Шпаргалка по "Гражданское право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:19, шпаргалка

Описание

1. Понятие государства и его признаки Функции государства.
2. Современное правопонимание: понятие, признаки и принципы права.
3. Теории происхождения права.
4. Нормы права: понятие, структура, виды.
5. Нормативно-правовой акт, его виды.
6. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
7. Источники права.
8. Правонарушение и его виды.
9. Юридическая ответственность.
10. Понятие и признаки правового государства.
11. Проблемы формирования правового государства в современной России.
12. Законность и правопорядок.
13. Правоотношение: понятие, структура, виды.
14. Конституционное право. Понятие Конституции как Основного Закона государства и общества.
15. Формы государственного устройства.
16. Государственное устройство РФ.
17. Конституционно - правовой статус человека и гражданина в РФ.
18. Референдум в РФ.
19. Президент РФ.
20. Федеральное собрание Российской Федерации.
21. Правительство Российской Федерации.
22. Судебная власть в Российской Федерации
23. Органы местного самоуправления.
24. Предмет и метод гражданско-правового регулирования.
25. Источники гражданского права.
26. Сделки, их классификация.

Работа состоит из  1 файл

Под формой.docx

— 113.89 Кб (Скачать документ)

Под формой (источником) права принято  понимать способы  придания официальной  юридической силы правилу поведения  и ее внешнее официальное  выражение. Форма показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную норму права, в каком виде эта норма доводится до сознания людей. 

источники) права:

    1. Нормативный-правовой акт

    2. Судебный прецедент

    3. Правовой обычай

    4. Принцип права

    5. Правовая доктрина

    6. Нормативный договор

    7. Деловое обыкновение

Нормативный правовой акт это официальный, письменный документ, изданный органом государства, в пределах установленной компетенции, направленный на введение в действие правовых норм, на изменение существующих, либо их отмену.

Судебный  прецедент - это общее официальное правило, которое устанавливается судьей при решении конкретного дела (в тексте судебного решения по конкретному делу), в том случае, когда он обнаруживает, что из всех действующих правовых норм ни одна из них не подходит к данному случаю. Это общее правило становится обязательным, частью действующего права, которое подлежит применению судами, равными по статусу данному суду, а также всеми нижестоящими судами. Судебный прецедент - один из основных источников права в странах, принадлежащих к англосаксонской правовой семье.

Признание прецедента источником права позволяет  судебным и административным органам  выполнять правотворческие функции, так как они фактически обладают правом создавать новые нормы  права. Тем самым устраняются  противоречия между развивающейся  практикой и действующим законодательством, что позволяет решать дела при  отсутствии норм права.

Российская  юридическая практика не признает прецедент  в качестве официального источника  права, поскольку исходит из того, что судебные и административные органы призваны применять нормы права, а не создавать их.

Правовой  обычай - это придание официальной юридической силы действующему в обществе простому, неправовому обычаю, путем использования его для решения конкретного дела в правоприменительном государственном органе (например, в суде). Отличие правого обычая и судебного прецедента в том, что используется уже известный обычай. Форма выражения - судебное решение. Каждый раз этот обычай нуждается в своем подтверждении (суд ссылается не на решении предыдущего суда, а на соответствующий обычай). Этот источник права имеет субсидиарное (дополняющее) значение. В России правовой обычай используется ограниченно. Например, в морском праве, где для каждого морского порта испокон веков установлены свои обычаи.

Правовые  обычаи имеют наибольшее распространение  в гражданском, семейном, аграрном праве, а также в международном праве, в частности, во внешнеторговом обороте. Обычаи как бы восполняют отсутствие в законодательстве той или иной нормы. Существуют правовые системы, где  роль правового обычая и вообще обычаев  достаточно велика. К ним относится  обычное право африканских государств, где обычаями регулируются брачно-семейные, земельные отношения и отношения  в области наследования. Эти традиционные отношения и в наши дни регулируются нормами обычного права, а судебные органы решают такого рода споры на основе местных обычаев, придавая им юридический, государством защищенный характер.

Принцип права - основополагающая идея права (справедливость, народовластие, презумпция невиновности, причиненный вред должен быть возмещен и т.д.). Принципы права используются при решении конкретных дел в случае, если невозможно найти подходящих правовых норм для данного случая. Сами принципы права в целом или его отраслей сформулированы в конституциях государств, отраслевом законодательстве, международно-правовых договорах. Поэтому применение принципов права к конкретному делу не основывается только на правосознании правоприменителя, но и на действующих конституционных и обыкновенных законах, где эти принципы нормативно сформулированы.

Правовая  доктрина - это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции. Правовая доктрина - это теоретические положения, научные теории юридического характера, в которых формулируются важнейшие принципы, юридические категории, понятия, воззрения юристов-ученых. В некоторых странах правовая доктрина выступает источником права. Так, в английских судах при разрешении конкретных дел принято ссылаться на труды известных юристов в обоснование принятого судебного решения. Аналогичная практика существует и в некоторых мусульманских государствах(Так, основным источником мусульманского права является исламская религиозная правовая доктрина).

В России в  юридической практике широко используются научные комментарии к различным  кодексам, но они применяются как  справочный, консультационный материал, ссылаться же на комментарий при  разрешении судебных споров и при  обосновании принятых решений нельзя.

Нормативный договор - соглашение между сторонами направленное на установление официальных юридических правил. Например, международный договор, коллективный договор между хозяином (предпринимателем) и наемными работниками в лице их профсоюза. Договоры нормативного содержания - это соглашения между субъектами, которые добровольно закрепляют взаимные права и обязанности и обязуются их соблюдать. Подобные соглашения служат основой для принятия других нормативных правовых актов. Такие договоры получили распространение в трудовом праве при заключении контрактов между работодателем и работником, в международном праве. В последние годы указанные договоры стали применяться и в конституционном праве России. Например, в 1992 г. был заключен Федеративный договор между Российской Федерацией и ее субъектами о разграничении между ними предметов ведения и полномочий. В 1994 г. был заключен Договор между Российской Федерацией и Татарстаном, где были определены предметы взаимного делегирования полномочий. В дальнейшем такие договоры были заключены и с другими субъектами Федерации.

Деловое обыкновение - это правило, которое складывается в процессе делового обмена, оно связано с торгово-деловыми отношениями. В отличие от правового обычая, деловое обыкновение не имеет глубоких корней в опыте человеческого бытия. Как правило, это признаваемая в данный момент наиболее оптимальная модель поведения в торговом обороте. Например, с появлением общедоступных телефонных сетей появилось деловое обыкновение, в соответствие с которым признавалось правомерным заключение гражданско-правовых сделок по телефону. Примером признания в России делового обыкновения в качестве источника права может служить часть 2 статьи 478 ГК РФ. Согласно данной норме, "в случае, если договором купли-продажи не определена комплектность товара, продавец обязан передать покупателю товар, комплектность которого определяется обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями".

В каждой стране, в зависимости от истории ее развития, особенностей этой истории, национальных традиций, общей и правовой культуры и т.д., принята та или иная совокупность источников права, установлена их иерархия.

Каждый нормативный правовой акт действует в течение определенного времени, на определенной территории и распространяет свое действие на определенный круг лиц.

   Итак, проведем классификацию правонарушений.

   Во-первых, по областям регулируемых отношений  правонарушения различаются:

         ·        гражданские - правонарушения в области гражданского законодательства.

         ·        трудовые - правонарушения по поводу выполнения трудового законодательства.

         ·        уголовные - правонарушения, подводящиеся под уголовную ответственность.

         ·        административные - правонарушения, за которые установлена административная ответственность.

         ·        процессуальные

   В теории существует также классификация  правонарушений на основе наличия экономических, социальных, политический отношений  общества. В связи с этим различают  три вида правонарушений:

   - в  области экономических отношений  (собственность, труд, распределение,  и другие)

   - в  области социально - бытовых отношений  (семья, быт, общественный порядок)

   - в  сфере управления (деятельность  государственного аппарата, общегражданские  обязанности).

   Можно также различать правонарушения, посягающие на:

         ·        духовные или материальные блага;

         ·        общественные или личные интересы.

   Наиболее  центральным критерием классификации  правонарушений является – общественная опасность. По общественной опасности  правонарушения принято делить на:

         ·        преступления

         ·        иные правонарушения (проступки, деликты) - административные, дисциплинарные, гражданско-правовые.

   Преступлениями  называются запрещенные уголовным  законом общественно опасные, виновные деяния, наносящие существенный вред общественным отношениям и сложившемуся в обществе правопорядку. За любые  преступления применяются наиболее строгие меры государственного принуждения - уголовно-правовые санкции, устанавливающие  значительные ограничения на поведение  и правовой статус лиц, виновных в  их совершении.

   По  своему характеру преступления всегда являются уголовными правонарушениями. Государственно-правовая теория и практика большинства стран исходят из того, что за пределами противоправных деяний, предусмотренных уголовным  законодательством, правонарушений, квалифицируемых  как преступления, нет и не может быть.

   Проступки представляют собой виновные, противоправные деяния, которые характеризуются  меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и  которые влекут за собой применение не уголовно-правовых санкций, а мер  административного, дисциплинарного  или гражданско-правового воздействия.

   Особенность административных проступков заключается  в том, что они совершаются  в сфере деятельности исполнительных органов власти государства и  за их совершение предусматривается  административная ответственность. Она  может выражаться в вынесении  предупреждения, наложении штрафа, лишения права управления транспортными  средствами и др.

   Согласно  российскому законодательству, повторность  одного и того же административного  проступка в ряде случаев может  повлечь за собой "трансформацию" административной ответственности  в уголовную.

   Дисциплинарные  проступки представляют собой вредные  для общественных отношений противоправные деяния физических лиц, направленные на нарушение внутреннего распорядка предприятий, объединений и учреждений, а также на нарушение трудовой, служебной, учебной, воинской и иной дисциплины.

   Ответственность за совершение дисциплинарных проступков предусматривается в различных  ведомственных (уставах, положениях, инструкциях) и локальных (решениях местных органов  государственной власти и др.), нормативно-правовых актах. Устанавливаются различные  меры административного воздействия  и в текущем законодательстве. Скажем, Кодексом законов о труде  Российской Федерации предусматриваются  такие дисциплинарные взыскания  за нарушение трудовой дисциплины, как выговор, строгий выговор, замечание, перевод на нижеоплачиваемую работу, увольнение.

   Гражданско-правовые проступки понимаются как правонарушения, совершаемые в сфере имущественных  и неимущественных отношений, имеющих  интеллектуальную ценность, как для  конкретных лиц, так и для всего  общества. Свое внешнее выражение  гражданские правонарушения находят  в причинении гражданам или их организациям имущественного вреда, неисполнении договорных обязательств, распространении  сведений, порочащих честь и достоинство  гражданина, заключении незаконных сделок, нарушении гражданских прав тех  или иных лиц либо организаций.

   Гражданское право России, равно как и других стран, устанавливает, наряду с общими принципами гражданско-правовой ответственности, конкретные санкции, применяемые за те или иные гражданские правонарушения. Среди них: возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда и др. При этом в Гражданском кодексе России закрепляется принцип, в соответствии с которым, в частности, "уплата неустойки и возмещение убытков в случае ненадлежащего исполнения обязательства не освобождают должника от исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено законом или договором" (п. 1 ст. 396).

   Таким образом, по содержанию объектов правонарушения, урегулированных различными отраслями  права, проступки делятся на:

       - административные  правонарушения (например, нарушение правил дорожного движения),

       - имущественные правонарушения (например, неуплата в установленный срок денежной суммы за взятую в аренду вещь)

       - дисциплинарные правонарушения (например, опоздание на работу).

Информация о работе Шпаргалка по "Гражданское право"