Система социальных гарантий, как способ защита прав граждан в жилищно-правовой сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:28, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – система социальных гарантий, как способ защиты прав граждан в жилищно – правовой сфере.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) Опаределить основные формы удовлетворения жилищных потребностей граждан;
2) Изучить основы признания граждан нуждающимся в жилье;
3) Проанализировать систему социальных гарантий, как способа защиты прав граждан в жилищно – правовой сфере.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Удовлетворение потребности граждан в жилище и признания граждан нуждающимися в жилых помещениях 5
1.1 Основные формы удовлетворения жилищных потребностей граждан 5
1.2 Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, их учет 8
Глава 2. Система социальных гарантий, как способ защита прав граждан 13
Заключение 33
Список использованной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 1.docx

— 60.61 Кб (Скачать документ)
le="text-align:justify">Право состоять на учете  имеют граждане, признанные органами местного самоуправления малоимущими  и условия проживания которых позволяют признать их нуждающимися в жилых помещениях.

Жилищный кодекс РФ установил  две основные группы граждан, которые  могут быть признаны нуждающимися в  жилых помещениях. Это, во-первых, малоимущие, во-вторых, граждане, указанные в  федеральном законе или законе субъекта Российской Федерации.

Если возникает ситуация, при которой один и тот же гражданин  вправе претендовать на получение жилого помещения одновременно как малоимущий и как относящийся к категории, установленной федеральным законом  или законом субъекта Российской Федерации, то такой гражданин, может  встать на учет либо как малоимущий, либо как относящийся к категории, указанной в соответствующих  законах, либо одновременно по обоим  основаниям.

Согласно п.3 ст.52 ЖК РФ принятие граждан на учет в качестве нуждающихся  в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления. Для  этого такие граждане должны подать соответствующие заявления. Заявление  о принятии на учет подается в орган  местного самоуправления по месту жительства нуждающегося гражданина. Подача такого заявления в орган местного самоуправления не по месту жительства гражданина допускается в случаях, прямо  предусмотренных Жилищным кодексом РФ. Если нуждающийся гражданин является недееспособным, то заявление от его  имени в орган местного самоуправления должно быть подано законным представителем такого гражданина4.

К заявлению о принятии на учет гражданин должен приложить  документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Орган местного самоуправления, принявший заявление гражданина, выдает ему расписку с указанием  перечня принятых документов и даты их поступления.

После принятия заявления  орган местного самоуправления рассматривает  заявление и приложенные к  нему документы. Решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет должно быть принято органом  местного самоуправления не позднее  чем через тридцать рабочих дней после получения документов.

Если орган местного самоуправления принял положительное решение о  постановке гражданина на учет, то он обязан не позднее чем через три рабочих  дня с даты принятия такого решения выдать или выслать гражданину документ, подтверждающий принятие такого решения.

Согласно п.7 ст.52 ЖК РФ порядок  ведения органами местного самоуправления учета нуждающихся в жилье  граждан устанавливается в каждом субъекте Российской Федерации путем  принятия соответствующего закона.

 

 

Глава 2. Система социальных гарантий, как способ защита прав граждан

 

Проведенные в 1991 - 2005 гг. реформы  в жилищной сфере обеспечили коренной поворот от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении принципов  обеспечения социальных гарантий в  области жилищных прав малоимущим гражданам  и иным категориям населения, установленным  законодательством РФ. Право собственности  на жилье, а также рынок жилья  стали неотъемлемой частью отношений  в жилищной сфере.

Кардинальным образом  изменилась структура жилищного  фонда РФ по формам собственности, сформирован  новый слой собственников жилья  как социальная база жилищной реформы. Доля частного жилищного фонда за 1990 - 2004 гг. увеличилась с 33 до 73,5%, а  доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась  с 67 до 25,6%, из них 20,1% составляет муниципальный  жилищный фонд5.

По оценке, основанной на данных государственной системы  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним, ежегодно осуществляются сделки, в которые вовлечено более 4,5% жилых домов и квартир, находящихся  в частной собственности, что  является существенным показателем  в период становления рынка жилья.

Радикальные изменения произошли  в жилищном строительстве. Основную роль здесь стали играть частные  и индивидуальные застройщики. Доля жилья, введенного частными и индивидуальными  застройщиками, в общем объеме жилищного  строительства в 2008 г. составила более 71,3%, из них индивидуальными застройщиками - 39,2%.

В последние годы началось активное развитие ипотечного жилищного  кредитования. Общий объем задолженности  по выданным ипотечным кредитам и займам увеличился за 2007 - 2009 гг. с 3,6 млрд. рублей до 25 - 30 млрд. рублей, то есть более чем в семь раз. При этом общая задолженность по всем видам кредитов на покупку жилья, предоставленных кредитными организациями, на 1 января 2010 г. составила 54,4 млрд. рублей.

Осуществлялось реформирование жилищно-коммунального комплекса, направленное на создание эффективного механизма  управления и снижение издержек по предоставлению услуг. Повышение эффективности  работы жилищно-коммунального комплекса  в первую очередь было связано  с постепенным переводом этого  сектора экономики на режим безубыточного  функционирования с переориентацией  бюджетных субсидий от дотирования  производителей жилищно-коммунальных услуг к адресному субсидированию малоимущих семей. Доля получателей  субсидий на оплату жилого помещения  и коммунальных услуг в 2009 году составила более 13% семей, общая сумма начисленных субсидий - 35 млрд. рублей.

Вместе с тем наряду с указанными положительными результатами преобразований пока не удалось обеспечить существенного улучшения ситуации в жилищной сфере, повысить доступность  жилья для населения и обеспечить комфортные и безопасные условия  проживания.

Данные социологических  обследований показывают, что жилищная проблема стоит перед 61% российских семей, в той или иной степени  не удовлетворенных жилищными условиями. При этом каждая четвертая семья  имеет жилье, находящееся в плохом или очень плохом состоянии. Общая  потребность населения России в  жилье составляет 1570 млн. кв. м, для  удовлетворения этой потребности необходимо увеличить жилищный фонд на 46%6.

Несмотря на создание основ  функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с  использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей с высокими доходами. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются неразвитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.

В целях повышения доступности  жилья для населения необходимо обеспечить условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособного  спроса, системы рефинансирования ипотечных  жилищных кредитов и рынка ипотечных  ценных бумаг, рыночной и административной государственной инфраструктуры, а  также оказать бюджетную поддержку  в приобретении жилья, в том числе  с помощью ипотечных кредитов и займов, молодым семьям.

Однако даже ограниченный платежеспособный спрос населения  на жилье превышает предложение  жилья на рынке, что приводит к  постоянному росту цен на жилье. В этой ситуации большая часть  жилищного строительства финансируется  непосредственно за счет средств  населения, слабо развито кредитование застройщиков на цели жилищного строительства. Недостаточные объемы жилищного  строительства отражают низкую эффективность  этого сектора экономики, высокие  административные барьеры на рынке  и высокую степень его монополизации.

Не могут быть признаны удовлетворительными и темпы  обеспечения жильем граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в  улучшении жилищных условий. В очереди  на улучшение жилищных условий стоят  около 4,5 млн. семей. Среднее время  ожидания предоставления жилых помещений  социального использования составляет 15 - 20 лет. В настоящее время решение  этого вопроса отнесено к полномочиям  органов местного самоуправления. При  этом РФ в соответствии с федеральным  законодательством на начало 2010 г. имеет государственные обязательства по обеспечению жильем перед 1014 тысячами граждан (из них ветераны и инвалиды - 306 тысяч человек, граждане, относящиеся к иным категориям, - 708 тысяч человек), значительная часть которых также признана органами местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Улучшению жилищных условий  граждан будет способствовать предоставление в установленном порядке органами государственной власти или органами местного самоуправления по желанию  граждан земельных участков для  строительства жилых домов, что  будет являться основанием для снятия их с учета в качестве нуждающихся  в жилых помещениях.

Основной целью Федеральной  целевой программы "Жилище" является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.

Предоставление молодым  семьям субсидий из бюджетов всех уровней  бюджетной системы РФ на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального  взноса при получении ипотечного кредита или займа для приобретения жилья или строительства индивидуального  жилого дома, будет производиться  в размере не менее:

- 35% средней стоимости  жилья, определяемой в соответствии  с требованиями подпрограммы (в том числе 10% за счет средств федерального бюджета и не менее 25% за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов), - для молодых семей, не имеющих детей;

- 40% средней стоимости  жилья, определяемой в соответствии  с требованиями подпрограммы (в том числе 10% за счет средств федерального бюджета и не менее 30% за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов), - для молодых семей, имеющих одного и более ребенка7.

Кроме того, субъекты РФ, участвующие  в реализации подпрограммы, дополнительно  предоставляют молодой семье - участнику подпрограммы субсидию в размере не менее 5% средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) одного ребенка на цели погашения части ипотечного жилищного кредита или займа либо компенсации затраченных молодой семьей собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья (условие участия субъекта РФ в подпрограмме).

При этом предполагается, что  недостающие средства для приобретения жилья будут привлечены за счет ипотечных  жилищных кредитов или займов, собственных  средств получателей субсидий и  других источников.

В течение 2006 г. в пределах средств, предусмотренных Программой, будут также осуществляться мероприятия, связанные с выполнением обязательств перед молодыми семьями - участниками подпрограммы, которые были приняты на первом этапе реализации подпрограммы. Эти мероприятия осуществляются государственным заказчиком по согласованию с Федеральным агентством по образованию.

Всего за 2006 - 2010 гг. в рамках подпрограммы смогли улучшить жилищные условия 181,7 тысяч молодых семей, в том числе в 2006 - 2007 годах - 69,5 тысяч молодых семей.

По мере развития системы  страхования ипотечных жилищных кредитов дополнительно будет рассмотрена  возможность оказания поддержки  молодым семьям за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и  местных бюджетов в уплате страховых  взносов по этому виду добровольного  страхования, что позволит снизить  размер первоначального взноса при  получении молодыми семьями ипотечных  кредитов до 5 - 10% стоимости жилья.

Порядок предоставления молодым  семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе уплату первоначального  взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа, устанавливается Правительством РФ.

Право на получение субсидии на приобретение жилья, в том числе  уплату первоначального взноса при  получении ипотечного жилищного  кредита или займа, удостоверяется свидетельством. Формирование сводных списков получателей свидетельств осуществляется на уровне субъекта РФ на основе данных, представляемых муниципальными образованиями, осуществляющими постановку на учет молодых семей - участников подпрограммы. Органы местного самоуправления, отобранные субъектом РФ по результатам конкурса при наличии муниципальной программы, осуществляют выдачу свидетельств участникам подпрограммы исходя из объемов финансирования, предусмотренных в местном бюджете, и объемов софинансирования из бюджета субъекта РФ и федерального бюджета. При этом форма свидетельства устанавливается Правительством РФ и должна быть единой на всей территории РФ.

В рамках указанной подпрограммы будут обеспечиваться жильем следующие категории граждан:

- военнослужащие, увольняемые  с военной службы, и приравненные  к ним лица;

- граждане, уволенные с  военной службы, и приравненные  к ним лица;

- граждане, выезжающие из  районов Крайнего Севера и  приравненных к ним местностей;

- граждане РФ, постоянно  работающие на комплексе «Байконур» и подлежащие отселению;

- граждане, принимавшие участие  в ликвидации последствий аварии  на Чернобыльской АЭС, на производственном  объединении «Маяк», пострадавшие в результате этих аварий, а также ветераны подразделений особого риска;

- вынужденные переселенцы8.

Для военнослужащих, увольняемых  с военной службы, граждан, уволенных  с военной службы, и приравненных к ним лиц; граждан РФ, постоянно  работающих на комплексе «Байконур» и подлежащих отселению, вынужденных переселенцев размер субсидии за счет средств федерального бюджета будет определяться исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по РФ, определяемого уполномоченным органом в установленном порядке, и норматива площади жилого помещения для семьи данного состава. При определении размера субсидии в отдельных субъектах РФ могут применяться повышающие коэффициенты, размер которых устанавливается Правительством РФ.

Информация о работе Система социальных гарантий, как способ защита прав граждан в жилищно-правовой сфере