Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:19, шпаргалка
1. Понятие государства и его признаки Функции государства.
2. Современное правопонимание: понятие, признаки и принципы права.
3. Теории происхождения права.
4. Нормы права: понятие, структура, виды.
5. Нормативно-правовой акт, его виды.
6. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
7. Источники права.
8. Правонарушение и его виды.
9. Юридическая ответственность.
10. Понятие и признаки правового государства.
11. Проблемы формирования правового государства в современной России.
12. Законность и правопорядок.
13. Правоотношение: понятие, структура, виды.
14. Конституционное право. Понятие Конституции как Основного Закона государства и общества.
15. Формы государственного устройства.
16. Государственное устройство РФ.
17. Конституционно - правовой статус человека и гражданина в РФ.
18. Референдум в РФ.
19. Президент РФ.
20. Федеральное собрание Российской Федерации.
21. Правительство Российской Федерации.
22. Судебная власть в Российской Федерации
23. Органы местного самоуправления.
24. Предмет и метод гражданско-правового регулирования.
25. Источники гражданского права.
26. Сделки, их классификация.
Под формой (источником) права принято понимать способы придания официальной юридической силы правилу поведения и ее внешнее официальное выражение. Форма показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную норму права, в каком виде эта норма доводится до сознания людей.
источники) права:
1. Нормативный-правовой акт
2. Судебный прецедент
3. Правовой обычай
4. Принцип права
5. Правовая доктрина
6. Нормативный договор
7. Деловое обыкновение
Нормативный правовой акт - это официальный, письменный документ, изданный органом государства, в пределах установленной компетенции, направленный на введение в действие правовых норм, на изменение существующих, либо их отмену.
Судебный прецедент - это общее официальное правило, которое устанавливается судьей при решении конкретного дела (в тексте судебного решения по конкретному делу), в том случае, когда он обнаруживает, что из всех действующих правовых норм ни одна из них не подходит к данному случаю. Это общее правило становится обязательным, частью действующего права, которое подлежит применению судами, равными по статусу данному суду, а также всеми нижестоящими судами. Судебный прецедент - один из основных источников права в странах, принадлежащих к англосаксонской правовой семье.
Признание
прецедента источником права позволяет
судебным и административным органам
выполнять правотворческие
Российская юридическая практика не признает прецедент в качестве официального источника права, поскольку исходит из того, что судебные и административные органы призваны применять нормы права, а не создавать их.
Правовой обычай - это придание официальной юридической силы действующему в обществе простому, неправовому обычаю, путем использования его для решения конкретного дела в правоприменительном государственном органе (например, в суде). Отличие правого обычая и судебного прецедента в том, что используется уже известный обычай. Форма выражения - судебное решение. Каждый раз этот обычай нуждается в своем подтверждении (суд ссылается не на решении предыдущего суда, а на соответствующий обычай). Этот источник права имеет субсидиарное (дополняющее) значение. В России правовой обычай используется ограниченно. Например, в морском праве, где для каждого морского порта испокон веков установлены свои обычаи.
Правовые
обычаи имеют наибольшее распространение
в гражданском, семейном, аграрном праве,
а также в международном праве,
в частности, во внешнеторговом обороте.
Обычаи как бы восполняют отсутствие
в законодательстве той или иной
нормы. Существуют правовые системы, где
роль правового обычая и вообще обычаев
достаточно велика. К ним относится
обычное право африканских
Принцип права - основополагающая идея права (справедливость, народовластие, презумпция невиновности, причиненный вред должен быть возмещен и т.д.). Принципы права используются при решении конкретных дел в случае, если невозможно найти подходящих правовых норм для данного случая. Сами принципы права в целом или его отраслей сформулированы в конституциях государств, отраслевом законодательстве, международно-правовых договорах. Поэтому применение принципов права к конкретному делу не основывается только на правосознании правоприменителя, но и на действующих конституционных и обыкновенных законах, где эти принципы нормативно сформулированы.
Правовая доктрина - это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции. Правовая доктрина - это теоретические положения, научные теории юридического характера, в которых формулируются важнейшие принципы, юридические категории, понятия, воззрения юристов-ученых. В некоторых странах правовая доктрина выступает источником права. Так, в английских судах при разрешении конкретных дел принято ссылаться на труды известных юристов в обоснование принятого судебного решения. Аналогичная практика существует и в некоторых мусульманских государствах. (Так, основным источником мусульманского права является исламская религиозная правовая доктрина).
В России в
юридической практике широко используются
научные комментарии к
Нормативный договор - соглашение между сторонами направленное на установление официальных юридических правил. Например, международный договор, коллективный договор между хозяином (предпринимателем) и наемными работниками в лице их профсоюза. Договоры нормативного содержания - это соглашения между субъектами, которые добровольно закрепляют взаимные права и обязанности и обязуются их соблюдать. Подобные соглашения служат основой для принятия других нормативных правовых актов. Такие договоры получили распространение в трудовом праве при заключении контрактов между работодателем и работником, в международном праве. В последние годы указанные договоры стали применяться и в конституционном праве России. Например, в 1992 г. был заключен Федеративный договор между Российской Федерацией и ее субъектами о разграничении между ними предметов ведения и полномочий. В 1994 г. был заключен Договор между Российской Федерацией и Татарстаном, где были определены предметы взаимного делегирования полномочий. В дальнейшем такие договоры были заключены и с другими субъектами Федерации.
Деловое обыкновение - это правило, которое складывается в процессе делового обмена, оно связано с торгово-деловыми отношениями. В отличие от правового обычая, деловое обыкновение не имеет глубоких корней в опыте человеческого бытия. Как правило, это признаваемая в данный момент наиболее оптимальная модель поведения в торговом обороте. Например, с появлением общедоступных телефонных сетей появилось деловое обыкновение, в соответствие с которым признавалось правомерным заключение гражданско-правовых сделок по телефону. Примером признания в России делового обыкновения в качестве источника права может служить часть 2 статьи 478 ГК РФ. Согласно данной норме, "в случае, если договором купли-продажи не определена комплектность товара, продавец обязан передать покупателю товар, комплектность которого определяется обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями".
В каждой стране, в зависимости от истории ее развития, особенностей этой истории, национальных традиций, общей и правовой культуры и т.д., принята та или иная совокупность источников права, установлена их иерархия.
Каждый нормативный правовой акт действует в течение определенного времени, на определенной территории и распространяет свое действие на определенный круг лиц.
Итак, проведем классификацию правонарушений.
Во-первых, по областям регулируемых отношений правонарушения различаются:
· гражданские - правонарушения в области гражданского законодательства.
· трудовые - правонарушения по поводу выполнения трудового законодательства.
· уголовные - правонарушения, подводящиеся под уголовную ответственность.
· административные - правонарушения, за которые установлена административная ответственность.
· процессуальные
В теории существует также классификация правонарушений на основе наличия экономических, социальных, политический отношений общества. В связи с этим различают три вида правонарушений:
- в
области экономических
- в
области социально - бытовых отношений
(семья, быт, общественный
- в сфере управления (деятельность государственного аппарата, общегражданские обязанности).
Можно
также различать
· духовные или материальные блага;
· общественные или личные интересы.
Наиболее
центральным критерием
· преступления
· иные правонарушения (проступки, деликты) - административные, дисциплинарные, гражданско-правовые.
Преступлениями называются запрещенные уголовным законом общественно опасные, виновные деяния, наносящие существенный вред общественным отношениям и сложившемуся в обществе правопорядку. За любые преступления применяются наиболее строгие меры государственного принуждения - уголовно-правовые санкции, устанавливающие значительные ограничения на поведение и правовой статус лиц, виновных в их совершении.
По своему характеру преступления всегда являются уголовными правонарушениями. Государственно-правовая теория и практика большинства стран исходят из того, что за пределами противоправных деяний, предусмотренных уголовным законодательством, правонарушений, квалифицируемых как преступления, нет и не может быть.
Проступки
представляют собой виновные, противоправные
деяния, которые характеризуются
меньшей по сравнению с преступлениями
степенью общественной опасности и
которые влекут за собой применение
не уголовно-правовых санкций, а мер
административного, дисциплинарного
или гражданско-правового
Особенность административных проступков заключается в том, что они совершаются в сфере деятельности исполнительных органов власти государства и за их совершение предусматривается административная ответственность. Она может выражаться в вынесении предупреждения, наложении штрафа, лишения права управления транспортными средствами и др.
Согласно российскому законодательству, повторность одного и того же административного проступка в ряде случаев может повлечь за собой "трансформацию" административной ответственности в уголовную.
Дисциплинарные
проступки представляют собой вредные
для общественных отношений противоправные
деяния физических лиц, направленные на
нарушение внутреннего
Ответственность за совершение дисциплинарных проступков предусматривается в различных ведомственных (уставах, положениях, инструкциях) и локальных (решениях местных органов государственной власти и др.), нормативно-правовых актах. Устанавливаются различные меры административного воздействия и в текущем законодательстве. Скажем, Кодексом законов о труде Российской Федерации предусматриваются такие дисциплинарные взыскания за нарушение трудовой дисциплины, как выговор, строгий выговор, замечание, перевод на нижеоплачиваемую работу, увольнение.
Гражданско-правовые
проступки понимаются как правонарушения,
совершаемые в сфере
Гражданское право России, равно как и других стран, устанавливает, наряду с общими принципами гражданско-правовой ответственности, конкретные санкции, применяемые за те или иные гражданские правонарушения. Среди них: возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда и др. При этом в Гражданском кодексе России закрепляется принцип, в соответствии с которым, в частности, "уплата неустойки и возмещение убытков в случае ненадлежащего исполнения обязательства не освобождают должника от исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено законом или договором" (п. 1 ст. 396).
Таким образом, по содержанию объектов правонарушения, урегулированных различными отраслями права, проступки делятся на:
- административные правонарушения (например, нарушение правил дорожного движения),
-
имущественные правонарушения (
-
дисциплинарные правонарушения