Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:23, реферат
В своей работе проведу анализ таких понятий как государственные органы, должностные лица, которые являются субъектами публичного права- это и будет основная цель работы.
Определив цель – необходимо определить ряд зада, которые подведут к решению главного вопроса.
Первая задача – дать характеристику такой отрасли права, как «публично», где можно:
- дать определение публичному праву;
- провести границу между частным и публичным правом;
- определить структуру публичного права.
Введение
Понятие «Публичное право»
Проблемы деления частного и публичного права
Характеристика публичного права, его структура
Субъекты публичного права – «Государственные органы и должностные лица».
Субъект публичного права – единство понятия.
Субъект публичного права- «государственные органы». Характеристика, система, виды.
Субъект публичного права- «должностные лица». Определение, структура, характеристика.
Заключение
Список используемых источников информации
Как уже говорилось выше «публичное право» состоит из нескольких видов отраслей права, куда и входят вышеперечисленные законы и их определения «Должностных лиц».
Должностными лицами –
называются государственные служащие,
имеющие право совершать в
пределах своей компетенции властные
действия, влекущие юридические последствия.
К ним относятся также
Однако понятие должностных лиц не сводится к руководителям. Руководители, хотя и являются ведущей частью, но все же есть разновидность должностных лиц, к которым относят и иные категории государственных служащих. Например, их заместители и другие.
Должностные лица совершают юридические действия властного характера, связанные с управлением людьми, но надеются для этого разными по объему и характеру полномочиями. Наиболее широкими властными полномочиями обладают руководители государственных органов, предприятий, учреждений, организаций. Руководители принимают решения по различным вопросам их деятельности, а также меры поощрения и дисциплинарной ответственности к подчиненным им работникам.
Среди должностных лиц особый статус занимают представители административной власти. Это должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимися в их подчинении (например, главные санитарные врачи, работники милиции и другие).
Нотариусы - лица, наделенные государством в установленном порядке властью совершать нотариальные действия.
Основные отличия нотариуса от представителей других юридических профессий заключается в его статусе, который объединяет частные и публичные начала. Организация деятельности нотариуса осуществляется им самостоятельно под его материальную ответственность, но при этом засвидетельствованные им факты и документы получают характер официальных, подтвержденных государством.
При совершении нотариальных действий российские нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности не зависимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой.
Оперативный состав (функциональные
работники) – это государственные
служащие, выполняющие работу, непосредственно
определяемую задачами данного органа,
в качестве специалистов. Сюда входят
специалисты государственных
К должностным лицам по рассматриваемому признаку относятся государственные служащие, замещающие высшие, главные, ведущие, старшие государственные должности, а также руководители предприятий, учреждений, организаций и другие; к оперативному составу – младшие государственные должности (референты 1,2 и 3 класса) и так далее.
Оперативный состав, если учитывать дух закона, также можно отнести к должностным лицам, их разновидностям, но в силу своего статуса они не наделены полномочиями совершать действия, направленные на достижения юридических последствий, властным образом влиять на поведение других лиц. Поэтому выделение их в отдельную группу является одновременно условным и обоснованным.
Оперативный состав служебного аппарата необходимо отличать от аналогичных категорий служащих, к нему не относящихся (врачей, преподавателей и других). Отдельные служащие этой категории уполномочены на основе специальных знаний совершать действия, влекущие юридические последствия (например, врачи, поскольку они имеют право выдавать листки нетрудоспособности, в установленных случаях рецепты на бесплатное получение лекарств). Действия таких служащих, влекущие юридические последствия, имеют значение не только для их оценки с точки зрения юридической ответственности, но и оказывают управляющее воздействие на общественные отношения.
Вспомогательный состав – государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершения действий, влияющих на содержание решений данного органа. Их обязанности и права определяются задачами обеспечения служебной деятельности должностных лиц, оперативного состава путем создания условий, необходимых для выполнения ими служебных функций (технические секретари и так далее). В обязанности служащих данной группы может входить совершения, имеющих юридическое значение. Например, регистрация поступающих жалоб, ибо со дня совершения этого действия исчисляется срок рассмотрения жалобы.
Обую группу должностных лиц составляют граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действий, влекущие юридические последствия. Что подробнее разберем далее, определив структуру государственных должностей. Но сначала дадим определение «государственная должность».
В публичном праве возьмем определение – государственная должность. В соответствии со ст.1 Федерального закона « Об основах, государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. (далее Закон Российской Федерации о государственной службе), государственная должность – должность в федеральных органах государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации (далее государственные органы), с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственности за исполнение этих обязанностей. [7]
Далее определим структуру государственных должностей.
Под структурой государственных должностей понимается подразделение должностей государственных органов на категории с точки зрения их роли в реализации компетенции государственных органов. По данному критерию различаются две категории должностей в государственных органах:
Все государственные должности в ФЗ Российской Федерации о государственной службе от 31 июля 1995 г. подразделяются на категории «А», «Б» и «В».
Понятием государственных
должностей категории «А» охватываются
государственные должности, установленные
Конституции РФ, федеральными законами,
конституциями, уставами субъектов
РФ для непосредственного
Государственные должности категории «А» - это так называемые политические должности. Они подразделяются на виды.
Первый. Это государственные
должности РФ. Они устанавливаются
Конституцией РФ, федеральными законами
для непосредственного
Конституция РФ устанавливает
следующие государственные
Другие государственные РФ устанавливаются федеральными законами. Свободный перечень наименований государственных должностей РФ, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. Всего в перечне содержится 38 государственных должностей РФ. [8]
Второй вид государственных
должностей категории «А» составляют
государственные должности
К категории «Б» Закон относит лиц, которые заняты непосредственно обеспечением исполнения полномочий лиц, входящих в категорию «А»,- заместители, помощники, многие другие лица, составляющие, как принято говорить, рабочий аппарат Президента, правительства, министерств и ведомств и других государственных органов.
В категорию «В» входят должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, - секретари, курьеры и другие.
К государственной службе
относится, однако, деятельность лиц
не всех трех категорий, а только категорий
«Б» и «В» (ст.2). Лица категории
«А», как принято считать,- первые
лица в государственном аппарате,
не несут государственную службу,
государственными служащими не являются
и на них данный закон не распространяется.
Хотя все они занимают государственные
должности и выполняют в силу
этого важнейшие и определяющие
государственные полномочия – руководящего
и направляющего значения. Такой
подход закона к очерчиванию сферы
государственной службы – новый
в нашей правотворческой и
практической деятельности, свидетельствует
о более узкой
Перечень государственных должностей и государственных должностей государственной службы приводится соответственно в Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих и, являющемся его частью, Реестре государственных должностей государственной службы РФ. К последнему прилагается перечень специализации государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, их замещающим. Реестр включает в себя унифицированные наименования распределенных по группам государственных должностей федеральных государственных служащих и государственных должностей федеральных и государственных служащих, замещаемых в порядке назначения для обеспечения деятельности лиц, избранных или назначенных на должности, предусмотренные Конституцией РФ и федеральными законами. Они предусмотрены в Сводном перечне государственных должностей РФ, утвержденном указом Президента РФ от11 января 1995 г. №33.
Система должностей строится по иерархическому принципу, подразделяясь на следующие пять групп:
Применительно к группам государственных должностей государственные службы служащим присваиваются разряды и классы по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации государственного служащего: