и документ, подтверждающий право пользования жилым помещением, также должны быть получены на территории России в порядке, установленном для усыновителей - российских граждан.
В
литературе высказывались и другие
предложения по совершенствованию
порядка установления усыновления. Так,
предлагалось установить обязательное
коллегиальное рассмотрение этой категории
дел. Это предложение заслуживает пристального
внимания законодателя. Соответствующее
изменение законодательства повысило
бы гарантии соблюдения прав детей и иных
лиц, участвующих в делах об установлении
усыновления.
2.2 Правовые последствия усыновления (удочерения) детей.
В
настоящее время действует
В
целях обеспечения охраняемой законом
тайны усыновления суд в
В
целях обеспечения тайны
Возможно также изменение даты рождения усыновленного ребенка, но не более чем на три месяца. Все в тех же целях сохранения тайны усыновления возможно также изменение места рождения ребенка.
Различие в оформлении документов не влияет на правовое положение усыновляемого. Усыновление подлежит обязательной регистрации в органах Загса по месту вынесения решения об установлении усыновления. Суд в течение трех дней с момента вступления решения в законную силу должен направить выписку из решения в орган Загса по месту нахождения суда.
Регистрация производится по устному или письменному заявлению усыновителей, поданному в течение месячного срока со дня вступления решения суда в законную силу. Усыновители (усыновитель) вправе уполномочить в письменной форме других лиц, сделать заявление о государственной регистрации усыновления ребенка. В случае если усыновители (усыновитель) или уполномоченные ими лица в течение месяца со дня усыновления ребенка не сделали такое заявление, усыновление ребенка регистрируется на основании решения суда об установлении усыновления ребенка, поступившего в орган записи актов гражданского состояния из суда, вынесшего данное решение, в порядке, установленном статьей 125 СК РФ.