Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 03:42, шпаргалка

Описание

1.Администрация Президента РФ.
2. Аппараты Совета Федерации и Государственной Думы. (Полномочия дописать)
3. Виды публичных мероприятий. Порядок организации и проведения публичных мероприятий в РФ.

Работа состоит из  1 файл

Otvety_k_ekzamenu_po_KP (1).docx

— 385.40 Кб (Скачать документ)

Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. В соответствии с этим система органов государственной власти Российской Федерации состоит из органов законодательной, исполнительной и судебной властей (ст. 10 Конституции РФ).

Ключевое  место в системе органов государственной  власти Российской Федерации занимает Президент РФ - глава государства. Президент РФ формально не принадлежит ни к одной из ветвей власти, он обеспечивает их согласованное функционирование. Президент РФ тесно взаимодействует с парламентом, имеет обширные полномочия в сфере исполнительной власти, осуществляет назначение федеральных судей.

Органы законодательной власти включают Федеральное Собрание Российской Федерации и законодательные органы субъектов Федерации.

Органы законодательной  власти одновременно являются представительными  органами. Они избираются непосредственно  народом и призваны выражать его  волю. В соответствии с принципом  разделения властей, на органы законодательной  власти возложена законодательная  деятельность - принятие нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической  силой и регулирующих наиболее важные общественные отношения.

Органы законодательной  власти Российской Федерации и органы законодательной власти ее субъектов  не образуют единой системы законодательной  власти в Российской Федерации.

Органы исполнительной власти включают федеральное правительство, другие федеральные органы исполнительной власти, правительства, администрации субъектов Федерации и другие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти формируются невыборным путем. Так, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ и по предложению Председателя Правительства РФ - заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Органы исполнительной власти организуют исполнение законов, иных актов законодательных органов, указов Президента РФ и актов глав субъектов Федерации. Свои акты они  издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов субъектов Федерации, указов Президента РФ, нормативных актов глав администраций субъектов, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти.

В отличие  от органов законодательной власти федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ведения Российской Федерации и  полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения  Российской Федерации и ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

По объему полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми сферами исполнительной власти (федеральное правительство, правительства субъектов Федерации) и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями управления (например, федеральные министерства).

Органы судебной власти. К ним относятся Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов Федерации. В своей совокупности они составляют судебную систему Российской Федерации. Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В Российской Федерации существуют органы государственной  власти, которые не входят ни в одну из трех властей - законодательную, исполнительную и судебную. К числу таких органов  на федеральном уровне следует отнести  Прокуратуру РФ, Центральную избирательную  комиссию РФ, Центральный банк РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

 

 

6. Гражданство РФ.

Гражданство РФ – это устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст. 3 ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).

Содержанием гражданства  РФ является совокупность взаимных прав и обязанностей РФ и гражданина РФ.

Юридические признаки гражданства РФ: 1) правовой характер связи гражданина и РФ (такой характер связи гражданина и РФ заключается в том, что все отношения между ними должны быть юридически оформлены, а не просто фактически признаны); 2) устойчивость этой связи (данный признак заключается в постоянном характере взаимных прав и обязанностей гражданина и РФ, т. е. гражданство РФ сохраняется за лицом независимо ни от каких обстоятельств с момента приобретения гражданства и до его прекращения).

Основным документом, удостоверяющим наличие у лица гражданства РФ, является паспорт гражданина РФ или  иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.

В целях подтверждения  лицом своей принадлежности к  гражданам РФ при выезде за границу  он должен получить заграничный паспорт  гражданина РФ, визовые документы, а  при прохождении воинской обязанности  – военный билет и т. д.

РФ гарантируют защиту прав своих граждан, даже если они  находятся и постоянно проживают  за рубежом.

Гражданство РФ устанавливается  Конституцией РФ, а также ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 11 ноября 2003 г.) и другими законами при условии, что они не содержат положений, ограничивающих права и свободы граждан.

Гражданство РФ может возникнуть у лица по основаниям, предусмотренным  федеральным законодательством, либо уже констатируется на основании  факта наличия у него в прошлом  гражданства СССР.

Принципы гражданства  РФ – основополагающие начала, устанавливающие основы правового статуса граждан РФ, а также регулирующие вопросы порядка приобретения и прекращения гражданства РФ и иные вопросы.

Принципы гражданства РФ: 1) единство и равность гражданства РФ независимо от оснований его приобретения; 2) недопустимость лишения гражданства РФ тех лиц, которые имеют гражданство на законных основаниях, но постоянно проживают за пределами РФ; 3) право каждого гражданина РФ на свободный выбор гражданства, никто не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его; 4) недопустимость высылки гражданина РФ за пределы российского государства или передачи его иностранному государству; 5) государственное поощрение приобретения гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ; 6) допустимость одновременного наличия у гражданина РФ гражданства иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ; 7) недопустимость ограничения гражданских прав и свобод гражданина РФ при наличии у него двойного гражданства, а также невозможность освобождения этого лица от исполнения гражданских обязанностей, в том числе обязанности по защите Отечества; 8) принцип равенства прав и свобод граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан за исключением специальных прав, свобод и обязанностей, вытекающих из института гражданства РФ.

7. Законодательный процесс в РФ.

Законодательный процесс в РФ – это совокупность определенных действий Федерального Собрания РФ, направленных на принятие нормативно-правовых актов.

Стадии законодательного процесса: 1) законодательная инициатива; 2) предварительное рассмотрение законопроектов; 3) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе; 4) принятие закона; 5) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации; 6) подписание Президентом РФ и обнародование закона.

Существует особая стадия законотворческого процесса – преодоление  разногласий между Советом Федерации  и Государственной Думой РФ. Эта  стадия не всегда присутствует в законотворческом процессе, а только в случае возникновения  таких разногласий по содержанию текста закона.

Правом законодательной  инициативы обладают субъекты, перечисленные  в Конституции РФ. Все субъекты законодательной инициативы в Федеральное  Собрание РФ вправе вносить законопроекты  по вопросам, относящимся к их ведению, и в пределах своей компетенции. Законопроект считается внесенным  в Государственную Думу со дня  его регистрации в управлении документационного обеспечения  Аппарата Государственной Думы, где  заводится электронная регистрационная  карта, в которой отражаются все  стадии законодательного процесса.

Предварительное рассмотрение законопроекта в Государственной  Думе начинается по истечении 14 дней. Предварительное  рассмотрение законопроекта осуществляется специальным комитетом по рассмотрению законопроекта. На этой стадии законопроект должен пройти правовую экспертизу.

После предварительного рассмотрения законопроект представляется в Совет  Государственной Думы для внесения на рассмотрение Думы не позднее чем за 14 дней.

Рассмотрение законопроекта  может проходить в трех чтениях. Законопроект может быть принят в  первом же чтении, только если не возникает  никаких разногласий по тексту законопроекта. В противном случае должна быть проведена  процедура урегулирования разногласий.

После прохождения всех согласительных процедур (либо при их отсутствии после  первого же чтения) законопроект должен быть принят. С этого момента законопроект считается федеральным законом.

Федеральный закон, принятый Государственной Думой, не может  быть подписан Президентом РФ и обнародован, если не был одобрен Советом Федерации.

Одобрение Совета Федерации может быть в выраженной (в виде постановления Совета Федерации) и молчаливой формах (в виде отсутствия какого бы то ни было ответа на законопроект в течение 14 дней со дня его поступления на рассмотрение Совета Федерации).

Подписание и обнародование  федерального закона, принятого Государственной  Думой и одобренного Советом  Федерации, осуществляется Президентом  РФ в течение 14 дней со дня его  поступления.

Президент РФ обладает правом отлагательного вето в отношении поступивших к нему на подпись федеральных законов. Отлагательное вето означает, что Президент РФ обладает не абсолютным правом в отношении воспрепятствования обнародованию «неугодных» федеральных законов, а ограниченным, так как Федеральное Собрание может в установленной форме преодолеть вето Президента РФ (в этом случае Президент обязан подписать закон в течение 7 дней).

8. Избирательные комиссии РФ: система,  порядок формирования, полномочия.

Избирательные комиссии играют решающую роль в организации  и проведении выборов всех уровней. Это коллегиальные органы, независимые  в своих решениях и действиях  от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и подчиняющиеся  только закону. В систему избирательных комиссий, действующих в Российской Федерации, входят: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации , избирательные комиссии субъектов Российской Федерации ИКС РФ, избирательные комиссии муниципальных образований ИКМО, окружные избирательные комиссии ОИК, территориальные избирательные комиссии ТИК, участковые избирательные комиссии УИК. Данная система не образует жесткую, строго централизованную систему комиссий для проведения всех выборов в Российской Федерации. Федеральные законы о выборах устанавливают соподчиненность и распределение полномочий между комиссиями только применительно к проведению выборов в федеральные органы государственной власти. Так, ЦИК России является вышестоящей комиссией для всех других комиссий только при проведении выборов в Государственную Думу и Президента Российской Федерации. Взаимосвязи и полномочия избирательных комиссий при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, при проведении выборов действует определенная система избирательных комиссий, структура и полномочия которой предопределяются уровнем и видом выборов и устанавливаются соответствующим федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Объединение избирательных комиссий в систему обеспечивает необходимую централизацию избирательных действий в ходе проведения избирательной кампании соответствующего уровня, в частности, посредством контроля со стороны вышестоящих комиссий за деятельностью нижестоящих комиссий. 
 
Система избирательных комиссий не входит ни в одну из ветвей государственной власти, однако ЦИК России и ИКС РФ являются государственными органами, осуществляющими подготовку и проведение выборов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и местного самоуправления. Федеральный закон обеспечивает самостоятельность комиссий путем установления их полномочий и порядка их формирования. В частности, решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны не только для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, но и для кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей. Установленный Федеральным законом порядок финансирования деятельности ЦИК России, ИКС РФ, ИКМО, ТИК, действующих на постоянной основе, делает их независимыми в финансовом отношении от органов исполнительной власти и должностных лиц. Расходы комиссий по подготовке и проведению выборов, обеспечению их полномочий производятся за счет средств соответствующего бюджета – федерального, регионального или местного. В своей деятельности избирательные комиссии тесно взаимодействуют с государственными органами, органами местного самоуправления, государственными предприятиями, учреждениями и организациями с государственным участием при решении таких вопросов, как регистрация (учет) избирателей, выделение необходимых помещений, транспорта, средств связи, технического оборудования, бесплатного эфирного времени, решении других вопросов. Обязанность указанных органов и их должностных лиц оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий закреплена в федеральных законах. Также установлено, что государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации, осуществляющие телерадиовещание, редакции периодических печатных изданий, а также их должностные лица обязаны предоставлять комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий в пятидневный срок, если обращение получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. При этом оговорено, что указанные сведения и материалы предоставляются комиссиям бесплатно. 
 
Полномочия избирательных комиссий, установленные избирательным законодательством, органично вытекают из конституционной нормы о том, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 72), к которым относятся и права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 32). Для защиты избирательных прав граждан комиссиями используются, в частности, такие механизмы, как рассмотрение обращений, поступивших к ним в ходе избирательной кампании, о нарушении закона, проведение проверок по этим обращениям, мониторинг агитационной деятельности, контроль за финансированием избирательных кампаний, отмена неправомерных решений нижестоящих комиссий, привлечение правоохранительных органов к пресечению противоправной деятельности участников избирательного процесса, участие в приведении региональных законов в соответствие с федеральным законом. 
 
Работа по обращениям о нарушении закона представляет собой одну из важнейших сторон деятельности комиссий по обеспечению и защите избирательных прав граждан Российской Федерации. Каждая комиссия правомочна рассматривать обращения о нарушении законов на тех территориях, на которые распространяется ее юрисдикция. 
 
Предусмотрена обязательность решений вышестоящей избирательной комиссии для нижестоящих комиссий. Федеральный законодатель наделил вышестоящую избирательную комиссию правом отменять решение нижестоящей комиссии, если оно противоречит соответствующему закону либо принято с превышением установленных полномочий. При этом вышестоящая комиссия вправе принять собственное решение по существу вопроса. Вышестоящая комиссия также вправе направить соответствующие материалы на повторное рассмотрение комиссией, решение которой было отменено. 
 
На избирательные комиссии возложена обязанность по информированию избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов. 
 
Общие условия формирования всех избирательных комиссий, за исключением ЦИК России, следующие:  
 
1) они формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Российской Федерации, законодательном органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а (за исключением ИКС РФ) также в представительном органе местного самоуправления (при этом в качестве избирательного объединения может быть и общественное объединение);  
 
2) вышеперечисленным политическим партиям, избирательным объединениям отдается приоритет и квота не менее чем в одну вторую от общего числа членов соответствующих комиссий;  
 
3) в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя по предложениям от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения;  
 
4) государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов избирательной комиссии. Указанное положение может не применяться при формировании УИК на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, а также за пределами территории Российской Федерации;  
 
5) орган, назначающий в состав комиссии гражданина РФ, выдвинутого в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом, обязан получить письменное согласие указанного гражданина на вхождение в состав этой комиссии;  
 
6) если уполномоченные на то законом органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии не назначат состав или часть состава комиссии в срок, установленный законом, либо если на соответствующей территории отсутствует указанный орган государственной власти, орган местного самоуправления, либо если соответствующая комиссия не сформирована, состав или часть состава ИКС РФ назначается ЦИК России, ИКМО – ИКС РФ, иной комиссии – вышестоящей комиссией с соблюдением установленных законом требований. 
 
Организация деятельности избирательных комиссий основана на принципе коллегиальности. Его соблюдение предполагает свободное, всестороннее и коллективное обсуждение вопросов, выносимых на заседание комиссий, принятие решений, выражающих мнение всех или большинства членов комиссий, путем голосования. Комиссия может приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. От этого зависит легитимность всех последующих действий и решений комиссий. 
 
ЦИК. Особое место в системе избирательных комиссий занимает ЦИК России. Она является комиссией, организующей выборы в федеральные органы государственной власти, т. е. комиссией, на которую Федеральным законом возложено руководство деятельностью всех комиссий по подготовке и проведению федеральных выборов. Реализуя положения федерального законодательства о выборах, ЦИК России осуществляет правоприменительную и нормотворческую деятельность. Федеральное избирательное законодательство наделяет ЦИК России широкими полномочиями: 
 
а) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; 
 
б) организует разработку нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением, а также организует размещение заказа на производство этого технологического оборудования при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации; 
 
в) обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции; 
 
г) осуществляет меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования (обнародования) итогов голосования и результатов выборов, референдумов, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет"; 
 
д) осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств; 
 
е) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям; 
 
ж) осуществляет международное сотрудничество в области избирательных систем; 
 
з) заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации; 
 
и) устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума; 
 
к) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; 
 
л) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.  
 
Большое значение имеет закрепленное полномочие по осуществлению контроля за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации. Эти контрольные функции ЦИК России осуществляет по нескольким направлениям. Прежде всего, она постоянно отслеживает состояние законодательства субъектов Российской Федерации о выборах, при этом используя свои полномочия, в соответствии с которыми она вправе давать заключения о соответствии законов субъектов Российской Федерации Федеральному закону. Контрольную деятельность по соблюдению конституционных прав граждан ЦИК России осуществляет в соответствии с положениями своего Регламента, обеспечивая единообразное применение федерального законодательства о выборах, осуществляет контрольные проверки деятельности избирательных комиссий, заслушивает сообщения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, связанные с оказанием комиссиям содействия в реализации их полномочий. ЦИК России развивает международные контакты с центральными избирательными органами других стран. 
 
Срок полномочий ЦИК России составляет четыре года. Если срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации истекает в период избирательной кампании, в период со дня назначения референдума Российской Федерации и до окончания кампании референдума, которые организует Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума. Важно отметить, что данное положение не применяется при проведении повторных и дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в одномандатных избирательных округах. 
 
Состоит ЦИК из 15 членов. Пять членов назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями, а также депутатами Государственной Думы РФ. Пять членов назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и высшими должностными лицами субъектов Федерации. Пять членов ЦИК России назначаются Президентом России. Все члены ЦИК России с правом решающего голоса должны иметь высшее юридическое образование или ученую степень в области права. Члены ЦИК России организуют свою работу по конкретным направлениям, определенным Регламентом комиссии. Организацию работы ЦИК осуществляет Председатель комиссии. 
 
Следует отметить, что новый состав Центральной избирательной комиссии Российской Федерации сформирован в марте 2007 г. 
ИКС РФ. Статус ИКС РФ аналогичен статусу ЦИК России как государственного органа, действующего на постоянной основе, а также как коллегиального органа и юридического лица, за исключением положения о том, что ЦИК России является федеральным государственным органом, тогда как ИКС РФ является государственным органом субъекта Российской Федерации. Документами, регулирующими статус указанных ИКС РФ, помимо Федерального закона, являются конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации. В большинстве регионов приняты специальные законы об избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации. Так, деятельность избирательной комиссии Нижегородской области (ИКНО) регулируется Законом Нижегородской области «Об избирательной комиссии Нижегородской области» от 22 марта 2000 года № 101-З. Порядок работы избирательной комиссии Нижегородской области определен ее Регламентом. Особенность статуса ИКС РФ состоит в том, что они являются не только комиссиями, организующими выборы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, но также и комиссиями, которые в соответствии с федеральными законами о выборах принимают участие в подготовке и проведении федеральных выборов. 
 
Срок полномочий ИКС РФ составляет четыре года. Конкретное количество ее членов устанавливается субъектом Российской Федерации самостоятельно. Так, избирательная комиссия Нижегородской области формируется в составе 14 членов комиссии с правом решающего голоса. Формирование ИКС РФ осуществляется следующим образом: половина членов назначается законодательным органом, другая половина – высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. 
 
Члены ИКС РФ с правом решающего голоса назначаются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, законодательном органе государственной власти субъекта Российской Федерации, иных общественных объединений (общие правила), а также предложений представительных органов местного самоуправления, ИКС РФ предыдущего состава, ЦИК России. При этом предусмотрено, что не менее половины членов ИКС РФ должны быть назначены по поступившим предложениям политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Российской Федерации, законодательном органе государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если ЦИК России внесла предложения в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, как минимум, одна из предложенных кандидатур должна быть учтена этим органом в обязательном порядке. Аналогично высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации обязан назначить не менее одного члена ИКС РФ на основе поступивших предложений ЦИК России. 
 
ИКС РФ формируются для подготовки и проведения выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в случаях, установленных законами, ИКС РФ могут принимать участие в организации выборов в органы местного самоуправления. На этой основе федеральным законом установлены общие полномочия избирательной комиссии, осуществляемые в ходе избирательной кампании, а также в период между выборами. В частности, избирательная комиссия Нижегородской области: 
 
а) осуществляет на территории Нижегородской области контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; 
 
б) организует размещение заказа на производство технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, в том числе по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации; осуществляет на территории субъекта Российской Федерации контроль за соблюдением нормативов технологического оборудования для участковых комиссий; 
 
в) обеспечивает на территории Нижегородской области реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции; 
 
г) осуществляет на территории Нижегородской области меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов; 
 
д) осуществляет на территории Нижегородской области меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы государственной власти Нижегородской области, референдумов Нижегородской области, распределяет выделенные из федерального бюджета, областного бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств; 
 
е) формирует окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательного Собрания Нижегородской области; 
 
ж) утверждает перечень территориальных избирательных комиссий; 
 
з) формирует территориальные избирательные комиссии; 
 
и) назначает и освобождает от должности председателей окружных и территориальных избирательных комиссий в случаях, предусмотренных федеральным законом; 
 
к) при формировании избирательных комиссий муниципальных образований предлагает не менее двух кандидатов для включения в избирательную комиссию; 
 
л) оказывает правовую, методическую, организационно - техническую помощь нижестоящим избирательным комиссиям; 
 
м) заслушивает сообщения органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы государственной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления, референдума Нижегородской области, местного референдума; 
 
н) по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума; 
 
о) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; 
 
п) участвует в организации государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и в осуществлении этой регистрации (учета), в формировании и ведении регистра избирателей, участников референдума; 
 
п)’ участвует в осуществлении проверки сводных финансовых отчетов и сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, контроле за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями в виде вступительных и членских взносов, пожертвований граждан и юридических лиц, информировании граждан о результатах этих проверок; 
 
р) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, Уставом Нижегородской области, законами Нижегородской области.  
 
Новый состав избирательной комиссии Нижегородской области будет сформирован в мае-июне 2007 г. 
 
ИКМО РФ. Указанные комиссии создаются для подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления. Создание ИКМО должно быть предусмотрено в законе субъекта Российской Федерации, либо в уставе муниципального образования, либо и в том и другом акте. 
 
При наличии возможности финансирования деятельности ИКМО из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) бюджета муниципального образования избирательная комиссия может получить статус юридического лица. При проведении выборов различного уровня нередко возникает необходимость вместо создания новой избирательной комиссии возложить соответствующие полномочия по осуществлению избирательных действий на иную комиссию, действующую на данной территории. Чаще всего такой «взаимообмен» происходит между ТИК и ИКМО. Так, если ИКМО не создавалась, то при проведении муниципальных выборов ее полномочия могут быть возложены на постоянно действующую ТИК. Такое решение принимает ИКС РФ по инициативе и на основании обращения представительного органа местного самоуправления. 
 
Срок полномочий ИКМО – четыре года. Установление числа членов ИКМО относится к исключительной компетенции субъекта Российской Федерации или самого муниципального образования, поскольку количественный состав комиссии зависит от местных условий. 
 
Порядок формирования ИКМО соответствует общим требованиям, предъявляемым к процедуре формирования и составу избирательных комиссий. К субъектам, наделенным правом предлагать кандидатуры в состав ИКМО, кроме указанных в общих правилах, относятся собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, что типично для формирования всех «низовых» комиссий, а также ИКМО предыдущего состава, ИКС РФ. 
 
Полномочия ИКМО определяются ее целевым назначением – подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления. 
 
ОИК РФ. При проведении выборов ОИК создаются на разных уровнях и могут занимать в системе избирательных комиссий и взаимоотношениях с другими избирательными комиссиями различное положение. Так, при выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации ОИК являются вышестоящими по отношению к ТИК и одновременно нижестоящими по отношению к ИКС РФ (за исключением случая, когда полномочия ОИК возложены на ИКС РФ). 
 
При выборах депутатов представительных органов власти местного самоуправления ОИК являются нижестоящими по отношению к ИКМО и одновременно вышестоящими по отношению к УИК. Вместе с тем полномочия ОИК могут быть возложены на УИК. ОИК обычно формируются при проведении выборов в законодательные органы государственной власти или представительные органы местного самоуправления. 
 
Полномочия ОИК могут возлагаться на другие избирательные комиссии, если территория округа совпадает с подведомственной этой комиссии территорией или составляет часть последней. В этом случае решение о возложении полномочий принимает организующая выборы комиссия. 
 
Срок полномочий ОИК равен сроку полномочий избираемого органа и истекает в день официального опубликования решения о назначении новых выборов. Число членов ОИК устанавливается законом, регулирующим проведение выборов в тот или иной орган. 
 
ОИК по выборам в федеральные органы формируются ИКС РФ, что свидетельствует о повышении роли и ответственности этих комиссий при проведении федеральных избирательных кампаний. ОИК по выборам в органы государственной власти субъекта Российской Федерации или в органы местного самоуправления формируются вышестоящими комиссиями: ИКС РФ, ИКМО или ТИК. 
 
Компетенция ОИК весьма специфична. Кроме общих для всех комиссий полномочий, они регистрируют кандидатов, выполняя большой объем работы по приему и проверке представленных кандидатами документов, собранных в поддержку их выдвижения подписей избирателей, контролю за проведением агитации на территории избирательного округа, законным расходованием средств избирательного фонда кандидата и т. д. 
 
ТИК РФ. Место ТИК в системе государственных органов субъекта Российской Федерации определяется федеральным избирательным законодательством, соответствующим законом субъекта Российской Федерации. Формирование ТИК осуществляется ИКС РФ, она же назначает председателей ТИК. К субъектам, наделенным правом предлагать кандидатуры в состав ТИК, кроме указанных в общих правилах, относятся представительные органы муниципальных образований, собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, ТИК предыдущего состава. Постоянная основа деятельности ТИК означает непрерывный период ее работы с момента первого заседания комиссии до истечения установленного законом срока полномочий (первого заседания комиссии нового состава). ТИК создаются не для проведения конкретных выборов, а для организации любых выборов, проводимых на соответствующей территории в течение срока их полномочий. 
 
Конкретное число членов каждой ТИК определяется ИКС РФ. Количественный состав комиссии зависит от числа избирателей, зарегистрированных на данной территории, а также местных особенностей, например наличия отдаленных или труднодоступных местностей. 
 
 
Следует отметить, что нормы Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г. существенно изменили статус и процесс формирования территориальных избирательных комиссий по сравнению с ранее действующим законодательством. 
 
Следует отметить, что в Нижегородской области нет территориальных избирательных комиссий, имеющих статус юридического лица. Вся работа членов избирательных  
ТИК осуществляют на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации; обеспечивают на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, развитием избирательной системы, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей; формируют участковые избирательные комиссии, назначают их председателей; осуществляют иные полномочия. 
 
УИК РФ. Это особый вид комиссий и обладают рядом признаков, присущих только им. Так, УИК занимают «низовое» место, составляя организационный фундамент системы избирательных комиссий в Российской Федерации. Они образуются только для проведения конкретных выборов. Целевое назначение этих комиссий – обеспечение решающего момента избирательной кампании, т. е. процесса голосования и подсчета голосов. УИК действуют только на непостоянной (временной) основе и имеют самый короткий по сравнению с другими комиссиями срок полномочий. 
 
Срок полномочий УИК начинается с установленного законом момента их формирования и заканчивается через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, которое должно осуществиться не позднее чем через одни месяц со дня голосования. Однако в случае обжалования или опротестования итогов голосования, связанного с нарушениями, допущенными участковой комиссией при организации голосования или подсчета голосов, ее полномочия сохраняются до вынесения окончательного решения по жалобе. Число членов участковой комиссии зависит от числа избирателей, зарегистрированных на данном избирательном участке, и должно быть достаточным для того, чтобы обеспечить надлежащую организацию голосования и выдачу бюллетеней в помещении для голосования, обеспечение учета заявлений и голосования вне помещения. Число членов комиссии с правом решающего голоса устанавливается федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации о конкретных выборах и, как правило, составляет от 3 до 15 человек. Формируют УИК вышестоящие избирательные комиссии. К субъектам, наделенным правом предлагать кандидатуры в состав УИК, кроме указанных в общих правилах, относятся представительные органы муниципальных образований, собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. УИК ближе всего стоят к избирателям, и главными направлениями их деятельности являются информирование избирателей, работа со списками избирателей, подготовка и проведение голосования и подсчета голосов.

Действующая система  избирательных комиссий в Российской Федерации представляет собой важнейший  организационный механизм, обеспечивающий периодическое демократическое  обновление избираемых государственных  органов и органов местного самоуправления. Избирательные комиссии, проводящие выборы – это стройная, гибкая система, приспособленная к выборам органов  власти различных уровней. Как всякая сложная социальная система, система  избирательных комиссий не просто сумма  составляющих ее подразделений, а слаженный  организм, части которого взаимодействуют  друг с другом в формах, четко  указанных в законах. Законодательством  также определены совокупность их прав и обязанностей по обеспечению надлежащих условий для организации свободного волеизъявления избирателей в ходе проведения выборов, порядок образования, способ формирования состава и срок полномочий избирательных комиссий, их подконтрольность и ответственность, гарантии деятельности по осуществлению возложенных на них полномочий.

 

9. институт наблюдателей  в избирательном процессе.

Участие независимых наблюдателей в выборах является необходимым  атрибутом избирательного процесса как в государствах со сложившейся  политической системой, так и в  государствах, создающих или перестраивающих  свои политические системы.

Очевидным является тот факт, что атмосфера гласности и  открытости во время проведения избирательной  кампании, присутствие национальных и международных наблюдателей на избирательных участках в день выборов  повышает уверенность граждан в  свободном и справедливом характере  выборов, способствует более активному  их участию в избирательном процессе.

Кроме того, наблюдатели  выполняют важную функцию, отслеживая подсчет голосов, они обеспечивают независимое общественное определение  итогов голосования, результатов выборов, используя законные способы и  методы общественного контроля. Таким  образом, наблюдатели являются независимым  источником информации, на основе которой  могут быть сделаны оценки и заключения относительно подлинности официальных  итогов выборов.

Выявление наблюдателями  и анализ наиболее распространенных нарушений избирательных процедур позволяет совершенствовать национальное избирательное законодательство и  избирательные технологии. Присутствие  на выборах иностранных (международных) наблюдателей помимо основной своей  задачи – выявления степени легитимности результатов выборов – позволяет  соотнести национальное законодательство и саму избирательную процедуру  с международными избирательными стандартами.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"