Референдум как конституционно-правовой институт в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 02:38, курсовая работа

Описание

Референдум как конституционно-правовой институт является распространенной формой непосредственной демократии, т.е. формой прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме.
Оценка референдума как института прямой демократии не может быть однозначной. Этот способ принятия решения имеет немало как сильных, так и слабых сторон. Проблемы института референдума РФ, его роли в становлении демократических основ российской государственности чрезвычайно актуальны.

Содержание

Введение

Глава I. РЕФЕРЕНДУМ КАК КОНСТИТУЦИОННО­-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 5

1.1. Референдум как форма осуществления власти народом 5
1.2. Понятие и конституционно-правовая сущность референдума 7
1.3. Развитие института референдума в России 16

Глава II. ПРАВОВОе РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕФЕРЕНДУМА В РФ 19

2.1. Нормативное регулирование института референдума в современной России 19
2.2. Формы реализации конституционного права граждан на участие в референдуме 22
2.3. Гарантии конституционного права граждан на участие в референдуме. 23

Заключение 26

Работа состоит из  1 файл

Референдум К.П..doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)


2

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

НИУ «Иркутский государственный технический университет»

Факультет права, социологии и СМИ

Кафедра государственно-правовых дисциплин.

 

             

 

 

 

 

 

Референдум как конституционно-правовой институт в современной России
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа выполнена

Студенткой) группы Юр                                               __________/                                      /

                                                                                                              (личная подпись)

 

Проверил:

                                                                                                  __________/                                     /

                                                                                                                 (личная подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск – 2012

Оглавление

 

Введение

 

Глава I. РЕФЕРЕНДУМ  КАК     КОНСТИТУЦИОННО­-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ              5

 

    1.1. Референдум как форма осуществления власти народом              5

    1.2. Понятие и конституционно-правовая сущность референдума              7

    1.3. Развитие института референдума в России              16

 

Глава II. ПРАВОВОе  РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕФЕРЕНДУМА В РФ              19

 

     2.1. Нормативное регулирование института референдума в современной России              19

        2.2. Формы   реализации   конституционного   права   граждан на участие в референдуме              22

        2.3.  Гарантии   конституционного     права     граждан   на  участие    в референдуме.              23

 

Заключение              26

 

Список использованных нормативно-правовых актов и литературы              28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

       Референдум как конституционно-правовой институт является распространенной формой непосредственной демократии, т.е. формой прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме.

       Оценка референдума как института прямой демократии не может быть однозначной. Этот способ принятия решения имеет немало как сильных, так и слабых сторон. Проблемы института референдума РФ, его роли в становлении демократических основ российской государственности чрезвычайно актуальны.

       Актуальность данного исследования очевидна, и заключается в том, что референдум является  высшим выражением власти народа, непосредственны ее проявлением, что подтверждается императивным характером применяемых на референдуме решений, которые являются общеобязательными.

       Цель данной курсовой работы – опираясь на анализ НПА, опубликованную правоприменительную судебную практику, специальную научную, учебную, справочную и иную литературу раскрыть сущность института референдума в РФ, при этом выявить имеющееся правовые пробелы.

       Для достижения поставленной цели представляется необходимым в рамках данной работы  решение следующих задач:

       – охарактеризовать референдум, как форму осуществления власти народом;

       – раскрыть понятие и конституционно–правовую сущность референдума;

      – показать развитие института референдума в России;

      – дать оценку правового регулирования референдума в РФ.

       Объектом исследования являются нормы, действующего законодательства, сложившаяся судебная практика судов и органов конституционного контроля.

       Предмет исследования является изучение содержания и условий реализации конституционного права граждан Российской Федерации на участие в референдуме.

       Методологическую основу исследования данной работы составляют частнонаучные методы познания: логический, сравнительно-правовой, системно-структурный, формально-юридический.

       Нормативную базу исследования составляют: Конституция РФ[1], ГПК РФ[2], КоАП РФ[3], Федеральные конституционные законы, Федеральные законы.

       Теоретической основой исследования явились труды по конституционному праву, в частности использовались труды: М.В. Баглай, Н.С. Бойко, Т.В. Евлаш, В.С. Каторгиной, В.И. Морозова, С.А. Трыкановой, А.П. Фокова  и др.

       Названными авторами внесен существенный вклад в изучение вопросов содержания конституционно–правового института референдума и гарантий конституционного права граждан на участие в нем. Отдельные авторы разрабатывали и конкретные рекомендации по совершенствованию конституционного законодательства.

       Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

 

 

 

 

Глава I. РЕФЕРЕНДУМ   КАК   КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

1.1.           Референдум как форма осуществления власти народом

       В процессе развития конституционализма и демократизации государства институт непосредственного участия населения в управлении государством в форме выборов и референдумов имеет большое значение. Референдум и выборы объявлены Конституцией Российской Федерации 1993 г. высшим выражением власти народа, непосредственным ее проявлением.

       Правовая база, в соответствии с которой регулируются вопросы, связанные с организацией, проведением местных референдумов и исполнением принятых решений, включает правовые акты практически всех уровней.

       Организация референдума требует, помимо прочего, взаимодействия инициативной группы с местными и региональными властями в период ее регистрации и подготовки референдума. Вследствие высокой ресурсоемкости этого процесса протестные действия принимают форму референдума лишь при очень серьезной озабоченности граждан той или иной социальной проблемой. Референдум, таким образом, свидетельствует об особой значимости конфликта между жителями какой-либо области России и хозяйственной политикой государства или бизнеса.

       Однако надо учесть, что каждый случай самоорганизации общества, зачастую протестной, по-своему уникален. Референдум является одной из наиболее показательных, но и затратных форм проявления прямой демократии. Инициативная группа граждан должна не только преодолеть инертность населения, но и пройти через множество бюрократических преград.[4]

       Упущения в регулировании процедур проведения и исполнения решений местных референдумов свидетельствует о том, что разработчики законов не ставили перед собой цель использовать местный референдум как действенное средство для реальной вовлеченности население в решение вопросов местного уровня.

       Представляется, что, приравнивание неисполнение решения референдума к неисполнению закона, содержит некоторые противоречия. В частности, действующее законодательство, признавая за населением муниципалитета правосубъектность (участие в выборах, референдумах и т.д.), в тоже время не содержит правового основания для самостоятельного обращения граждан в судебные инстанции с целью принуждения третьих лиц к исполнению решения референдума. Действующим законодательством не установлены ни сроки, ни процедура для исполнения решения референдума частными лицами. Данное обстоятельство в дальнейшем может сыграть серьезную негативную роль в развитии института референдума вообще, местного референдума в особенности.[5]

       Можно сказать, что пробел в законодательстве, позволяющий не исполнять решение референдума, в частности решения данного местного референдума, игнорировать его, обходить с помощью манипулирования гражданско-правовыми институтами юридической правопреемственности, смены собственников, иной организационно-правовой формой юридического лица, способствовали активизации общественности в политическом плане.

        В результате у населения остается лишь одно средство, чтобы привлечь внимание к той или иной проблеме: само требование провести референдум. Гражданские инициативы наталкиваются на активное или пассивное противодействие чиновников, пытающихся к тому же манипулировать общественным мнением. Шансы довести референдум до конца резко возрастают, если удается заручиться поддержкой органов власти или местного бизнеса. В настоящее время параллельно идут два процесса: общественность учится инициировать референдумы и добиваться их проведения, между тем как органы власти осваивают механизмы торможения инициатив. Какая из этих тенденций победит, покажет будущее. Сегодня институты прямой демократии не имеют простора для своего развития. В результате все чаще референдум используется «не по назначению», как инструмент давления либо как популистский шаг в политических играх.[6]

       Из вышеизложенного представляется возможным сделать следующий вывод, что нужно отойти от узкого понимания референдума исключительно как акта голосования, ведь значение референдума не может сводиться только к его арифметическому результату.

1.2.           Понятие и конституционно-правовая сущность референдума

    В мировой практике референдумом признается осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства.   Решение, принятое на референдуме является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. На референдум выносятся важные вопросы общегосударственного значения, затрагивающие интересы народа.

      Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например, принятие конституции или внесение в нее поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях. Другой распространенный повод проведения референдума — желание государственной власти получить одобрение какого-то своего акта, когда она не решается брать на себя ответственность.[7]

       Повышенную важность на современном этапе строения демократии и правового государства приобретает местный референдум, который в силу объективных причин (сравнительно небольшая численность населения муниципальных образований и малые размеры их территорий) лишен основных недостатков референдумов, проводимых на общегосударственном и региональном уровнях (высокие финансовые и организационные затраты).   Ввиду большого количества муниципальных образований, сформированных на территории Российской Федерации, и наличия предмета исключительного ведения местной власти проведение референдумов в городах и поселках, иных муниципальных образованиях играет важную роль в нормативно-правовом и правоприменительно-документальном обеспечении жизни и деятельности населения.[8]

        Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей которое разъясняет Определении Конституционного суда[9], является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных законом:

       - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения;

       - факт нахождения места жительства или временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом,

       - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.

       Вопросы, выносимые на референдум, не должны противоречить Конституции РФ, ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

       Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный референдум не проводится: в течение двух лет после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.    Проведение референдума Российской Федерации не допускается в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации в соответствии с решением, принятым уполномоченным федеральным органом, а также в случае, если проведение референдума Российской Федерации  приходится на последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

       Право на участие в референдуме. При проведении референдума действуют общие принципы избирательного права: всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления при тайном голосовании, которые разъяснены в Постановление Пленума Верховного суда, где говориться, что учитывать при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права участвовать в референдуме. В частности, обращается внимание на следующее. Права избирать и быть избранным, участвовать в референдуме, по общему правилу, принадлежат всем гражданам России. Если истек срок действия документа, удостоверяющего гражданство, или имеются иные обстоятельства, требующие его обязательной замены (например, в паспорте есть не предусмотренные отметки и записи), то это не означает прекращение гражданства и утрату соответствующих прав.[10]

Информация о работе Референдум как конституционно-правовой институт в современной России