Система социальных гарантий, как способ защита прав граждан в жилищно-правовой сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:28, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – система социальных гарантий, как способ защиты прав граждан в жилищно – правовой сфере.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) Опаределить основные формы удовлетворения жилищных потребностей граждан;
2) Изучить основы признания граждан нуждающимся в жилье;
3) Проанализировать систему социальных гарантий, как способа защиты прав граждан в жилищно – правовой сфере.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Удовлетворение потребности граждан в жилище и признания граждан нуждающимися в жилых помещениях 5
1.1 Основные формы удовлетворения жилищных потребностей граждан 5
1.2 Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, их учет 8
Глава 2. Система социальных гарантий, как способ защита прав граждан 13
Заключение 33
Список использованной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 1.docx

— 60.61 Кб (Скачать документ)

Содержание 

 

Введение 3

Глава 1. Удовлетворение потребности граждан в жилище и признания граждан нуждающимися в жилых помещениях 5

1.1 Основные  формы удовлетворения жилищных  потребностей граждан 5

1.2 Основания  признания граждан нуждающимися  в жилых помещениях, их учет 8

Глава 2. Система  социальных гарантий, как способ защита прав граждан 13

Заключение 33

Список использованной литературы 34

 

 

Введение

 

Конституционное право на жилище выражает сущность системы удовлетворения жилищных потребностей общества, т.е. оно  является сущностным фундаментальным  правом. От него зависит система  конкретных жилищных прав граждан, которые  должны соответствовать, не противоречить  ему. От того, как определяется содержание этого права, часто зависит поведение  граждан, органов государства, хозяйствующих  субъектов при выборе вариантов  решения жилищных проблем из юридически возможных в конкретной жизненной ситуации.

Право граждан на жилище может быть сведено к трем юридическим  возможностям, хотя норма ст. 40 конкретно  не содержит такой юридической формулы: стабильное, устойчивое, постоянное пользование  жилым помещением во всех разновидностях жилищного фонда; улучшение жилищных условий в домах всех разновидностей жилищного фонда; обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды, достойной  цивилизованного человека (последнее  вытекает из норм международного права).

На сегодняшний день правовое регулирование отношений собственности  на жилое помещение содержится в  ряде законодательных актов, принятых в последние годы, в первую очередь  в новом Гражданском кодексе  Российской Федерации.

В Гражданском кодексе  РФ праву собственности на жилые  помещения посвящена глава 18, в  которой закрепляются нормы, регулирующие право собственности и иные вещные права (права членов семьи собственника жилого помещения), дается понятие квартиры как объекта права собственности, указываются основные начала регламентации  права собственности на объекты  общего пользования многоквартирного дома и организации и деятельности товариществ собственников жилья.

Цель курсовой работы –  система социальных гарантий, как  способ защиты прав граждан в жилищно  – правовой сфере.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Опаределить основные формы удовлетворения  жилищных потребностей граждан;
  2. Изучить основы признания граждан нуждающимся в жилье;
  3. Проанализировать систему социальных гарантий, как способа защиты прав граждан в жилищно – правовой сфере.

Объект исследования –  система социальных гарантий граждан  в жилищно – правовой – сфере. 

Глава 1. Удовлетворение потребности граждан в жилище и признания граждан нуждающимися в жилых помещениях

1.1 Основные формы удовлетворения жилищных потребностей граждан

Способы удовлетворения своих  жилищных потребностей в настоящее  время очень разнообразны, и их выбор во многом зависит от того, идет ли речь о постоянной или временной  потребности в жилье.

Удовлетворение потребности  граждан РФ в жилье возможно, во-первых, путем предоставления жилых помещений  по договорам: социального найма  жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов; коммерческого найма; найма жилого помещения в доме жилищно-строительного (жилищного) кооператива; найма служебного жилого помещения и общежития; аренды жилого помещения; безвозмездного пользования  жилым помещением. Во-вторых, путем  приобретения или строительства  жилых помещений в домах различных  жилых фондов за собственные средства без ограничения площади или  за доступную плату (Конституция  РФ п.3, ст.40)1.

В первом случае, граждане удовлетворяют  свои жилищные потребности посредством  гражданско-правовых сделок: купли-продажи  жилья, в том числе через биржи, аукционы, приобретение в порядке  наследования и по другим законным основаниям. Во втором случае граждане приобретают жилые помещения из государственного или муниципального жилищных фондов за доступную плату (например, при освобождении комнаты в коммунальной квартире), нуждающиеся в улучшении жилищных условий получают безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилья.

Основные способы удовлетворения жилищных потребностей граждан, которые  носят гражданско-правовой характер и объектом которых является жилое  помещение, условно можно разделить  на два вида:

1) получение жилых помещений  во владение и пользование;

2) проведение сделок, направленных  на приобретение жилья в собственность.

Объектами таких сделок могут  быть жилые дома, квартиры в многоквартирных  жилых домах и изолированные  жилые комнаты в домах либо в квартирах.

Совершать гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями могут  различные субъекты экономического оборота: граждане, юридические лица, а в некоторых случаях города и иные муниципальные образования, субъекты РФ в лице соответствующих  органов, например, при продаже муниципального или государственного жилья. Граждане, совершающие сделки с жилыми помещениями, должны обладать полной дееспособностью.

Все сделки с жильем требуют  письменного оформления и государственной  регистрации (за исключением обмена между нанимателями и найма жилого помещения) по месту расположения жилища. Право собственности на жилое  помещение возникает с момента  государственной регистрации сделки.

С переходом к рыночной экономике в РФ жилищную проблему пытаются решить, удовлетворяя потребности  семьи в жилье за счет жилья, которое  находится в частной собственности  граждан.

В условиях относительно низких доходов основной массы населения  и высокой рыночной стоимости  жилья государство пытается принять  меры, чтобы граждане могли получать жилье в собственность за счет бесплатной приватизации. Это позволит многим создать начальный капитал  для последующего улучшения своих  жилищных условий с привлечением государственных безвозмездных  субсидий на строительство или приобретение жилья, ипотечных банковских кредитов и собственных денежных накоплений.

Конституция РФ предусматривает  сохранение существующей практики бесплатного  предоставления жилья малоимущим гражданам  в государственном и муниципальном  жилищных фондах. Органы местного самоуправления должны самостоятельно устанавливать  долю жилищного фонда, предоставляемого за доступную плату или бесплатно  на условиях договора социального найма  малоимущим гражданам, не имеющим иных возможностей в удовлетворении жилищных потребностей.

Государство должно оказывать  содействие тем гражданам, которые  для удовлетворения жилищных потребностей будут использовать обмен (мену) жилья, продажу занимаемого жилья с  сохранением права пожизненного проживания и содержания и т.п. Наряду с индивидуальным жилищным строительством необходимо совершенствовать такие  форм улучшения жилищных условий  граждан, как жилищно-строительные и жилищные кооперативы, молодежные жилищные комплексы, преобразуемые  в молодежные жилищные кондоминиумы посредством долгосрочного кредитования и субсидирования за счет внебюджетных источников финансирования2.

Одной из самых острых социальных проблем в жилищной сфере остается обеспечение жильем тех групп  населения, для которых это предусмотрено  в специальных федеральных жилищных программах, финансируемых из федерального бюджета: военнослужащих, лиц уволенных  с военной службы в запас или  в отставку, сотрудников органов  внутренних дел и членов их семей.

Предполагается использовать и такие формы, как предоставление безвозмездных субсидий, открывая гражданам  именные блокированные счета, предоставление субсидии в сочетании с получением ипотечного кредита на оставшуюся часть стоимости жилья, использование объектов незавершенного строительства, накопление средств при помощи жилищных бумаг или фондов развития жилищного строительства.

Одновременно необходимо на федеральном уровне разработать  дополнительно законодательные  и нормативные акты, а на уровне министерств, ведомств и субъектов  РФ - подзаконные ведомственные и  региональные акты, которые обеспечили бы практический механизм реализации на местах наиболее важных аспектов в  жилищной политике.

В связи с закреплением в ГК понятия «коммерческого найма» и приданием понятию «аренда жилого помещения» иного смысла, необходимо исключить неправомерные формы аренды жилых помещений и предусмотреть иной порядок предоставления государственных и муниципальных жилищных фондов по договорам аренды, в особенности в общежитиях, сохранивших ведомственную принадлежность.

Серьезной проработки требуют  положения жилищного законодательства о порядке учета граждан, нуждающихся  в улучшении жилищных условий. Нужно  пересмотреть круг граждан, имеющих  право на улучшение жилищных условий, точно определить категории граждан, имеющих права на первоочередное или внеочередное улучшение жилищных условий и иные формы такого содействия.

1.2 Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, их учет

Статья 51 Жилищного кодекса  Российской Федерации содержит перечень оснований для признания граждан  нуждающимися в помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Признание граждан таковыми является вторым после статуса малоимущего условием для предоставления социального жилья.

Нуждаемость в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального  найма, определяется в зависимости  от:

- наличия жилого помещения у гражданина и членов его семьи, независимо от оснований его приобретения (на праве собственности или праве пользования);

- количества жилой площади, приходящейся на каждого члена семьи гражданина, претендующего на получение жилого помещения;

- соответствия жилого помещения установленным требованиям;

- наличия больных, страдающих тяжелой формой заболевания, при которой совместное проживание нескольких семей в одной квартире невозможно3.

Перечень оснований для  признания граждан нуждающимися в целях предоставления им жилых  помещений по договору социального  найма в комментируемой статье является исчерпывающим и не подлежит расширению региональным законодательством. Одновременно необходимо заметить, что все граждане, признанные нуждающимися по вышеперечисленным  основаниям, вправе требовать жилье  только в том случае, если они  являются малоимущими или отнесены к другим категориям граждан, которым  может быть предоставлено жилье  из государственного или муниципального жилого фонда. Не является основанием для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, если он имеет право на дополнительную жилую площадь или дополнительную комнату. Такой вывод был сделан судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ в обзоре судебной практики от 1 июня 2003 года.

Малоимущие граждане, приватизировавшие  жилые помещения, являющиеся для  них единственным местом постоянного  проживания, до 1 января 2007 года вправе передать принадлежащие им на праве  собственности и свободные от обязательств жилые помещения в  государственную или муниципальную  собственность, а соответствующие  органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Гражданин, претендующий на предоставление ему жилого помещения  по договору социального найма, может  быть признан нуждающимся, только если площадь жилого помещения на одного члена его семьи менее учетной  нормы, установленной в соответствии с положениями Закона, и соблюдены  все остальные требования, предъявляемые  законодательством к заявителю (например, гражданство, срок проживания на территории муниципального образования, последствия  намеренного ухудшения жилищных условий и др.). При этом учитываются все жилые помещения, в отношении которых заявитель или кто-либо из членов его семьи обладает правом собственности или правом пользования.

Нуждаемость в жилых помещениях возникает также, когда жилое  помещение признается непригодным  для постоянного проживания в  порядке, установленном Положением о порядке признания жилых  домов (жилых помещений) непригодными для проживания.

Для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении необходимо наличие нескольких условий в совокупности:

а) в квартире проживает не менее двух семей.

б) в одной из семей имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание в одной квартире невозможно. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством РФ.

в) проживающие в указанной квартире наниматели или собственники, а также члены их семей не имеют иного жилого помещения по договору социального найма или на праве собственности.

Статья 52 ЖК РФ определяет порядок  и основания принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях: жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые в установленном порядке приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Предоставление жилых помещений гражданам, не состоящим на таком учете, допускается только в случаях, прямо установленных ЖК РФ.

Информация о работе Система социальных гарантий, как способ защита прав граждан в жилищно-правовой сфере