Субъекты публичного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:23, реферат

Описание

В своей работе проведу анализ таких понятий как государственные органы, должностные лица, которые являются субъектами публичного права- это и будет основная цель работы.
Определив цель – необходимо определить ряд зада, которые подведут к решению главного вопроса.
Первая задача – дать характеристику такой отрасли права, как «публично», где можно:
- дать определение публичному праву;
- провести границу между частным и публичным правом;
- определить структуру публичного права.

Содержание

Введение
Понятие «Публичное право»
Проблемы деления частного и публичного права
Характеристика публичного права, его структура
Субъекты публичного права – «Государственные органы и должностные лица».
Субъект публичного права – единство понятия.
Субъект публичного права- «государственные органы». Характеристика, система, виды.
Субъект публичного права- «должностные лица». Определение, структура, характеристика.
Заключение
Список используемых источников информации

Работа состоит из  1 файл

subekty_publichnogo_prava_1.docx

— 50.93 Кб (Скачать документ)
  1. В Уголовном кодексе под должностными лицами признаются лица, постоянною, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти, либо выполняющие организационно - распределительные,                                                         административно- хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. ( Уголовный кодекс Российской Федерации: от 13.06.1996 №63 – ФЗ от 01.12 200 №318 – ФЗ. – Ст.285, прим.1)[4]
  2. В Кодексе об административных правонарушениях под должностным лицом следует понимать лицо, постоянное, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее  функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195 – ФЗ. – В ред. ФЗ от 09.02.2009 № 9 – ФЗ, от 17.07.2009 № 160 – ФЗ. – Ст. 2.4). [5]
  3. В Федеральном законе « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под должностным лицом местного самоуправления признается выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления. ( Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от 06.10.2003 № 131 – ФЗ. – В ред. ФЗ от 27.12.2009. – Ст. 2,п.1) [6]

Как уже говорилось выше «публичное право» состоит из нескольких видов отраслей права, куда и входят вышеперечисленные законы и их определения  «Должностных лиц».

Должностными лицами –  называются государственные служащие, имеющие право совершать в  пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия. К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, руководят деятельностью подчиненных  им работников и уполномочены предъявлять  к ним обязательные к исполнению требования, например, руководители многих структурных подразделений органов управления.

Однако понятие должностных  лиц не сводится к руководителям. Руководители, хотя и являются ведущей  частью, но все же есть разновидность должностных лиц, к которым относят и иные категории государственных служащих. Например, их заместители и другие.

Должностные лица совершают  юридические действия властного характера, связанные с управлением людьми, но надеются для этого разными по объему и характеру полномочиями. Наиболее широкими властными полномочиями обладают руководители государственных органов, предприятий, учреждений, организаций. Руководители принимают решения по различным вопросам их деятельности, а также меры поощрения и дисциплинарной ответственности к подчиненным им работникам.

Среди должностных лиц  особый статус занимают представители  административной власти. Это должностные  лица, имеющие право предъявлять  юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять  меры административного воздействия  к органам и лицам, не находящимися в их подчинении (например, главные санитарные врачи, работники милиции и другие).

Нотариусы -  лица, наделенные государством в установленном порядке  властью совершать нотариальные действия.

Основные отличия нотариуса  от представителей других юридических профессий заключается в его статусе, который объединяет частные и публичные начала. Организация деятельности нотариуса осуществляется им самостоятельно под его материальную ответственность, но при этом засвидетельствованные им факты и документы получают характер официальных, подтвержденных государством.

При совершении нотариальных действий российские нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности не зависимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой.

Оперативный состав (функциональные работники) – это государственные  служащие, выполняющие работу, непосредственно  определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов. Сюда входят специалисты государственных органов, наделенные полномочиями в сфере  осуществления государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридические властные акты в качестве средства управления людьми. Полномочия этой группы служащих позволяют им успешно выполнять работу, которая связана с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных знаний, опыта. К ним относятся экономисты, юрисконсульты и другие.

К должностным лицам по рассматриваемому признаку относятся  государственные служащие, замещающие высшие, главные, ведущие, старшие государственные  должности, а также руководители предприятий, учреждений, организаций  и другие; к оперативному составу – младшие государственные должности (референты 1,2 и 3 класса) и так далее.

Оперативный состав, если учитывать  дух закона, также можно отнести  к должностным лицам, их разновидностям, но в силу своего статуса они не наделены полномочиями совершать действия, направленные на достижения юридических последствий, властным образом влиять на поведение других лиц. Поэтому выделение их в отдельную группу является одновременно условным и обоснованным.

Оперативный состав служебного аппарата необходимо отличать от аналогичных  категорий служащих, к нему не относящихся (врачей, преподавателей и других). Отдельные  служащие этой категории уполномочены на основе специальных знаний совершать действия, влекущие юридические последствия (например, врачи, поскольку они имеют право выдавать листки нетрудоспособности, в установленных случаях рецепты на бесплатное получение лекарств). Действия таких служащих, влекущие юридические последствия, имеют значение не только для их оценки с точки зрения юридической ответственности, но и оказывают управляющее воздействие на общественные отношения.

Вспомогательный состав –  государственные служащие, служебная  деятельность которых не предполагает совершения действий, влияющих на содержание решений данного органа. Их обязанности  и права определяются задачами обеспечения  служебной деятельности должностных  лиц, оперативного состава путем создания условий, необходимых для выполнения ими служебных функций (технические секретари и так далее). В обязанности служащих данной группы может входить совершения, имеющих юридическое значение. Например, регистрация поступающих жалоб, ибо со дня совершения этого действия исчисляется срок рассмотрения жалобы.

Обую группу должностных  лиц составляют граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действий, влекущие юридические последствия. Что подробнее разберем далее, определив структуру государственных должностей. Но сначала дадим определение «государственная должность».

В публичном праве возьмем  определение – государственная  должность. В соответствии со ст.1 Федерального закона « Об основах, государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. (далее Закон Российской Федерации о государственной службе), государственная должность – должность в федеральных органах государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации (далее государственные органы), с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственности за исполнение этих обязанностей. [7]

Далее определим структуру  государственных должностей.

Под структурой государственных  должностей понимается подразделение  должностей государственных органов  на категории с точки зрения их роли в реализации компетенции государственных  органов. По данному критерию различаются  две категории должностей в государственных  органах:

  1. Государственные должности с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа;
  2. Должности, которые не имеют статуса государственных должностей и замещаются в целях технического обеспечения деятельности государственных органов в соответствии со штатным расписанием этих органов.

Все государственные должности  в ФЗ Российской Федерации о государственной  службе от 31 июля 1995 г. подразделяются на категории «А», «Б» и «В».

Понятием государственных  должностей категории «А» охватываются государственные должности, установленные  Конституции РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов  РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Государственные должности  категории «А» - это так называемые политические должности. Они подразделяются на виды.

Первый. Это государственные  должности РФ. Они устанавливаются  Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий органов федеральной  государственной власти на всей территории РФ.

Конституция РФ устанавливает  следующие государственные должности  РФ: Президент РФ (ст.11,80); Председатель Совета Федерации (ст.101); заместители Председателя Совета Федерации (ст.101); Председатель Государственной Думы (ст.101); Председатель Счетной палаты (ст.103); аудиторы Счетной палаты (ст.102,103); Уполномоченный по правам человека (ст.103).

Другие государственные  РФ устанавливаются федеральными законами. Свободный перечень наименований государственных  должностей РФ, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, утвержден  Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. Всего в перечне содержится 38 государственных должностей РФ. [8]

Второй вид государственных  должностей категории «А» составляют государственные должности субъектов  РФ. Согласно п.п. 1 ст. 1 ФЗ от 31 июля 1995 г. они устанавливаются конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

К категории «Б» Закон  относит лиц, которые заняты непосредственно  обеспечением исполнения полномочий лиц, входящих в категорию «А»,- заместители, помощники, многие другие лица, составляющие, как принято говорить, рабочий аппарат Президента, правительства, министерств и ведомств и других государственных органов.

В категорию «В» входят должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения  их полномочий, - секретари, курьеры  и другие.

К государственной службе относится, однако, деятельность лиц  не всех трех категорий, а только категорий  «Б» и «В» (ст.2). Лица категории  «А», как принято считать,- первые лица в государственном аппарате, не несут государственную службу, государственными служащими не являются и на них данный закон не распространяется. Хотя все они занимают государственные  должности и выполняют в силу этого важнейшие и определяющие государственные полномочия – руководящего и направляющего значения. Такой  подход закона к очерчиванию сферы  государственной службы – новый  в нашей правотворческой и  практической деятельности, свидетельствует  о более узкой целенаправленности государственной службы.

Перечень государственных  должностей и государственных должностей государственной службы приводится соответственно в Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих и, являющемся его частью, Реестре государственных должностей государственной службы РФ. К последнему прилагается перечень специализации государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, их замещающим. Реестр включает в себя унифицированные наименования распределенных по группам государственных должностей федеральных государственных служащих и государственных должностей федеральных и государственных служащих, замещаемых в порядке назначения для обеспечения деятельности лиц, избранных или назначенных на должности, предусмотренные Конституцией РФ и федеральными законами. Они предусмотрены в Сводном перечне государственных должностей РФ, утвержденном указом Президента РФ от11 января 1995 г. №33.

Система должностей строится по иерархическому принципу, подразделяясь на следующие пять групп:

  1. Высшие государственные должности государственной службы – пятая группа;
  2. Главные государственные должности государственной службы – четвертая группа;
  3. Ведущие государственные должности государственной службы – третья;
  4. Старшие государственные должности государственной службы – вторая;
  5. Младшие государственные должности государственной службы – первая (п.1 статьи 6 ФЗ РФ № 119-ФЗ 1995 г.).

Применительно к группам  государственных должностей государственные  службы служащим присваиваются разряды  и классы по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации государственного служащего:

Информация о работе Субъекты публичного права