Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:23, реферат
В своей работе проведу анализ таких понятий как государственные органы, должностные лица, которые являются субъектами публичного права- это и будет основная цель работы.
Определив цель – необходимо определить ряд зада, которые подведут к решению главного вопроса.
Первая задача – дать характеристику такой отрасли права, как «публично», где можно:
- дать определение публичному праву;
- провести границу между частным и публичным правом;
- определить структуру публичного права.
Введение
Понятие «Публичное право»
Проблемы деления частного и публичного права
Характеристика публичного права, его структура
Субъекты публичного права – «Государственные органы и должностные лица».
Субъект публичного права – единство понятия.
Субъект публичного права- «государственные органы». Характеристика, система, виды.
Субъект публичного права- «должностные лица». Определение, структура, характеристика.
Заключение
Список используемых источников информации
Введение
Всякое вновь возникшее государство, даже нередко новая власть в одном и том же государстве, оказавшаяся у государственного руля в итоге выборов, референдума и так далее, создает свой государственный механизм – государственные органы, органы безопасности и другие его звенья. Множество теорий, начиная с самого возникновения государства, содержат многочисленные варианты решения этой проблемы, учитываются исторический опыт, современная реальная обстановка.
Задача выработки схемы государственного механизма – важнейшая основа и условия дальнейшего существования и жизни нового государства или новой власти. Но главная задача при этом еще впереди, и заключается она в комплектовании создаваемого государственного механизма личным составом, должностными лицами, которые и будут практически реализованы те задачи, которые ставятся перед государственным механизмом. Это вот практическая деятельность кадрового состава и получила название государственной службы: лица- служащие стоят на службе у государства и выполняют его задачи и функции.
В своей работе проведу
анализ таких понятий как
Определив цель – необходимо определить ряд зада, которые подведут к решению главного вопроса.
Первая задача – дать характеристику такой отрасли права, как «публично», где можно:
- дать определение публичному праву;
- провести границу между частным и публичным правом;
- определить структуру публичного права.
Это даст возможность из всей отрасли публичного права такие субъекты как – государственные органы и должностные лица.
Вторая задача – определить ряд терминов, подводящих к раскрытию общего вопроса – субъекты публичного права – государственные органы и должностные лица. Дать этим терминам определение и выявить их сущность.
Третья, основная задача – после проведения анализа над первой и второй задачей, в полной мере раскрыть понятия – « государственные органы и должностные лица» как субъекты публичного права.
В завершении работы сделать выводы и дать заключение главным и основным вопросам.
1 Понятие публичное право. Проблемы деления частного и публичного права.
Деление права на публичное и частное признавали уже в Древнем Риме. Публичное право, по утверждению римского юриста Ульпиана, есть то, которое относится к положению римского государства; частное- которое относится к пользе отдельных лиц. В последующем критерии отнесения права к частному или публичному уточнялись, получали более развернутые характеристики, однако признание научной и практической ценности подразделения права на публичное и частное оставалось неизменным.
Иное положение характерно
было для российской правовой системы,
которая длительное время не знала
деления права на частное и
публичное. Причина этого заключались
не в особенностях юридической системы,
а главным образом в отсутствии
института частной
Советская официальная юридическая доктрина отрицательно относилась к идеи деления права на частное и публичное, считая его искусственным и призванным замаскировать сущность буржуазного строя. Положение, высказанное в 20-е годы при разработке Гражданского кодекса РСФСР В.И. Лениным о том, что «мы ничего частного не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное», длительное время служило методологической установкой для юридической теории и практики.
Нарождающиеся институты
рыночной экономики, признание частной
собственности переводит
Сущность частного права
выражено в его принципах –
независимости и автономии
Иное дело сфера действия
публичного права. В публичных отношениях
государства стороны выступают
как юридические
Частное право – это область свободы, а не необходимости, где централизации, а не централизованного регулирования. Публичное право – это сфера господства императивных начал, необходимости, а не автономии воли и частной инициативы.
Границы между частным и публичным правом исторически подвижны и изменчивы. Так, изменения в РФ форм собственности на землю принципиально повлияло на характер земельно права, перешедшего под «юрисдикцию» частного права (хотя и сохраняя публично-правовые элементы). Эти же причины обусловливают изменения внутри отраслей частного и публичного права. В этом случае можно говорить о двух тенденциях: внутри отраслевой консолидации и дифференциации. Так, можно предположить, что такие отрасли права, как уголовно-процессуальное и гражданское-процессуальное, и отрасли законодательства – административно-процессуальное и арбитражно-процессуальное, консолидируется в единую ветвь публичного права – судебное право. Высказано предположение о том, что семейное право будет «поглощено» гражданским правом.
Что касается внутриотраслевой
дифференциации, то уже сейчас создались
предпосылки для выделения
Система права находится
под значительным влиянием субъективного
фактора – нормотворческой
2 Характеристика « публичного права » и его структура
Публичное право охватывает многие сферы жизнедеятельности. Это устройство государства и власти, сферы управления и организации самоуправления, выражение публичного интереса как суммарного, усредненного социального интереса в каждой из сфер – экономической, социальной и другие. Это – общепризнанное целеполагание для действий всех субъектов права, формирование основ и поддержание функционирования правовой системы, обеспечение единых принципов правотворчества и правоприменения .
Сказанное позволяет охарактеризовать
публичное право как
Охарактеризовав публичное право можно сделать вывод. Публичное право есть своего рода функционально-структурная подсистема права, выражающая государственные и межгосударственные и общественные отношения. Эта подсистема «наднациональна», поскольку ее привязанность преимущественно к романно-германской системе права дополняется обращенностью к правовому упорядочению международных публичных отношений. Именно она служит «мостом» между национальными законодательствами различных государств и базисом сравнительного правоведения и связана с институтами международного права.
Чтобы определить структуру публичного права, следует начать с анализа отраслей публичного права. Какие же отрасли права охватываются понятием публичного права? Публичное право включает в себя такие отрасли права, как теория государства и права, конституционное право, административное право, уголовное право, международное публичное право. Эти отрасли права отличаются тремя признаками: объектом регулирования, т.е. кругом общественных отношений, методами правого регулирования, кругом источников права и структурой нормативного массива. Отрасли права обозначены в конституциях, такое чаще всего свойственно конституциям федеративных государств, в которых разграничивается законодательная компетенция федерации и субъектов. Предметом разграничения также могут быть отрасли законодательства, их подотрасли, правовые институты, группы однородных законов, отдельные законодательные акты.
К отраслям законодательства
следует отнести: а)конституционное
законодательство; б) административное
законодательство. Им охватывается около
двадцати отраслей и институтов, входящих
в особую часть,- об образовании и культуре,
жилищно-коммунальном хозяйстве, обороне,
государственной безопасности и другие.
Часть из них является чисто публично-правовым,
часть регулируется в управленческом
аспекте; в) финансовое, включая налоговое;
г)административно-
Такова в общих чертах структура публичного права, которая включает в себя, во-первых, публичные отрасли права, во-вторых, публичные отрасли законодательства, в-третьих, отрасли законодательства публичной направленности, в-четвертых, элементы публичного в частном праве.
Как уже выше говорилось, перечень отраслей законодательства не является застывшим и неизменным, он может, и будет изменяться, одновременно идет процесс формирования и изменения отраслей публичного права.
Для источников публичного права, характерны прежде всего общенормативные акты – конституции, законы, указы, постановления. В них от имени субъектов, обладающих властными полномочиями, содержатся самые стабильные и весомые по смыслу правила поведения. Эти правила как бы сбивают в один блок другие нормы и правила, служат их осью. Есть и другие акты, которые имеют программное значение. К ним относят декларации, в которых провозглашаются цели государства, партий и массовых движений, принципы переустройства политических и экономических отношений, курсы реформ. Подобные акты дают ориентацию государственного развития и правотворчества.
3 Субъекты публичного права – « Государственные органы и должностные лица».
3.1 Субъекты публичного права – единое понятие.
Для того, чтобы раскрыть этот вопрос – «Субъекты публичного права – государственные органы и должностные лица», нужно определить ряд терминов, подводящих к определению данного вопроса. Дать этим терминам определение и выявить их сущность. Этими терминами и будут выступать такие понятия как: « Субъект права», « Субъект публичного права», « Государственное управление».
Понятие «субъект права» является социально-юридической категорией, имеющей место только в правовой действительности, обладающей различным содержанием, со своими специфическими отраслевыми особенностями. Современное право дает следующее определение: «субъекты права» - лица, субъекты общественной жизни, которые в соответствии с юридическими нормами и при наличии определенных обстоятельств могут иметь предусмотренные ими права и нести соответствующие обязанности.
Под «субъектами публичного права» по мнению А.В. Лавренюк в своей статье «Субъект публичного права: единство понятия как многоаспектного явления в Российской системе» являются образования, созданные для обеспечения субъективных публичных прав человека и гражданина, а также индивиды, реализующие указанную функцию, и будут являться субъектами публичного права. Публичные субъекты могут охранять и обеспечивать также и субъективные частные права, но их основополагающая функция заключается в обеспечении прав публичных. Он отмечает, что деятельность субъектов публичного права регулируется, главным образом, нормами публичного права. Публичность субъекта отнюдь не означает, что он способен участвовать только в публичных правоотношениях. Любой орган власти, если он является юридическим лицом ( или наделен такими правами ) , вправе вступать в гражданско-правовые отношения. Однако основная функция публичных субъектов находится в сфере публичного права. Из выше сказанного А.В. Лавренюк предлагает следующее определение публичного права: субъект публичного права – это лицо, деятельность которого регулируется, главным образом, нормами публичного права, учрежденное в установленном порядке для реализации субъективных прав человека и гражданина в интересах общества и государства. Субъекты публичного права носят дифференцированный характер по конкретным целям своей деятельности, сферам общественной жизни и организационно-правовым формам.