Законодательный процесс в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 23:35, реферат

Описание

Одно из важнейших направлений государственной деятельности – правотворчество. В его понимании сегодня обозначились два аспекта. В узком смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широкой трактовке данный процесс охватывает все стадии, начиная с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).

Содержание

Введение 3
1.Сущность и значение правотворческого процесса. 5
1.1Понятие правотворчества. 5
1.2 Принципы правотворчества. 6
1.3 Виды и функции правотворчества. 8
2.Законодательный процесс в Российской Федерации. 11
2.1 Основы законодательного процесса. 11
2.2Стадии законодательного процесса. 12
Заключение 20
Список использованной литературы. 21

Работа состоит из  1 файл

реферат право.docx

— 51.43 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

Введение 3

1.Сущность и значение  правотворческого процесса. 5

1.1Понятие правотворчества. 5

1.2 Принципы правотворчества. 6

1.3 Виды и функции  правотворчества. 8

2.Законодательный  процесс в Российской Федерации. 11

2.1 Основы законодательного  процесса. 11

2.2Стадии законодательного  процесса. 12

Заключение 20

Список использованной литературы. 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одно из важнейших  направлений государственной деятельности – правотворчество. В его понимании  сегодня обозначились два аспекта. В узком смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно  сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широкой  трактовке данный процесс охватывает все стадии, начиная с момента  правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).

Несмотря  на различие в подходах к пониманию  правотворчества, это всегда деятельность управомоченных органов по разработке, переработке и изданию определенных нормативных актов. Правотворчество – одно из основных звеньев механизма правового регулирования общественных отношений.

Законодательный процесс (законотворчество) — одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых, знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная  с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам законотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Тема законотворчества, как никогда, актуальна именно сегодня, когда перед государством стоит задача укрепления его правовой основы.

Рассматривая вопросы законотворческой деятельности в современных условиях, необходимо учесть историю развития идеи формирования правового государства  в России и попытки ее практического осуществления. Именно на базе исторического опыта, возможно, высветить основные закономерности законотворческого процесса. Менялись эпохи, на смену одним государствам приходили другие, но неизменной оставалась цель: обеспечение порядка, развитие различных процессов в обществе в рамках правовых норм. Стабильность общества - гарантия его процветания, соответственно, обеспечение этой стабильности - основная цель государства.

В настоящее время, когда политические и экономические реформы, проводимые в России, потребовали интенсивного законотворчества, как никогда становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона «вписаться» в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.

Некомпетентность, спешка законодателя, несоблюдение научных основ законопроектной работы могут негативно сказаться на всей правовой системе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и значение правотворческого процесса.
    1. Понятие правотворчества.

Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Субъектами правотворчества  выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы  и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при  принятии законов на референдумах.

Правотворчество является составной  частью более широкого процесса - правообразования, под которым понимается естественноисторический процесс формирования права, в ходе которого происходит анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний. Правотворчество выступает как завершающий этап правообразования.

Сущность правотворчества  состоит в возведении государственной  воли в нормы права, т.е. в форму  юридических предписаний, имеющих  общеобязательный характер.

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных  процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах  и т.п. Правотворчество заключается  в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем  внесения изменений и дополнений.

Правотворчество характеризуется  тем, что:

оно представляет собой активную, творческую, государственную деятельность;

основная продукция его - юридические нормы, воплощающиеся  главным образом в нормативных  актах (кроме этого, в нормативных  договорах, правовых обычаях, юридических  прецедентах); это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;

уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных  актов - это показатель цивилизованности и демократии общества1

1.2 Принципы правотворчества.

Правотворческая деятельность основана на определенных принципах, т.е. руководящих началах,требованиях. К числу этих принципов в юридической литературе принято относить: законность,демократизм, научность, профессионализм, гласность, системность. Иногда называют и другие принципы, но перечисленные признаются в целом всеми учеными.

Принцип законности предполагает:

- принятие нормативных правовых актов только теми субъектами, которые наделены соответствующими полномочиями и в их пределах;

- оформление определенной процедурой;

- выбор формы акта должен соответствовать содержанию принимаемого акта;

- новый акт не должен противоречить конституции, законам, общепринятым принципам и нормам международного права, а также действующему законодательству. В федеративном государстве важно также соответствие актов субъектов федерации общегосударственным актам.

Принцип демократизма проявляется прежде всего в возможности принятия наиболее важных нормативных правовых актов в форме референдума. Кроме того, проекты актов, особенно законопроекты, обсуждаются в средствах массовой информации, научной общественностью, в общественных объединениях. Существует возможность обращения в правотворческие органы с предложениями, замечаниями, пожеланиями. Наконец, работа законодательных органов транслируется по телевидению, как центральному, так и местному. Одним словом, население широко оповещается о работе правотворческих органов и о принятых ими решениях, особенно если это касается прав и свобод личности.

Принцип научности включает в себя:

- разработку научно обоснованной стратегии правотворчества в стране;

- планирование приоритетности принимаемых актов;

- прогнозирование социальных последствий действия новых актов и норм;

- учет достижений юридической науки как отечественной, так и мировой;

- учет научных рекомендаций.

Принцип профессионализма относится к любой государственной деятельности, но особенно важен для правотворчества, поскольку, как уже указывалось, этот вид государственной деятельности требует специальных знаний, навыков, умения и даже определенного таланта. Для принятия эффективных нормативных правовых актов требуется учет множества разнообразных факторов объективного и субъективного характера, владение правилами юридической техники, в том числе умением в сжатой, лаконичной и в то же время простой форме формулировать правила поведения.

Принцип гласности означает, что все принимаемые правотворческими органами акты подлежат обязательному опубликованию, т.е. доведению до сведения населения. В ст. 15 Конституции РФ закреплено: "Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения". Однако это правило не распространяется на акты, содержащие государственную тайну. Принцип гласности тесно связан с принципом демократизма, поскольку предполагает участие общественности в подготовке и обсуждении проектов основополагающих актов.

Принцип системности предполагает, что вновь принимаемые акты должны "вписываться" в существующую систему законодательства, не противоречить действующим актам, не содержать коллизий, пробелов, дублирования и при этом должны использовать средства регулирования общественных отношений, присущие данной отрасли права.2

1.3 Виды и функции правотворчества.

Классификация правотворчества дается исходя из двух оснований: по субъектам, по результатам.

В зависимости  от субъектов правотворчества и  в последовательности, определяемой удельным весом принимаемых нормативных  правовых актов, различают:

а) правотворчество  государственных органов;

б) делегированное (санкционированное) правотворчество;

в) непосредственное правотворчество народа (референдум).

Внутри  этих видов выделяют: правотворчество  должностных лиц, правотворчество органов местного самоуправления (делегированное), правотворчество негосударственных организаций (делегированное или санкционированное). 3

1. Непосредственное правотворчество  народа

Наиболее  ярким его проявлением является референдум — голосование граждан  Российской Федерации по важным (наиболее важным) вопросам государственного или  местного значения. Как вид правотворчества  референдум представляет собой непосредственное волеизъявление граждан по установлению правовых норм. Именно поэтому решение, принятое на референдуме в Российской Федерации, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.. В соответствии с действующим российским законодательством в нашей стране могут проводиться три вида референдумов: референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федераций, местный референдум (ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Фег дерации» от 19 сентября 1997 г.).  Референдум Российской Федерации представляет собой всенародное голосование российских граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения и является непосредственным выражением власти народа (ст. 1 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 г.).  Референдум может быть эффективной разновидностью правотворчества. Он позволяет прямо и непосредственно, без промежуточных инстанций и возможных искажений, выявить отношение граждан страны к тому или иному варианту правового урегулирования вынесенного на референдум вопроса и сразу же принять по нему окончательное решение. Однако референдум — весьма дорогостоящая процедура, требующая больших организационно- технических затрат. Проводиться ежемесячно или ежеквартально он не может. К тому же ему присущи и определенные недостатки (манипуляция общественным мнением, жесткая зависимость от явки избирателей и др.).

2. Правотворчество государственных органов

Это основной вид правотворчества. Им занимаются практически все государственные  органы, каждый на своем уровне. Уровень  и объем полномочий государственного органа определяют соответственно и юридическую силу принимаемого им нормативного правового акта.

3. Правотворчество должностных  лиц

В современном  российском законодательстве нет универсального определения должностного лица, которое  бы в полной мере отражало правовой статус руководящих работников государственных  и негосударственных организаций. Определение же должностного лица в  ныне действующем уголовном законодательстве (примечание 1 к ст. 285 УК Российской Федерации) имеет строго целевое  назначение — определить круг лиц, подлежащих уголовной ответственности  за совершение преступлений против государственной  власти, интересов государственной  службы и службы в органах местного самоуправления. В более широком  плане должностное лицо — это  гражданин, занимающий определенную должность  в органах государственной власти, управления либо в иной государственной организации, наделенный правом принимать для осуществления возложенных на него функций правовые акты и обеспечивать их реализацию. Правотворчеством является лишь деятельность должностных лиц по подготовке и принятию нормативных правовых актов. Их правоприменительные акты к правотворчеству, естественно, отношения не имеют.

Должностными  лицами являются: министры, руководители управлений, отделов, предприятий, учреждений, командный состав Вооруженных Сил, депутаты и т.д.4

В зависимости  от результатов правотворчества  называют:

1. Законотворчество  – правотворчество органов государственной  власти (Федерального парламента, парламентов  субъектов федерации, путем референдума), где принимаются законы, обладающие высшей юридической силой и верховенством в системе других нормативных правовых актов.

2. Правотворчество  Президента РФ, указы которого  не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Указы находятся  с другими подзаконными актами в  отношениях субординации.

3. Правотворчество  органов исполнительной власти  – федеральных и субъектов  федерации – постановления Правительства РФ, приказы и инструкции министерств, указы президентов республик, постановления губернаторов и т.д.

4. Корпоративное  санкционированное правотворчество  – уставы, учредительные договоры  и др.5

Информация о работе Законодательный процесс в РФ