Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 21:15, курсовая работа
Целью исследования является изучение особенностей проведения данной реформы на территории Беларуси.
Задачи исследования. Основной задачей данной работы является получение достоверных знаний о механизмах судоустройства и судопроизводства того времени, приоритетных направлениях реформы, обеспечивающей экономическое и социальное развитие Беларуси в конце XIX века.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
ПРЕДПОСЫЛКИ И ПОДГОТОВКА СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ 1864 ГОДА………………………………………………………………………
СУЩНОСТЬ РЕФОРМЫ……………………………………………......
ИТОГИ ПРОВЕДЕНИЯ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ………………..........
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….
Таким образом, суд присяжных – это был институт, меняющий уголовный процесс, исключавший возможность приобщения доказательств, добытых с нарушением закона, гарантировалась нейтральная позиция судьи, равноправные условия состязания сторон. Суд присяжных обозначил серьезные и глубокие перемены в праве. Введение суда присяжных в Российской империи было встречено неоднозначно. Одни восторженно хвалили его как одно из проявлений демократизма государственного устройства тех лет, а другие высказывали сомнения и критиковали, порой довольно остро. Среди последних были не только консерваторы и реакционеры, но и такие признанные всеми выдающиеся мыслители, как Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой. Недостатки суда присяжных проявили себя несколько позже. При рассмотрении конкретных дел этот суд состоял из трех судей- профессионалов и 12 присяжных заседателей. Последними могли стать российские подданные, которые отвечали установленным законом требованиям, возраст, состояние здоровья, знание русского языка, обладание земельным наделом размером не менее ста десятин или недвижимостью определенной стоимости и т.д. Специально образовавшиеся комиссии заблаговременно составляли списки всех, кто в данной местности мог быть вызван в суд в качестве присяжных. Председательствовавший судья и приглашавшийся для этого священник приводили их к присяге – отсюда их наименование. Дав присягу, они начинали участвовать в разбирательстве дела. Основной функцией присяжных того времени было принятие решения по вопросу о том, виновен или невиновен подсудимый в совершении преступления, в котором его обвиняли. В случае признания подсудимого виновным они могли высказать свое суждение относительно того, заслуживает или не заслуживает он снисхождения при определении меры наказания. Другими словами, судьи- профессионалы и присяжные заседатели принимали свои решения раздельно. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных допускалось только в окружных судах. В соответствии со ст.201 Устава уголовного судопроизводства к числу таких дел относились дела "о преступлениях или проступках, за которые в законе положены наказания, соединенные с лишением или ограничением прав состояния".
Судебные палаты. Судебные палаты - вышестоящие по отношению к окружным судам инстанции. Создавались они, как правило, на территориях нескольких губерний. Председатели и члены этих судов тоже назначались царем. Требования к тем, кто хотел занимать такую должность, во многом совпадали с требованиями, предъявлявшимися к кандидатам в окружные судьи. К основным функциям судебных палат относились:
- принятие решений о предании суду, в том числе иногда и по делам, рассматривавшимся в окружных судах с участием присяжных;
-
разбирательство по первой
-
проверка в апелляционном
-
рассмотрение дел о наиболее
опасных преступлениях по
-
проверку в апелляционном
-
проверку в кассационном
Верховный суд.
Обособленное место среди общих судебных установлений занимал Верховный суд. Он образовывался каждый раз для рассмотрения конкретных уголовных дел чрезвычайной важности, о преступлениях, совершенных министрами или лицами, приравненными к ним, членами Государственного совета, а также о посягательствах на царя или персон царской фамилии. В качестве его членов назначались руководители департаментов Государственного совета и основных подразделений Сената. Председательствовал в нем председатель Государственного совета. Приговоры этого суда обжалованию не подлежали. Они могли быть изменены или отменены только царскими актами помилования.
Военные суды.
Военные суды были обособлены от гражданских судов, общих и местных. Их система строилась в соответствии с предписаниями Временного судебного устава 1867 года. Основным звеном этих судов считались полковые суды, которые рассматривали дела о преступлениях, не представлявших большой опасности и совершенных нижними членами. Председатель и члены такого суда назначались из числа офицеров командиров полка или воинским начальником, приравненным к нему. Разбирательство дел осуществлялось в условиях ограниченной гласности, без состязательности сторон. К нему не допускались ни адвокаты, ни представители прокуратуры. Приговоры не приводились в исполнение без согласия командира полка. Он же решал вопрос, следует или не следует передавать конкретное дело с поступившей жалобой на приговор в вышестоящую инстанцию.
Вышестоящими инстанциями по отношению к полковым судам были военно-окружные суды. Их состав утверждался главными начальниками (командующими) военных округов. В каждом военном округе было по одному такому суду. Состояли они из председателя, двух постоянных членов и назначавшихся на четыре месяца временных членов из числа офицеров, проходивших службу в данном военном округе. К их ведению были отнесены все уголовные дела, кроме тех, что рассматривались полковыми судами. Они также проверяли обоснованность апелляционных жалоб на приговоры последних.
Высшим военным судом был Главный военный суд. Он действовал в составе председателя и постоянных членов, из числа военных юристов, а также временных членов. Все они назначались по представлению военного министра «с Высочайшего изволения». Временными членами этого суда могли быть по меньшей мере два генерала, проходивших службу в Санкт-Петербурге. На Главный военный суд возлагались в основном те же функции, что и на Правительствующий сенат в его взаимоотношениях с общегражданскими судами.
В Беларуси и Литве судебная реформа началась только в 1872 году с введения мировых судов. Но поскольку здесь отсутствовали земства, то мировые судьи не избирались, а назначались министром юстиции и целиком зависели от него. Отсутствие выборности судий было обусловлено, в первую очередь, недоверием правительства к местному дворянству, а формальным поводом явилось то, что в крае ещё не были введены земства, при участии которых и должны проходить выборы мировых судей.
Окружные суды с присяжными заседателями были введены в западных губерниях в 1882 году. При этом власти сохранили за собой право утверждать, а в сущности, формировать списки присяжных заседателей [3, c. 142].
Следствием
такого положения дел при формировании
мировой юстиции стало
От кадрового состава этих судов так же, как и общих, напрямую зависел успех преобразований судов на белорусской территории. Поэтому в одном из решений Государственного Совета чётко указывалось, чтобы министр юстиции назначал на судебные должности исключительно лиц «непольского происхождения».
Для расширения круга кандидатов на должность мирового судьи специально был снижен имущественный и образовательный ценз. Это давало возможность привлекать к занятию указанной должности всех подходящих по своим качествам чиновников и земледельцев русского происхождения, прибывающих в край.36
Окружные суды Минской, Гродненской и Витебской губерний были отнесены к Виленской судебной палате, Витебской губернии – Петербургской, а Могилёвский – к Киевской[12, с. 345].
Для рассмотрения мелких
В 1889 г. в связи с недовольством дворянства деятельностью мировых судов был введён институт земских начальников, которые наделялись правом вмешиваться во все дела сельского самоуправления и безо всяких судебных формальностей накладывать на крестьян определённые наказания. Однако и в этом случае в Беларуси, причём только в Витебской, Могилёвской и Минской губерниях, закон о земских начальниках был введён лишь в 1900 г [12, с. 345].
Опыт прошлого должен служить для лучшего понимания настоящего и для прогнозов на будущее [1, c. 22].
Проведение
судебной реформы в большей степени
осуществлялось с учётом политической
ситуации. В 1866 г. судьи были подчинены
губернаторам, в 1878 г.дела о государственных(политических)
преступлениях были переданы из суда присяжных
в судебные палаты и военные суды[12, с.
345].
Судебная реформа 1864 года провозгласила буржуазные принципы судопроизводства:
-
Независимость и отделение
- Создание всесословного суда.
- Равенство всех перед судом.
-
Введение присяжных
-
Установление прокурорского
-Создание
чёткой системы судебных
Реформа предусматривала
В ходе практической реализации реформы выявилось несоответствие нового суда основным политическим институтам самодержавия [9, c. 105].