Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 07:32, курсовая работа
Цель работы охарактеризовать подзаконные нормативно - правовые акты и их виды.
Задачами являются:
1. Дать понятие подзаконных актов;
2. Охарактеризовать признаки подзаконных актов;
3. Рассмотреть виды подзаконных актов;
4. Раскрыть значение подзаконных актов.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Подзаконные нормативно - правовые акты………………………………….6
1.1 Понятие подзаконных актов……………………………………………...6
1.2 Признаки подзаконных актов…………………………………………...14
2. Виды и значение подзаконных актов………………………………………..24
2.1 Виды подзаконных актов………………………………………………..24
2.2 Значение подзаконных актов……………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованной литературы…………………………………………..35
К
общим подзаконным актам
Нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением.
Постановления правительства. Это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более дробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением, народным образованием, строительством вооруженных сил и т. д.
2.
Местные подзаконные акты. Это
нормативно-правовые акты
3.
Ведомственные нормативно-
4.
Внутриорганизационные
Система нормативно-правовых актов современных государств неоднородна. Это объясняется особенностями форм государственного правления, многовековыми традициями отдельных стран, национальными и другими факторами. Тем не менее, подавляющее большинство нормативно-правовых систем строится по признаку степени юридической силы акта. Нижестоящие акты в интересах стабильности общественной жизни и ее оптимальной организованности должны соответствовать предписаниям актов вышестоящих органов. Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованном государстве решает закон, обладающий высшей юридической силой.
Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно одинакова для всех тех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства.29
В
нормативном регулировании
2.2
Значение подзаконных
актов
Значение подзаконных нормативных актов в регулировании отношений собственности немаловажно. В начале 90-х гг., отношения собственности преимущественно регулировались подзаконными актами. Так, например, долгое время действовал Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (признан утратившим юридическую силу).
В
настоящее время, как мы уже подчеркнули,
отношения собственности
В качестве примера актов Президента РФ и Правительства РФ можно выделить:
-
Указ Президента РФ от 30 ноября
1992 г. №1487 «Об особо ценных
объектах культурного наследия
народов Российской Федерации»3
- Постановление СМ СССР от 16 сентября 1982 г. №865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры» (с изм. и доп. от 29 декабря 1989 г.).31
Также необходимо выделить ведомственные нормативные акты (акты принимаемые отдельными министерствами и ведомствами). В отношении таких документов существует общее правило: нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию в «Российской газете». Официальное опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.
Отдельно необходимо остановиться на судебной практике (обзорах судебной практики). Несмотря на то, что в нашей стране судебная практика не является общеобязательной в правоприменении (как в странах с англо-саксонской системой права), но в тоже время, обзоры судебной практики систематизируют наиболее частые ошибки судов, проблемные вопросы на практике, что, безусловно, полезно при исследовании проблематики отношений права собственности. Итак, можно выделить:
-
Информационное письмо
- Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 февраля 1998 г. №8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»33;
- Письмо Высшего арбитражного суда РФ от 31 июля 1992 г. №С-13/ОП-171 «О разрешении споров, связанных с применением законодательства о собственности».34
Особое значение в вопросе регулирования отношений собственности имеют решения (определения, постановления) Конституционного суда РФ.
В соответствии со ст.6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»35 установлен принцип обязательности решения Конституционного Суда Российской Федерации на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Согласно ст.79 Федерального конституционного закона решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Определения Конституционного Суда Российской Федерации оглашаются на заседании и заносятся в протокол, если иное не установлено Федеральным конституционным законом или решением Конституционного Суда Российской Федерации.
Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
На
основании ст.80 Федерального конституционного
закона решение Конституционного Суда
Российской Федерации подлежит исполнению
немедленно после опубликования либо
вручения его официального текста, если
иные сроки специально в нем не оговорены.
Заключение
Подзаконный нормативный акт - принятый компетентным органом и устанавливающий нормы права юридический акт, основанный на законе и не противоречащий ему.
В
нормативном регулировании
Вся система подзаконного нормативного акта строится на строгой соподчиненности таких актов между собой. Их юридическая сила зависит от положения соответствующего органа, издающего подзаконный нормативный акт, в общей иерархической системе органов государства. Любой подзаконный нормативный акт не может противоречить как законам государства, так и подзаконный нормативным актам, имеющим более высокую по сравнению с ним юридическую силу.
Так, нормативный акт, принятый Правительством, должен соответствовать как законам соответствующего государства, так и актам главы государства. В зависимости от органа, принявшего подзаконный нормативный акт, такие акты делятся на общие, ведомственные, местные и локальные (внутриорганизационные). Общие подзаконные акты издаются правотворческими органами общей компетенции, их действие обычно распространяется на соответствующих субъектов права (на лиц, органы, организации) в пределах границ государства. В иерархической системе нормативных актов они стоят на следующей ступени после законов. С помощью таких актов осуществляется оперативное государственное руководство и координация экономической, политической и социально-культурной жизни страны.
Главное
место в системе общих
В соответствии со ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и постановления, которые обязательны на всей территории РФ. Следующая ступень - акты правительства, принимаемые на основе и во исполнение законов и указов Президента РФ. К числу общих подзаконных актов относятся те акты министерств, госкомитетов и иных ведомств, действие которых распространяется и на неподчиненные им объекты, а также на граждан. Такие полномочия предоставлены, например, Минфину, Минтрансу, ЦБ, Санэпиднадзору РФ и др. (например, Правила поведения пассажиров в поездах дальнего следования). Установлен порядок государственной регистрации нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер. Такую регистрацию осуществляет Минюст РФ.
Ведомственные нормативные акты, принимаемые в пределах своей компетенции министерствами, госкомитетами и иными ведомствами, регулируют отношения, складывающиеся внутри соответствующего ведомства (таможенные, транспортные, банковские отношения, вопросы организации образования, охраны здоровья и т.д.). Эти акты распространяются на все подведомственные министерствам и ведомствам органы, учреждения, должностные лица. Они обычно издаются в форме приказов, инструкций, постановлений, положений, писем, указаний, уставов и др. В федеративном государстве общие и ведомственные П.н.а. могут приниматься как федеральными органами исполнительной власти, так и соответствующими органами субъектов федерации.
Местные нормативные акты принимаются представительными и исполнительными органами на местах (в районах, городах, поселках и т.д.). В РФ это органы местного самоуправления. В таких актах решаются местные вопросы, они действуют на определенной территории и обязательны для всех лиц, проживающих или находящихся на ней. В число местных нормативных актов включаются решения или постановления представительного органа местного самоуправления (совета, думы и др.), постановления, приказы, распоряжения исполнительных структур (мэра, главы администрации, префекта и т.д.). Локальные (внутриорганизационные нормативные акты) принимаются в пределах своей компетенции администрацией предприятий, учреждений, организаций для регулирования их внутренней деятельности (организация труда, служебная дисциплина); их действие распространяется на работников (членов) соответствующих предприятий, учреждений, организаций. Таковы, например, Правила внутреннего трудового распорядка на конкретном предприятии. Система подзаконных нормативных актов современных государств, их форма и порядок принятия различны. Отличаются они и по своим наименованиям: ордонансы, декреты, решения, постановления, приказы, циркуляры, инструкции, регламенты, уведомления и др. В то же время иерархическая система П.н.а., их несовпадающая юридическая сила предопределяют правило, в соответствии с которым П.н.а. нижестоящих органов в целях упорядоченности общественной жизни, ее оптимальной организованности должны соответствовать предписаниям актов вышестоящих органов.