Виды и значение подзаконных актов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 07:32, курсовая работа

Описание

Цель работы охарактеризовать подзаконные нормативно - правовые акты и их виды.

Задачами являются:

1. Дать понятие подзаконных актов;

2. Охарактеризовать признаки подзаконных актов;

3. Рассмотреть виды подзаконных актов;

4. Раскрыть значение подзаконных актов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Подзаконные нормативно - правовые акты………………………………….6

1.1 Понятие подзаконных актов……………………………………………...6

1.2 Признаки подзаконных актов…………………………………………...14

2. Виды и значение подзаконных актов………………………………………..24

2.1 Виды подзаконных актов………………………………………………..24

2.2 Значение подзаконных актов……………………………………………29

Заключение………………………………………………………………………32

Список использованной литературы…………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНО.doc

— 217.00 Кб (Скачать документ)

      К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших (центральных) органов исполнительной власти. Они исходят от президента страны или главы правительства. В зависимости от формы государственного правления (президентской или парламентской республики) нормативно-правовые акты высшей исполнительной власти находят внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов.

      Нормативные указы президента. В системе подзаконных  актов они обладают высшей юридической  силой и издаются на основе и в  развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением.

      Постановления правительства. Это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более дробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением, народным образованием, строительством вооруженных сил и т. д.

      2. Местные подзаконные акты. Это  нормативно-правовые акты органов  представительной и исполнительной  власти на местах. Их издают  местные органы представительной  власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. Это могут быть нормативные решения или постановления совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различным вопросам местного характера.

      3. Ведомственные нормативно-правовые  акты (приказы, инструкции). В ряде  стран определенные структурные  подразделения правительственных  органов (министерства, ведомства)  также наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательной властью, президентом или правительством. Это нормативно-правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, государственно-кредитные и другие).

      4. Внутриорганизационные подзаконные  акты. Это такие нормативно-правовые  акты, которые издаются различными  организациями для регламентации  своих внутренних вопросов и  распространяются на членов этих  организаций. В рамках, определенных актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций.

      Система нормативно-правовых актов современных государств неоднородна. Это объясняется особенностями форм государственного правления, многовековыми традициями отдельных стран, национальными и другими факторами. Тем не менее, подавляющее большинство нормативно-правовых систем строится по признаку степени юридической силы акта. Нижестоящие акты в интересах стабильности общественной жизни и ее оптимальной организованности должны соответствовать предписаниям актов вышестоящих органов. Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованном государстве решает закон, обладающий высшей юридической силой.

      Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень  обязательности содержащихся в них  норм абсолютно одинакова для  всех тех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства.29

      В нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные  же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности. 
 
 

      2.2 Значение подзаконных актов 

      Значение  подзаконных нормативных актов в регулировании отношений собственности немаловажно. В начале 90-х гг., отношения собственности преимущественно регулировались подзаконными актами. Так, например, долгое время действовал Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (признан утратившим юридическую силу).

      В настоящее время, как мы уже подчеркнули, отношения собственности регулируются законодательными актами. Подзаконные  же акты (нормативные акты полномочных органов - Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ) могут приниматься только во исполнение положений действующего законодательства и только тогда, когда это предусмотрено самим законом.

      В качестве примера актов Президента РФ и Правительства РФ можно выделить:

      - Указ Президента РФ от 30 ноября 1992 г. №1487 «Об особо ценных  объектах культурного наследия  народов Российской Федерации»30;

      - Постановление СМ СССР от 16 сентября 1982 г. №865 «Об утверждении Положения  об охране и использовании памятников истории и культуры» (с изм. и доп. от 29 декабря 1989 г.).31

      Также необходимо выделить ведомственные  нормативные акты (акты принимаемые  отдельными министерствами и ведомствами). В отношении таких документов существует общее правило: нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию в «Российской газете». Официальное опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

      Отдельно  необходимо остановиться на судебной практике (обзорах судебной практики). Несмотря на то, что в нашей стране судебная практика не является общеобязательной в правоприменении (как в странах  с англо-саксонской системой права), но в тоже время, обзоры судебной практики систематизируют наиболее частые ошибки судов, проблемные вопросы на практике, что, безусловно, полезно при исследовании проблематики отношений права собственности. Итак, можно выделить:

      - Информационное письмо Президиума  Высшего Арбитражного Суда РФ  от 28 апреля 1997 г. №13 «Обзор практики  разрешения споров, связанных с  защитой права собственности  и других вещных прав»32;

      - Постановление Пленума Высшего  Арбитражного Суда РФ от 25 февраля  1998 г. №8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»33;

      - Письмо Высшего арбитражного  суда РФ от 31 июля 1992 г. №С-13/ОП-171 «О разрешении споров, связанных  с применением законодательства о собственности».34

      Особое  значение в вопросе регулирования  отношений собственности имеют  решения (определения, постановления) Конституционного суда РФ.

      В соответствии со ст.6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»35 установлен принцип обязательности решения Конституционного Суда Российской Федерации на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

      Согласно  ст.79 Федерального конституционного закона решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Определения Конституционного Суда Российской Федерации оглашаются на заседании и заносятся в протокол, если иное не установлено Федеральным конституционным законом или решением Конституционного Суда Российской Федерации.

      Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

      На  основании ст.80 Федерального конституционного закона решение Конституционного Суда Российской Федерации подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      Подзаконный нормативный акт - принятый компетентным органом и устанавливающий нормы права юридический акт, основанный на законе и не противоречащий ему.

      В нормативном регулировании современных  цивилизованных государств основное и  определяющее место занимает закон, а подзаконный нормативный акт должен развивать и конкретизировать его положения, играть вспомогательную роль.

      Вся система подзаконного нормативного акта строится на строгой соподчиненности таких актов между собой. Их юридическая сила зависит от положения соответствующего органа, издающего подзаконный нормативный акт, в общей иерархической системе органов государства. Любой подзаконный нормативный акт не может противоречить как законам государства, так и подзаконный нормативным актам, имеющим более высокую по сравнению с ним юридическую силу.

      Так, нормативный акт, принятый Правительством, должен соответствовать как законам соответствующего государства, так и актам главы государства. В зависимости от органа, принявшего подзаконный нормативный акт, такие акты делятся на общие, ведомственные, местные и локальные (внутриорганизационные). Общие подзаконные акты издаются правотворческими органами общей компетенции, их действие обычно распространяется на соответствующих субъектов права (на лиц, органы, организации) в пределах границ государства. В иерархической системе нормативных актов они стоят на следующей ступени после законов. С помощью таких актов осуществляется оперативное государственное руководство и координация экономической, политической и социально-культурной жизни страны.

      Главное место в системе общих подзаконных нормативных актов принадлежит актам президента как главы государства, которые обладают наибольшей юридической силой после закона, издаются на основе конституции и регламентируют основные направления внутренней и внешней политики государства.

      В соответствии со ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и постановления, которые обязательны на всей территории РФ. Следующая ступень - акты правительства, принимаемые на основе и во исполнение законов и указов Президента РФ. К числу общих подзаконных актов относятся те акты министерств, госкомитетов и иных ведомств, действие которых распространяется и на неподчиненные им объекты, а также на граждан. Такие полномочия предоставлены, например, Минфину, Минтрансу, ЦБ, Санэпиднадзору РФ и др. (например, Правила поведения пассажиров в поездах дальнего следования). Установлен порядок государственной регистрации нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер. Такую регистрацию осуществляет Минюст РФ.

      Ведомственные нормативные акты, принимаемые в пределах своей компетенции министерствами, госкомитетами и иными ведомствами, регулируют отношения, складывающиеся внутри соответствующего ведомства (таможенные, транспортные, банковские отношения, вопросы организации образования, охраны здоровья и т.д.). Эти акты распространяются на все подведомственные министерствам и ведомствам органы, учреждения, должностные лица. Они обычно издаются в форме приказов, инструкций, постановлений, положений, писем, указаний, уставов и др. В федеративном государстве общие и ведомственные П.н.а. могут приниматься как федеральными органами исполнительной власти, так и соответствующими органами субъектов федерации.

      Местные нормативные акты принимаются представительными  и исполнительными органами на местах (в районах, городах, поселках и т.д.). В РФ это органы местного самоуправления. В таких актах решаются местные вопросы, они действуют на определенной территории и обязательны для всех лиц, проживающих или находящихся на ней. В число местных нормативных актов включаются решения или постановления представительного органа местного самоуправления (совета, думы и др.), постановления, приказы, распоряжения исполнительных структур (мэра, главы администрации, префекта и т.д.). Локальные (внутриорганизационные нормативные акты) принимаются в пределах своей компетенции администрацией предприятий, учреждений, организаций для регулирования их внутренней деятельности (организация труда, служебная дисциплина); их действие распространяется на работников (членов) соответствующих предприятий, учреждений, организаций. Таковы, например, Правила внутреннего трудового распорядка на конкретном предприятии. Система подзаконных нормативных  актов современных государств, их форма и порядок принятия различны. Отличаются они и по своим наименованиям: ордонансы, декреты, решения, постановления, приказы, циркуляры, инструкции, регламенты, уведомления и др. В то же время иерархическая система П.н.а., их несовпадающая юридическая сила предопределяют правило, в соответствии с которым П.н.а. нижестоящих органов в целях упорядоченности общественной жизни, ее оптимальной организованности должны соответствовать предписаниям актов вышестоящих органов.

Информация о работе Виды и значение подзаконных актов