Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:19, шпаргалка
1. Понятие государства и его признаки Функции государства.
2. Современное правопонимание: понятие, признаки и принципы права.
3. Теории происхождения права.
4. Нормы права: понятие, структура, виды.
5. Нормативно-правовой акт, его виды.
6. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
7. Источники права.
8. Правонарушение и его виды.
9. Юридическая ответственность.
10. Понятие и признаки правового государства.
11. Проблемы формирования правового государства в современной России.
12. Законность и правопорядок.
13. Правоотношение: понятие, структура, виды.
14. Конституционное право. Понятие Конституции как Основного Закона государства и общества.
15. Формы государственного устройства.
16. Государственное устройство РФ.
17. Конституционно - правовой статус человека и гражданина в РФ.
18. Референдум в РФ.
19. Президент РФ.
20. Федеральное собрание Российской Федерации.
21. Правительство Российской Федерации.
22. Судебная власть в Российской Федерации
23. Органы местного самоуправления.
24. Предмет и метод гражданско-правового регулирования.
25. Источники гражданского права.
26. Сделки, их классификация.
Гражданско-правовые правонарушения - это вредные деяния в области договорных и недоговорных имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений (нарушение условий договора, посягательство на честь и достоинство личности, ее доброе имя).
Административно-правовые правонарушения - это вредные деяния, нарушающие порядок в области государственного управления (нарушение правил дорожного движения, пожарной безопасности).
Дисциплинарные
правонарушения - это вредные деяния,
нарушающие правила внутреннего распорядка
предприятия, учреждения (опоздание на
работу, прогул).
ЮРИДИЧЕСКАЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - предусмотренная
нормами права обязанностьсубъе
Уголовная ответственность. Санкции предусмотрены только уголовным законодательством (лишение свободы на определенный срок, пожизненное заключение и т.п.).
Гражданскоправовая ответственность. Санкции предусмотрены в основном в гражданском и семейном законодательстве (возмещение имущественного ущерба, взыскание неуплаченного долга, отмена противоречащих закону сделок, денежная компенсация за причиненный моральный ущерб и т.п.).
Административноправовая ответственость. Санкции предусмотрены в нормах административного, финансового, процессуального и других отраслей права (предупреждение, штраф, лишение водительских прав, административный арест на определенный срок и т.п.)
Дисциплинарная ответственность. Санкции предусмотрены главным образом законодательством о труде, уставами вооруженных сил (замечание, выговор, увольнение с работы и т.п.).
представляет
собой режим неуклонного
Следует решительно бороться с любыми
попытками оправдать нарушения законности
так называемой ведомственной или местной
целесообразностью, интересами дела, потребностью
будто бы гибкого, а не формального применения
закона. Хозяйственные структуры, учреждения
в своей деятельности руководствуются
потребностями всемерного развития своей
отрасли, местными условиями. Однако производственная
необходимость не должна приводить к конфликту
с законом, интересы дела не должны превалировать
над принципом неукоснительного соблюдения
норм права.
Повышение с каждым годом роли законности
является закономерным отражением роста
влияния права на общественную жизнь,
повышения его авторитета, ликвидации
такого вредного и, к сожалению, пока еще
широко распространенного явления, как
правовой нигилизм, под которым понимается
отрицание социального назначения права
в современный период, его роли в оздоровлении
экономики, политической и духовной жизни
страны, принижение авторитета закона,
оправдание фактов произвола работников
государственного аппарата, нарушений
норм права.
Гарантии законности - это определенный комплекс организационных, экономических, политических, идеологических факторов и юридических мер, обеспечивающих соблюдение норм права, защиту прав граждан и интересов общества и государства.
10.2. Правопорядок
Правопорядок - это состояние
упорядоченности регулируемых правом
общественных отношений, возникшее в результате
последовательного осуществления законности
и характеризующееся реальным обеспечением,
реализацией и охраной прав и свобод личности,
неукоснительным соблюдением юридических
обязанностей, правомерной деятельностью
всех индивидуальных и коллективных субъектов
права. Он предусматривает также решительную
борьбу с любыми нарушениями правовых
норм, восстановление нарушенных субъективных
прав. Это порядок, где взаимоотношения
органов, организаций и отдельных граждан
четко определены законом, обеспечены
и защищены государственной властью.
Правопорядок является необходимой составной
частью более широкого понятия - общественного
порядка, под которым понимается упорядоченная
система всех существующих в обществе
отношений, основанных на неуклонном исполнении
всех социальных нормативных регуляторов
(норм морали, права, корпоративных норм
и др.).
Правопорядок - необходимый элемент организации
и функционирования государственной власти.
Только сильная власть, базирующаяся на
неуклонном исполнении закона, на "диктатуре"
права способна создать в обществе прочный
и устойчивый правопорядок, атмосферу
уважения и авторитета права. Правовой
нигилизм, стремление чиновника обойти,
проигнорировать закон, стать выше его,
снизить его авторитет и социальную значимость
- питательная почва для ослабления подлинного
правопорядка в стране.
Следует различать реально существующий
правопорядок, т.е. фактическое состояние
общественных отношений, урегулированных
правом, и тот идеал правопорядка, к которому
стремится цивилизованное государство
в своей правотворческой и правоприменительной
деятельности, который является целью
правового регулирования. Стабильный
и прочный правопорядок возможно установить
лишь там, где существует подлинный режим
демократии, авторитет и уважение к закону,
где создана обстановка неуклонного действия
права, уверенности граждан в незыблемости
их прав, в том, что любые нарушения юридических
норм будут выявлены и пресечены.
91.
Виды правоотношений. 1. По функциям права: - регулятивные
правоотношения — возникают в
целях регулирования - охранительные
правоотношение — возникают,
в целях обеспечения и защиты
установленного правопорядка; способствуют
реализации регулятивных 2. По степени определенности: - абсолютно-определенные правоотношения, в которых управомоченному субъекту корреспондирует неопределенное количество обязанных субъектов; - относительно-определенные правоотношения, в которых все стороны отношения конкретно определены (истец - ответчик, супруг - супруга, подсудимый - суд и т.п.). 3. По отраслям права: - конституционно правовые отношения; - гражданско-правовые отношения; - уголовно правовые отношения; - уголовно-процессуальные отношения; - административно-правовые отношения и т.д. 4. По структуре правоотношений: - простые
правоотношения - отношения между
двумя субъектами, связанные с
реализацией предписания одной
нормы права (отношения по - сложные
правоотношения — отношения |
Структуру правоотношения составляют субъекты правоотношения (управомоченные и обязанные лица), содержание правоотношения (субъективное право и субъективная юридическая обязанность), объект правоотношения. Субъективным правам одного субъекта правоотношения по поводу объекта правоотношения соответствует юридическая обязанность другого субъекта (однако в уголовном правоотношении обязанности лица, совершившего преступление, понести уголовную ответственность, соответствует право и обязанность государства привлечь его к уголовной ответственности, а в некоторых источниках выделяются ещё и правоотношения общего характера). Структура правоотношения бывает в зависимости от взаимосвязей субъектов (содержания) правоотношения простой (обязанности одного субъекта соответствует право другого) и сложной (многочисленные взаимные права и обязанности).
Правоотношения - правовые связи, возникающие на основе норм права, их участники имеют взаимные субъективные права и юридические обязанности. Иначе правоотношения можно представить как общественные отношения (связи между людьми, организациями, устанавливающиеся в процессе их совместной деятельности), регулируемые нормами права
Форма государственного (территориального) устройства.
Форма
государственного устройства - способ
организации государственной власти по
территории характеризующий соотношение
государства как целого с его составными
частями. Государства по форме федеративного
устройства подразделяются наунитарные и федеративные. Ун
Форма государственного устройства - это способ территориального устройства государства, которое вносит определенный порядок во взаимоотношения центральной, региональной и местной властей. Виды форм государственного устройства:
По форме государственного устройства государства разделяются на унитарные и федеративные.
Унитарное государство отличается абсолютной политической целостностью. Унитарное государство неделимо: его отдельные административно - территориальные единицы не имеют своего собственного законодательства, органов государственной власти и управления, не обладают суверенитетом. Признаки унитарного государства: единая структура государственного аппарата на территории всей страны, распространяющего свою юрисдикцию в равной степени в отношении всех территориальных единиц;административно - территориальные единицы имеют в основном равный юридический статус по отношению к центральным органам;единое гражданство; единая система права, основу которой составляет единая для всего государства Конституция; единая судебная система; общая для всех административно - территориальных единиц налоговая и кредитная политика.(Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Испания, Португалия, Греция, Таиланд, Япония, Финляндия, Египет).