Теоретические аспекты исследования реорганизации юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 18:23, курсовая работа

Описание

Цель работы - рассмотреть способы реорганизации юридических лиц.
Задачи работы:
- охарактеризовать особенности реорганизации юридических лиц;
- изучить основные правовые последствия реорганизации юридических лиц.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….

3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования реорганизации юридических лиц…………………………………………………………………….

5

1.1. Особенности принудительной реорганизации юридических лиц по действующему законодательству Российской Федерации…………………………

5



1.2. Примеры принудительной реорганизации юридических лиц………………...
12

Глава 2. Незаконность реорганизации юридического лица и ее правовые последствия…………………………………………………………………………..

21

2.1. Принципы незаконности реорганизации юридического лица………………...
21

2.2. Правовые последствия реорганизации юридического лица
24

Заключение …………………………………………………………………………..
30
Список использованной литературы……………………………………………..
32

Работа состоит из  1 файл

курсовая юр лица.doc

— 223.00 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 



Введение……………………………………………………………………………….

 

3

   

Глава 1. Теоретические аспекты исследования реорганизации юридических лиц…………………………………………………………………….

 

5

   

1.1. Особенности  принудительной реорганизации юридических  лиц по действующему законодательству Российской Федерации…………………………

 

5

 

 

 

1.2. Примеры принудительной  реорганизации юридических лиц………………...

12

   

Глава 2. Незаконность реорганизации юридического лица и ее правовые последствия…………………………………………………………………………..

 

21

   

2.1. Принципы незаконности реорганизации юридического лица………………...

21

   

2.2. Правовые последствия реорганизации юридического лица

24

   

Заключение …………………………………………………………………………..

30

Список  использованной литературы……………………………………………..

32




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы обусловлена тем, что в настоящее  время наряду с образованием и  ликвидацией организаций, осуществляется еще и их реорганизация. Таким  образом, согласно ст.57 ГК РФ реорганизация  юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Реорганизация юридического лица регламентируется ст.57 ГК.

Способы реорганизации юридических лиц:

Слияние нескольких организаций в одну новую;

Разделение  организации на несколько новых;

Присоединение одной организации к другой;

Выделение организации  из состава другой;

Преобразование одной организации в другую, т,е. смена ею организационно-правовой формы.

Реорганизация проводится, как правило, добровольно  по решению высшего органа управления организацией. Однако закон допускает  при определенных условиях необходимость  вмешательства компетентных государственных  органов в реорганизацию коммерческих организаций. Так, антимонопольному органу предоставлено право:

Запрещать слияние, присоединение и преобразование юридических лиц, если новый хозяйствующий  субъект займет на рынке доминирующее положение;

Требовать принудительного  разделения (выделения) хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке доминирующее положение, если их деятельность существенно ограничивает конкуренцию.

При невыполнении такого требования в срок суд назначает  внешнего управляющего, который и  проводит реорганизацию.

Поскольку реорганизация существенно затрагивает интересы кредиторов юридического лица, то в соответствии со ст.60 ГК обязательным ее условием является предварительное уведомление кредиторов, которые вправе требовать от него прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков.

В зависимости  от способа реорганизации она  оформляется либо передаточным актом  при слиянии, присоединении, преобразовании, либо разделительным балансом при разделении, выделении согласно ст.59 ГК. Реорганизация  в соответствии с п.4 ст.57 ГК считается законченной в момент государственной регистрации вновь созданных юридических лиц при присоединении - в момент исключения присоединенного юридического лица из реестра.

Объектом исследования является реорганизация юридических лиц.

Предмет исследования – социально-экономические отношения, влияющие на процессы реорганизации юридических лиц.

Цель работы - рассмотреть способы реорганизации  юридических лиц.

Задачи работы:

- охарактеризовать особенности  реорганизации юридических лиц; 

- изучить основные правовые последствия реорганизации юридических лиц.

Теоретической и эмпирической основой послужили  исследования отечественных и зарубежных экономистов, труды классиков по вопросам разрабатываемой проблемы, а также материалы периодической печати.

Методологической  базой исследования явились структурно-функциональный, документально-статистический, комплексный  анализ экономической информации.

Работа состоит  из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы исследования реорганизации юридических лиц

1.1. Особенности принудительной реорганизации юридических лиц по действующему законодательству Российской Федерации

 

1.1. Понятие реорганизации юридического  лица

 

 

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разъединение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами, возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

В случаях, установленных законом  реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаем случаев  реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения у нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

В ГК 1964 года реорганизация юридического лица была посвящена ст. 37. В ст. 57 и последующих статьях ГК вопросы, возникающие при реорганизации  юридического лица, решаются более полно. Понятие «реорганизация юридического лица» включает в себя различные формы изменения статуса юридического лица. Это слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

В случае слияния юридического лица с другим юридическим лицом все имущественные права и обязанности каждого из них приходят к юридическому лицу, возникшему в результате слияния. Возможно слияние не только двух, но и более юридических лиц.

При присоединении одного юридического лица к другому к последнему переходит все имущественные права и обязанности присоединенного юридического лица. В этом случае также возможно присоединение к юридическому лицу не одного, а двух и более юридических лиц.

Разделение и выделение юридического лица близки по своему содержанию, однако их не следует смешивать. При разделении создается два или более новых предприятий, а прежнее прекращает свое существование. К возникшим новым юридическим лицам переходят по разделительному акту (балансу) в соответствующих частях гражданские права и обязанности реорганизованного юридического лица.

Выделение характеризуется тем, что юридическое лицо продолжает функционировать в прежнем качестве, но отдельные его структуры, подразделения или производства обособляются, и на их базе создается одно или несколько новых юридических лиц. При выделении юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят по разделительному балансу (акту) в соответствующих частях права и обязанности реорганизованного юридического лица.

Преобразование юридического лица отличается от других видов реорганизации тем, что у прекращающего свое действие юридического лица возникает только один правопреемник. Преобразование юридического лица сопровождается существенным изменением его правового статуса. Это может быть связано с изменением формы собственности. Например, государственное предприятие преобразуется в АО в результате его приватизации.

По общему правилу, реорганизация  юридического лица осуществляется по решению его учредителя-собственника (государственные предприятия) или руководящего органа (хозяйственные товарищества и общества). Однако  в названных ст. 57 ГК случаях реорганизация возможна в ином порядке.

Реорганизация юридического лица в  форме разделения или выделения  может быть осуществлена по решению уполномоченного государственного органа. Законом о конкуренции предусмотрено, что если хозяйствующий субъект занимающий доминирующее положение, осуществляет монополистическую деятельность и его действия приводят к значительному ограничению конкуренции, ГКАП в праве принять решение о его принудительном разделении. Закон устанавливает определенные ограничения при принудительном разделении таких хозяйствующих субъектов и допускает обжалование действий ГКАП в суде или арбитражном суде.

Слияние, присоединение или преобразование юридического лица может быть осуществлено по решению уполномоченных государственных органов. Это прежде всего относится к государственным и муниципальным УП. Основными положениям государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий РФ после 1 июля 1994 года предусмотрен порядок преобразования государственных и муниципальных предприятий в АО и порядок принятия решений об их приватизации соответствующими органами государственной власти.

Законодательство РФ предусматривает, что орган управления, принимающий решения о реорганизации предприятия должен получить предварительное согласие ГКАП РФ. Вопрос о реорганизации юридического лица, которое может вызвать экономические, социальные, демографические и другие негативные последствия, затрагивающие интересы населения, должен согласовываться с местными органами власти.

При реорганизации юридического лица важное значение имеет его государственная  регистрация, так как только с  момента такой регистрации, либо  с момента исключения из государственного реестра юридическое лицо считается созданным либо ликвидированным.

 

1.2 Правопреемство при реорганизации юридических лиц

 

При слиянии юридических лиц  права и обязанности каждого  из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу права  к последнему переходят права  и обязанности присоединенного  юридического лица в соответствии с  передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности преходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических  к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого  вида к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности  реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Правопреемство при реорганизации  юридических лиц это переход  прав и обязанностей от одного юридического лица к другому в силу соответствующего акта о реорганизации. В гражданском праве правопреемство имеет место в основном в отношении имущественных прав и обязанностей. Однако возможно правопреемство некоторых неимущественных прав (фирменное наименование или неимущественные права из патента на изобретение).

Различается правопреемство общее (универсальное) и частное (сингулярное). При общем правопреемстве к правопреемнику переходит определенная совокупность прав и обязанностей. При слиянии двух и более юридических лиц в одно на основании универсального правопреемства к нему переходят все права и обязанности реорганизованных юридических лиц.

В отличие от универсального правопреемства, частное правопреемство состоит в переходе отдельных прав от одного лица к другому. При реорганизации это возможно в виде исключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Теоретические аспекты исследования реорганизации юридических лиц