Сущность безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 14:30, реферат

Описание

Безработица представляет собой сложное, многоаспектное, социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не занята в общественном производстве товаров и услуг, не может реализовать свои физические и умственные способности при помощи рынка труда.

Содержание

Введение ...……………………………………………………………..………….3
1. Сущность безработицы………………..……………………………………….5
2.Особенности безработицы в Республике Беларусь.
2.1 Причины безработицы в Республике Беларусь..............................................7
2.2 Анализ развития безработицы в Республике Беларусь……………..…….. 9
2.3 Пути снижения безработицы в Республике Беларусь……………………..16
Заключение………………………………………………………………….........19
Список использованной литературы…………………………………………...21

Работа состоит из  1 файл

КОНТР.РАБ.- Безработица в РБ.doc

— 96.00 Кб (Скачать документ)

Несмотря на значительное снижение уровня безработицы, ситуация на рынке рабочей силы остается довольно непростой. Не в полной мере решены вопросы молодежной и женской безработицы, а также занятости в некоторых малых городах и поселках, сельской местности. Как потенциальный источник роста регистрируемой безработицы можно рассматривать экономически неактивное население, хотя с другой стороны оно является резервом увеличения численности занятых в экономике.

Министерством труда и  социальной защиты Республики Беларусь разработана и реализуется Отраслевая программа по выполнению Государственной  программы возрождения и развития села на 2005 – 2010  годы, целью, которой является создание условий и предпосылок для сохранения управляемой ситуации на рынке рабочей силы в сельской местности, минимизация и смягчение социальных последствий для населения в результате проводимых на селе преобразований. Предусмотренные Отраслевой программой меры направлены на эффективное использование трудовых ресурсов на селе, обеспечение социальной защиты безработных сельских жителей, усиление государственной поддержки сельских семей, воспитывающих детей, оказание жителям села государственной адресной социальной помощи.

В соответствии с Законом  о занятости с 1992 года в Республике Беларусь ежегодно разрабатываются  Государственная и региональные программы занятости населения. Это позволило поддержать стабильную и управляемую ситуации на рынке труда, удержать уровень безработицы в социально-приемлемых пределах, а также обеспечить в полном объеме гражданам социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством.

Основными мерами, принятыми для достижения целей политики в сфере занятости населения являются:

- организация работы отраслевых органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, нанимателей по созданию новых рабочих мест, в том числе с использованием средств государственного фонда содействия занятости;

- развитие и повышение качества и мобильности трудовых ресурсов через организацию профессионального обучения безработных и развитие системы профессиональной ориентации молодежи, безработных и незанятого населения;

- содействие развитию предпринимательской инициативы безработных;

- развитие системы оплачиваемых общественных работ;

- содействие территориальному перемещению рабочей силы;

- содействие организации временной трудовой занятости учащейся и студенческой молодежи в свободное от учебы время и в период летних каникул;

- информационное обеспечение населения о возможностях занятости и трудоустройства;

- социальная поддержка безработных путем выплаты им пособий по безработице и материальной помощи.

В январе-июне имела место позитивная динамика тенденций в области занятости населения, а именно: увеличение приема работников, уменьшение масштабов высвобождения рабочей силы, улучшение использования рабочего времени, увеличение спроса на рабочую силу.

Прием работников восполнил их выбытие на 103,1 процента, принято работников на 12,2 тыс. больше, чем уволено.

В связи с  сокращением уволено 6,7 тыс. работников, что составило 75,3 процента к аналогичному периоду 2007 г.

Число работающих в режиме вынужденной неполной занятости  сократилось на 23,6 процента и составило 133,9 тыс. человек, при этом численность работавших в режиме неполного рабочего времени сократилось на 29,7 процента, число находившихся в отпусках по инициативе нанимателя - на 15,2 процента.

Улучшилась  конъюнктура рынка труда. Вместе с тем, сохраняется профессионально – квалификационный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.

Государственная программа занятости населения Республики Беларусь направлена на обеспечение занятости населения, сохранение контролируемой ситуации на рынке труда, удержание уровня регистрируемой безработицы в пределах 1,5 процента к численности экономически активного населения.

На новое  место жительства и работы, в сельскую местность переселено, с их согласия, 207 семей безработных с оказанием  им финансовой поддержки из средств  государственного фонда содействия занятости.

Также существует понятие кредитно-денежного метода регулирования занятости. Данный метод  достаточно сложный и может принести эффект лишь в условиях рыночной среды. Сущность действия кредитно-денежного механизма состоит в возможности со стороны государства управлять объёмами денежной массы в стране, расширяя масштабы инвестиционной деятельности и кредитования. Опосредованно, это может привести к расширению совокупного спроса и занятости. Зависимости здесь таковы:

- при увеличении денежной массы в стране возможен рост совокупных доходов;

- при росте совокупных доходов увеличивается совокупный спрос на товары, но в меньшей степени, так как население часть доходов сберегает;

- при росте совокупного спроса на товары (услуги) растёт спрос на труд.

В основном государственное  регулирование безработицы проявляется  в воздействии на уровень официально контролируемой безработицы и на её формы (молодёжная, женская, длительная), в меньшей степени оно затрагивает её виды – структурная, скрытая, вынужденная. Думается, что позитивный опыт работы, накопленный государственной службой занятости населения Республики Беларусь, следует продолжить. Он является достаточно эффективным в современных условиях. Однако в контексте предлагаемой концепции представляется целесообразным отметить административные запреты на рост численности официально регистрируемых безработных для того, чтобы безработица стала реальным, а не фиктивным экономическим показателем, отражающим картину на рынке труда республики.

Тогда и встаёт вопрос о взаимодействии предприятий, региональных органов управления и участников института социального партнёрства в определении избыточной занятости на предприятии, ее сокращение, в переобучении, трудоустройстве, либо самозанятости, что обеспечит основу для реального экономического роста и повышения доходов всех субъектов экономических отношений занятости.

В качестве инструмента  прямого государственного воздействия  на структуру занятости представляется правомерным предложить методику проведения изменений в структуре занятости, которая должна включать:

1) определение  приоритетных форм занятости, производств, отраслей, нуждающихся в государственной поддержке, где критериями определения эффективности форм занятости могут быть доля в экспорте; реальная и потенциальная конкурентоспособность выпускаемой продукции;

2) определение форм и направлений государственной поддержки выделенных приоритетных направлений в сфере занятости (разрешение льгот по налогообложению; государственная поддержка при переезде к новому месту работы; компенсация затрат, связанных с профессиональным обучением, переподготовкой и повышением квалификации; государственная поддержка малых и средних частных предприятий, самозанятости граждан при закупке сырья, материалов для производства, при реализации готовой продукции; развитие рыночной инфраструктуры для более успешного функционирования малого и среднего бизнеса, то есть государство может помочь частным предприятиям в удовлетворении потребностей в информации, безопасности, которые недоступны ещё неокрепшим мелким предприятиям).

Реализация  указанных мероприятий требует совершенствования правового, организационного, финансового обеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Пути  снижения безработицы в Республике  Беларусь

Программой  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы предусмотрено повышение уровня занятости населения на 10-11% к уровню 2005 года.

Для вовлечения в экономическую деятельность различных  категорий незанятого населения  будет использоваться дифференцированный подход. Например, рабочим планом предусмотрено в ближайшее время организовать выявление и учет выпускников школ, не поступивших в учреждения образования и не трудоустроившихся после окончания школы. Это позволит направлять такую молодежь на профессиональное обучение, что повысит их шансы обрести рабочее место.

Будут внесены  изменения и дополнения в некоторые  нормативные правовые акты. Так, запланированы  меры по дальнейшему стимулированию граждан к переезду на новое место  жительства и работы в регионы, испытывающие дефицит рабочей силы. В целях содействия предпринимательской деятельности расширится перечень видов самостоятельной занятости, при организации которых безработным может быть оказана финансовая поддержка (это коснется фермерских хозяйств, агроэкотуризма, ремесленной деятельности).

Одним из важнейших  аспектов, обеспечивающих занятость  населения, является создание рабочих  мест. В госпрограмме занятости населения  республиканским органам госуправления  и иным государственным организациям, подчиненным правительству, облисполкомам и Мингорисполкому будут доведены задания по созданию рабочих мест. Предусмотрена разработка региональных программ по созданию и размещению новых предприятий, филиалов и цехов действующих производств в малых и средних городах.

Следует отметить, что люди, работающие без оформления трудовых отношений, занятые нелегальной  трудовой деятельностью, не участвуют  в формировании бюджета страны, но в то же время они пользуются социальными  благами. Рабочим планом предусмотрено  ужесточение мер в отношении нанимателей, принимающих граждан на работу без должного оформления и обеспечения государственного социального страхования. Будут проводиться соответствующие целевые проверки нанимателей по соблюдению законодательства о труде и занятости. Среди мероприятий рабочего плана – и организация информационно-просветительской работы среди населения, особенно в молодежной среде, о преимуществах легальной трудовой деятельности.

Планируется подготовить  предложения о предоставлении гражданам  права самостоятельно уплачивать страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и соцзащиты. Это позволит им впоследствии получать выплаты по государственному социальному страхованию.

Что касается тех, кто длительное время уклоняется от общественно полезного труда, то предусматривается организовать их выявление и учет в целях оказания им содействия в трудоустройстве.

Довольно острой проблемой является трудоустройство  длительно неработающих граждан, отметили в министерстве. Этой категории граждан необходимо обеспечить первоочередное направление на профессиональное обучение и переобучение под конкретные заказы нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для длительно неработающих граждан планируется активно организовывать трудовую реабилитацию на субсидированных рабочих местах.

Важной задачей  является не только увеличение количества трудовых ресурсов, но и повышение  их качества. В этих целях необходимо оптимизировать объемы и структуру  подготовки кадров для отраслей экономики  с учетом перспектив и направлений их развития. Безработные выпускники школ будут в первоочередном порядке направляться на профобучение по интегрированным специальностям, наиболее востребованным на рынке труда, и под конкретные заявки нанимателей. А в целях повышения мотивации школьников к трудовой деятельности по рабочим специальностям будет усовершенствована система профориентации. Увеличатся объемы временной трудовой занятости студенческой молодежи, чтобы молодые люди получали дополнительный опыт и навыки практической работы.

Предусмотрена подготовка нормативного правового  акта, регламентирующего вопросы  организации непрерывного профессионального  обучения по профессиям рабочих в  учреждениях образования и в  организациях. За ПТУ планируется  закрепить базовые организации. Продолжится опережающее профобучение работников, подлежащих высвобождению в результате реформирования, реструктуризации, технического перевооружения и модернизации производства.

Рабочим планом предусмотрен пересмотр порядка  организации и условий проведения оплачиваемых общественных работ. Право самостоятельно утверждать перечень таких работ, определять продолжительность участия в них безработных (исходя из реальной ситуации на рынке труда) будет предоставлено местным исполнительным и распорядительным органам. Запланировано существенное увеличение объемов оплачиваемых общественных работ в лесном, сельском и жилищно-коммунальном хозяйствах по оказанию социальных услуг населению малых городов и сельской местности.

 

 

 

Заключение

На основе проведенного исследования необходимо отметить, что отношение к безработице, как к социально-экономическому критерию состояния общества, с течением времени менялось.

Так, в начале XX века, когда размеры безработицы  в мировом масштабе были достаточно велики, длительное время считалось, что безработица – это социальное зло, с которым необходимо бороться всеми силами и методами, в том числе и с обязательным использованием методов государственного регулирования.

Позже, в середине XX веков, в условиях дальнейшего  развития социально-трудовых отношений и построения обществ с социальной рыночной экономикой сложился принципиально новый взгляд на безработицу – она рассматривалась уже как социальное явление, которое носит эпизодический характер и не представляет серьезных проблем для государства. В настоящее время большинство экономистов считают, что безработица, являясь устоявшейся социально-экономической категорией, бывает краткосрочной, долгосрочной и застойной. Причем последняя наносит обществу значительный экономический, моральный и социальный ущерб, в силу чего необходимы исследования и принятие активных мер для недопущения застойной безработицы или сокращения ее уровня.

Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые  она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т. д.

Информация о работе Сущность безработицы