Референдум как конституционно-правовой институт в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 02:38, курсовая работа

Описание

Референдум как конституционно-правовой институт является распространенной формой непосредственной демократии, т.е. формой прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме.
Оценка референдума как института прямой демократии не может быть однозначной. Этот способ принятия решения имеет немало как сильных, так и слабых сторон. Проблемы института референдума РФ, его роли в становлении демократических основ российской государственности чрезвычайно актуальны.

Содержание

Введение

Глава I. РЕФЕРЕНДУМ КАК КОНСТИТУЦИОННО­-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 5

1.1. Референдум как форма осуществления власти народом 5
1.2. Понятие и конституционно-правовая сущность референдума 7
1.3. Развитие института референдума в России 16

Глава II. ПРАВОВОе РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕФЕРЕНДУМА В РФ 19

2.1. Нормативное регулирование института референдума в современной России 19
2.2. Формы реализации конституционного права граждан на участие в референдуме 22
2.3. Гарантии конституционного права граждан на участие в референдуме. 23

Заключение 26

Работа состоит из  1 файл

Референдум К.П..doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)

       Федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в РФ, не должны противоречить ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Если перечисленные нормативные правовые акты противоречат указанному федеральному закону, то применяются нормы ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  На основании данной работы можно прийти к следующим выводам, что перспективы осуществления референдума в России очень неоднозначны, очевидно, что в настоящее время даже на уровне муниципальных образований осуществляются попытки ограничить применение механизмов прямой демократии, в частности, института референдума. В этом вопросе конфликт интересов разных социальных групп силен как никогда. Оставлять его без внимания категорически нельзя.

       Организация референдума требует, помимо прочего, взаимодействия инициативной группы с местными и региональными властями в период ее регистрации и подготовки референдума. Вследствие высокой ресурсоемкости этого процесса протестные действия принимают форму референдума лишь при очень серьезной озабоченности граждан той или иной социальной проблемой. Референдум, таким образом, свидетельствует об особой значимости конфликта между жителями какой-либо области России и хозяйственной политикой государства или бизнеса.

       Однако надо учесть, что каждый случай самоорганизации общества, зачастую протестной, по-своему уникален. Референдум является одной из наиболее показательных, но и затратных форм проявления прямой демократии. Инициативная группа граждан должна не только преодолеть инертность населения, но и пройти через множество бюрократических преград.

       Если для современного россиянина выборы на всех уровнях публичной власти стали делом давно привычным, то такой инструмент правотворчества, как референдум, до настоящего времени используется крайне редко.

       Однако до настоящего времени, к сожалению, местный референдум не получил на практике должного применения. Такая форма народовластия, не теряя потенциальной популярности во всех слоях общества, используется крайне редко. Основной причиной такого неоправданного игнорирования столь действенного средства общественного регулирования, как местный референдум, выступает сложность его юридического оформления. Если при проведении общероссийского референдума его правовое и организационное сопровождение поручается избирательной комиссии, в достаточной мере укомплектованной высококвалифицированными специалистами в области права и государственного управления, то подобное утверждение справедливо при снижении территориального охвата плебисцитарной деятельности только до уровня субъектов Российской Федерации, имеющих в обязательном порядке юридические службы либо департаменты. Однако уже на уровне таких муниципальных образований, как города, вести речь о возможности высокого качества документального обеспечения проведения референдума можно со значительными исключениями.

       Процедурные вопросы, регламентирующие порядок проведения референдума (право на участие в референдуме, система и статус избирательных комиссий, организация голосования и пр.) во многом совпадают с соответствующими нормами, регламентирующими избирательное право и избирательный процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных нормативно-правовых актов и литературы

 

I. Нормативные правовые акты

       1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

       2. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон  от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 27. – Ст. 2710.    

       3. О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации: Федеральный конституционный закон  от 17 декабря 2001 г.  № 6-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52. – Ст. 4916.

       4. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон  от 30 мая  2001 г. № 3-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 23. – Ст. 2277.    

        5. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон  от 12 июня 2002 г.  № 67-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 24. – Ст. 2253. 

       6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон  от 06 октября 2003 г.  № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.  

       7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ (ред. от 23.12.2010г.)  // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – №46. – Ст. 4532.

       8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ (ред. от 31.01.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1. – Ст. 1.

II. Судебная практика

        9. Определение Конституционного Суда РФ от 08.12.2011 N 1794-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина на нарушение его конституционных прав пунктом 4 статьи 4, пунктом 2 статьи 16, пунктами 4 и 17 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СПС Гарант. – 2012.

       10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 г. № 5 «О практики рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 6, , 2011.

III. Специальная и научная литература

       11. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / М. В. Баглай. – 6-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007. – 784 с.

       12. Бойко Н.С. Полномочия органов местного управления по организации и проведению референдума / Н.С. Бойко // Экономика и право. – 2011. – № 1. – С. 12-17.

       13. Евлаш Т.В. Понятие и значение местного референдума как внешнее проявление реализации население права на местное самоуправление / Т.В. Евлаш // Государственная власть и местное самоуправление. – 2010. – №2. – С.15-17.

       14. Каторгина В.С. Проблемы и пробелы в референдарном законодательстве Российской Федерации (политико-правовой анализ) / В.С. Каторгина // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2007. – № 9. – С. 80-86.

       15. Каторгина B.C. К вопросу о проблемах правового регулирования местных референдумов в Российской Федерации / В.С Каторгина // Федерация. – № 9. – 2007. – С. 6-11.

       16. Козлова Е.И.  Конституционное право России: Учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин . - 4-е изд., изм. и доп. – М.: Проспект, 2010. – 375 с.

       17. Мальцева Г.В. Конституционное право России: Учебник / Г.В. Мальцева. – М.: Российская академия государственной службы (РАГС), 2011. – 462 с.

      18. Морозов В.И. Документальное оформление местного референдума / В.И. Морозов // Советник юриста. – 2010 . – №1. – С. 19-22.

      19. Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие / С.И. Некрасов. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 167 с.

       20. Петухова И.В. Правовые ограничения времени инициирования, назначения и проведения референдумов: конституционно-правовой опыт России и зарубежных стран / И.В. Петухова // Современное право. – 2010. – №1. – С. 55-58.

       21.  Сергеев С.Г. Конституционное право России: Учебник / С.Г. Сергеев. – М.: Дашков и К°, 2010. – 287 с.

       22. Синцов Г.В. Референдумы в новейшей истории России / Г.В. Синцов // Законодательство и Экономика. – 2007. – № 11. – С. 23-28.

       23. Смоленский М.Б. Конституционное право РФ: Учебник / М.Б. Смоленский, М.В. Мархгейм. – М.: Феникс, 2009. – 233 с.

       24. Стрекозов В.Г. Конституционное право России: Учебник / В.Г. Стрекозов. – М.: Юрайт, 2011. – 238 с.

       25. Трыканова С. А. Организационно-правовые основы проведения местного референдума как института непосредственной демократии / С.А. Трыканова // Государственная власть и местное самоуправление. – 2011. – № 7. – С.23-26.

        26. Фоков А.П. Защита избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации / А.П. Фоков // Российский судья. – 2011. – № 7. – С. 2 –10.

       27. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник / В.Е Чиркин. – 5е изд., изм. и доп. – М.: Юристъ, 2008. – 278 с.

 



[1]       Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

[2]       Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ (ред. от 23.12.2010г.)  // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – №46. – Ст. 4532.

[3]       Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ (ред. от 31.01.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1. – Ст. 1.

[4]     Бойко Н.С. Полномочия органов местного управления по организации и проведению референдума / Н.С. Бойко // Экономика и право. – 2011. – № 1. – С. 12

[5]       Евлаш Т.В. Понятие и значение местного референдума как внешнее проявление реализации население права на местное самоуправление / Т.В. Евлаш // Государственная власть и местное самоуправление. – 2010. – №2. – С.16-17.

[6]       Бойко Н.С. Полномочия органов местного управления по организации и проведению референдума / Н.С. Бойко // Экономика и право. – 2011. – № 1. – С. 13.

[7]       Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / М. В. Баглай. – 6-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007. – С. 434-435 .

[8]       Морозов В.И. Документальное оформление местного референдума  / В.И. Морозов // Советник юриста. – 2010 . – №1. – С. 20.

[9]       Определение Конституционного Суда РФ от 08 декабря  2011 г. № 1794-0-0.

[10]       Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 г. № 5.

[11]        Каторгина B.C. К вопросу о проблемах правового регулирования местных референдумов в Российской Федерации / В.С Каторгина // Федерация. – № 9. – 2007. – С. 7.

[12]       Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

[13]       Каторгина В.С. Проблемы и пробелы в референдарном законодательстве Российской Федерации (политико-правовой анализ) / В.С. Каторгина // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2007. – № 9. – С. 81.

[14]       Синцов Г.В. Референдумы в новейшей истории России / Г.В. Синцов // Законодательство и Экономика. – 2007. – № 11. – С. 28.

[15]       Трыканова С. А. Организационно-правовые основы проведения местного референдума как института непосредственной демократии / С.А. Трыканова // Государственная власть и местное самоуправление. – 2011. – № 7. – С. 25.

[16]       Козлова Е.И.  Конституционное право России: Учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин . - 4-е изд., изм. и доп. – М.: Проспект, 2010. – С. 254 .

[17]       Петухова И.В. Правовые ограничения времени инициирования, назначения и проведения референдумов: конституционно-правовой опыт России и зарубежных стран / И.В. Петухова // Современное право. – 2010. – №1. – С. 54.

[18]     Фоков А.П. Защита избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации / А.П. Фоков // Российский судья. – 2011. – № 7. – С. 9.

[19]     Морозов В.И. Документальное оформление местного референдума  / В.И. Морозов // Советник юриста. – 2010 . – №1. – С. 21.


Информация о работе Референдум как конституционно-правовой институт в современной России