Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:23, реферат
В своей работе проведу анализ таких понятий как государственные органы, должностные лица, которые являются субъектами публичного права- это и будет основная цель работы.
Определив цель – необходимо определить ряд зада, которые подведут к решению главного вопроса.
Первая задача – дать характеристику такой отрасли права, как «публично», где можно:
- дать определение публичному праву;
- провести границу между частным и публичным правом;
- определить структуру публичного права.
Введение
Понятие «Публичное право»
Проблемы деления частного и публичного права
Характеристика публичного права, его структура
Субъекты публичного права – «Государственные органы и должностные лица».
Субъект публичного права – единство понятия.
Субъект публичного права- «государственные органы». Характеристика, система, виды.
Субъект публичного права- «должностные лица». Определение, структура, характеристика.
Заключение
Список используемых источников информации
Повседневная жизнь людей, государства и общества не мыслима без управления. В широком смысле оно означает целенаправленное воздействие субъекта на объект, на перевод последнего в новое состояние. И в любых системах и процессах, происходящих в природе и обществе, обнаруживаются те или иные проявления управленческого воздействия, прямых и обратных связей. Без этого невозможно осуществление каких-либо организованных систем. Государственное управление и есть организованный процесс руководства, регулирования и контроля государственных органов за развитием сфер экономики и культуры, иных сфер государственной жизни. Оно всегда осуществляется специальными органами, состоящим из штатных профессионалов – государственных служащих. В эти специальные органы и классифицируют – государственные органы, где осуществляют ими управление – должностные лица.
3.2 Субъект публичного
права – «государственные
Государство как организация
публичной власти осуществляет ее,
выполняя свои многообразные функции
управления общественными процессами,
с помощью образуемых в установленном
порядке государственных
Государственный орган – относительно самостоятельная, структурно обособленная часть государственного аппарата, наделенная соответствующей компетенцией и опирающаяся в процессе реализации своих функций на организационную, материальную и принудительную силу государства.
Признаки государственного органа:
В. Столяренко выделяет следующие признаки органа государственной власти:
1) орган государственной
власти всегда является частью
механизма государства, но
2)орган государства имеет
государственно-властные
3) орган государственной
власти наделяется правовыми
и материально-финансовыми
4) орган государственной
власти осуществляет задачи и
функции государственной
5) он вправе (и обязан)
использовать предоставленные
6) любой государственный
орган состоит из
Наиболее существенный признак государственных органов - наличие государственно-властных полномочий. Вместе с другими этот признак позволяет провести четкое разграничение между государственными органами, являющимися носителями государственной власти, и государственными организациями, учреждениями, предприятиями, а также негосударственными органами и организациями. Государственно-властные полномочия выражаются в компетенции государственных органов и практически реализуются в принимаемых ими властно-управленческих решениях.
Для реализации государственных функций государственные органы наделяются государственно- властными полномочиями как внешнего, так и внутреннего характера. Их деятельность облекается в правовые формы, а принимаемые ими акты имеют иерархию по юридической силе и значению. Они осуществляют правотворческую, правоприменительную, правоохранительную деятельность, в процессе которой опираются на интеллектуальную, организационную, материальную и принудительную силу государства. Каждое из них представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата. Вместе с тем государственные органы образуют в своей совокупности определенную систему, которая основывается на конституционно закрепленных принципах.
Подводя итог под вышесказанным можно дать достаточно ёмкое и четкое определение «государственные органы» - это юридически оформленное, организационно и хозяйственно структурно обособленное звено государственного аппарата, состоящее из государственных служащих, наделенное государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции задач и функций государства.[3]
Государственные органы в
Российской Федерации составляют единую
систему осуществления
В зависимости от классификационного критерия виды государственных органов могут быть распределены:
- по принципу разделения
властей – законодательные,
- по принципу федерализма - федеральные, субъектов Федерации;
- по территориальному масштабу – центральные, региональные (территориальные), местные;
- по характеру и объему
компетенции – общей
- по виду государственной деятельности – гражданские, военные, правоохранительные, специализированные.
- по порядку образования – легитимные (конституционные, учрежденные на законом основании) и нелигитимные (образованные в нарушение установленного законодательства);
- по организационно-правовым формам – коллективные и единоличные;
- по форам принятия решений – коллегиальные и единоначальные;
- по формам и методам
осуществления функций
- по особенностям исполнения
возложенных полномочий –
Так, например, органы государства по такому критерию, как юридический источник их легитимности, подразделяются на виды:
Государственные органы, относящиеся к первому из рассмотренных видов, представляется обоснованным именовать первичными органами, ко второму – вторичными, производными от первых.
На основе принципа разделения
властей государственные органы
делятся на законодательные, исполнительные,
судебные. На котором строится система
органов государственной власти в российской
Федерации и ее субъектах. В соответствии
с этим принципом органы государственной
власти РФ делятся на органы законодательной,
исполнительной и судебной власти, которые
соответственно осуществляют основные
функции государственной власти (правотворческую,
исполнительно-
Единая система
Прежде всего, эту сложную работу по координации деятельности органов государственной власти осуществляет Президент РФ как глава государства, например:
Президент оказывает воздействие
на законодательные органы власти путем
осуществления права
Президент оказывает воздействие
на судебную власть (путем предоставления
Совету Федерации кандидатур для
назначения на должности судей
Президент фактически направляет деятельность исполнительных органов власти в лице федерального правительства, с которым Президент очень тесно связан и фактически направляет его деятельность, формально не являясь главой исполнительной власти.
Конституция Российской Федерации, провозглашая принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, выводит Президента РФ за рамки этих отраслей власти, не относя его ни к одной из вышеперечисленных отраслей, хотя по тексту Конституции он провозглашается в качестве самостоятельного субъекта осуществления государственной власти. Это дало основание некоторым российским конституционалистам утверждать, что в России формируется отдельная самостоятельная Президентская отрасль власти или даже сверхпрезидентская. Видимо, такая точка зрения имеет право на существование, поскольку в установленной ныне форме принцип разделения властей в РФ носит довольно ограниченный характер, в то время, как в чистой президентской республике (например, США) президент является главой исполнительной отрасли власти и несет ответственность за результаты работы кабинетов министров, а в России Президент активно воздействует на законодательную отрасль власти, контролирует и фактически руководит действиями Правительства, а сам выведен из-под влияния этой системы, в том числе и из-под влияния какой-либо формы контроля со стороны органов государственной власти.
За исключением института отрешения президента от должности по обвинению в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (процедуры очень усложненной и практически неосуществимой) у Федерального Собрания и судебной власти, равно как и у избирательного корпуса, нет реальных рычагов воздействия на деятельность президента или установления ответственности за последствия этой деятельности.
Видимо, такая конституционная модель института Президентства была установлена в силу особенностей переходного периода, переживаемого Россией, и во многом была приспособлена под Президента Ельцина. Не исключено, что в дальнейшем по мере стабилизации конституционного строя в России, принцип разделения властей будет приближать к его классической форме при установлении чисто Президентской республики.
По действию в пространстве государственные органы подразделяется на федеральные органы и органы субъектов Федерации. При этом Суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федеральным органам.
По длительности действия государственные органы делятся на постоянные и временные. Абсолютное большинство государственных органов Российской Федерации и ее субъектов, согласно Конституции и законам РФ, конституциям и уставам субъектов РФ, действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут быть органы, создание и деятельность которых носит временный характер, они связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).
Органы государства
Своего рода обобщающим основанием классификации государственных органов является их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства.
Исследование различных видов государственных органов предлагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации.
3.3 Субъект публичного
права – «должностные лица».
Определение, структура,
Должность (в широком смысле) – установленная в определенном порядке первичная структурная единица штатного расписания той или иной государственной или негосударственной организации, определяющая содержание и объем полномочий, размер денежного содержания и положения в иерархической структуре организации лица, ее заменяющего.
Что же касаемо определения должностное лицо – Российское законодательство не содержит единого понятия. Однако должностные лица признаются специальными субъектами различных отраслей права: