Защита деловой репутации предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 13:44, курсовая работа

Описание

Основная цель исследования заключается в комплексном анализе и изучении условий и способов гражданско-правовой защиты деловой репутации. В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи исследования:
- выявить природу и содержание понятия деловая репутация;
- рассмотреть деловую репутацию в качестве правовой категории;

Содержание

ГЛАВА 1. Деловая репутация как правовая категории
1.1. Понятие деловой репутации
1.2. Право на деловую репутацию 8
ГЛАВА 2. Порядок защиты деловой репутации 2.1. Внесудебный порядок защиты нематериальных благ 2.2. Защита деловой репутации в суде 2.3. Деловая репутация юридических лиц

Работа состоит из  1 файл

Курсовая РПП.docx

— 46.53 Кб (Скачать документ)

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

 

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА  И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при  ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАЛАКОВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО  УПРАВЛЕНИЯ

 

КАФЕДРА  ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

По дисциплине «Российское предпринимательское право»

На тему: «Защита деловой репутации предпринимателя»

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса

очной формы обучения

специальности 030501.65 «Юриспруденция»

Смирнова Ю.И.

 

Руководитель:

Протопопова И.Н.

 

 

 

Балаково 2011 г.

     СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                            3

                                                                                                                  

ГЛАВА 1. Деловая репутация как правовая категории                                        6

    1. Понятие деловой репутации                                           6
    2. Право на деловую репутацию                                          8

 

ГЛАВА 2. Порядок защиты деловой репутации                                        10

          2.1.   Внесудебный порядок защиты нематериальных благ                            10

          2.2.   Защита деловой репутации в суде                                                            13

          2.3.   Деловая репутация юридических лиц                                                      17

      

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                              21                                                                                         

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК                          23                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях защита прав физических и юридических лиц все более очевидно становится одной из доминант общественного прогресса, основой которого является общечеловеческий интерес, приоритет общечеловеческих ценностей. Подлинный прогресс невозможен без должного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на деловую репутацию.

Ни одно государство не в состоянии не замечать при принятии тех или иных решений проблемы защиты прав. Без этого невозможно заложить нравственную и политическую основу нашего будущего. У общества нет будущего, если оно не уважает права и свободы каждого гражданина. Право на деловую репутацию является важнейшей социально-правовой ценностью и потребностью для любого государства и общества.

Понятие деловой репутации относятся к нематериальным благам. Защита нематериальных благ осуществляется в соответствии с ГК РФ и другими законами в предусмотренных ими случаях и в порядке, а также в тех случаях и в тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст.12 ГК РФ) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения [3.2].

Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью комплексного анализа основ правовой защиты деловой репутации и перспектив  правового регулирования отношений, связанных с уважением деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности, с точки зрения целесообразности признания в России субъективного права на данное нематериальное благо. 

Анализ современного законодательства, судебной практики и существующих научных трудов в  области защиты неимущественных  прав и интересов, в т.ч. интересов, связанных с неприкосновенностью  деловой репутации, показывает, что  текущий подход государства к  регулированию представленных отношений не в полной мере отражает значение, придаваемое ныне деловой репутации и неимущественным интересам  в целом, зачастую не обеспечивает полноценной охраны указанных интересов (особенно в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности) и нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Объектом данной курсовой работы являются деловая репутация, а также нормы отечественного законодательства, посвященные гражданско-правовой защите деловой репутации в их историческом развитии; правоприменительная деятельность по реализации этих норм; основные научно-теоретические концепции по проблематике данного исследования.

Предметом исследования является гражданско-правовая защита деловой репутации, её условия и способы осуществления, механизм реализации данных способов, анализ сложившейся правоприменительной практики, правовые проблемы, возникающие при защите чести, достоинства и деловой репутации, перспективы совершенствования правовой базы в данной области.

Основная цель исследования заключается  в комплексном анализе и изучении условий и способов гражданско-правовой защиты деловой репутации. В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи исследования:

- выявить природу и содержание понятия деловая репутация;

- рассмотреть деловую репутацию  в качестве правовой категории;

- выявить наиболее актуальные проблемы защиты деловой репутации и предложить практические рекомендации по их решению;

- изучить условия гражданско-правовой  защиты деловой репутации;

- исследовать основные гражданско-правовые  способы защиты деловой репутации;

- определить правовые проблемы  компенсации морального вреда  и предложить практические рекомендации  по их решению;

- оценить эффективность действующего  законодательства, посвященного гражданско-правовой  защите деловой репутации юридических лиц;

- сформулировать аргументированные  предложения по совершенствованию гражданского законодательства.

 

Актуальные и проблемные вопросы, рассматриваемой темы:

 

Прежде всего, необходимо отметить, что отсутствует  законодательное закрепление понятия деловой репутации. Не смотря на то, что эти понятия сложились в деловой практики и деловом обороте, и в большей степени являются «социальными» или моральными категориями, но этого явно недостаточно, необходимо законодательное регулирование и закрепление данных понятий.

Из этого  вытекает следующая острая проблема, а именно, как быть судам при  определении данных понятий, и на что ссылаться при регулировании  споров по защите деловой репутации предпринимателя.

 

Авторы, используемые в работе: Анисимов А.Л., Афанасьева И.В., Иваненко Ю.Г., Власов А.А., Бродская И.А. и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Деловая репутация как правовая категория

    1. Понятие деловой репутации

 

Для начала необходимо дать понятие «деловой репутации».

Понятия и представления чести складывались и формировались в процессе нравственной практики того или иного общества, поэтому содержание понятия «честь» является социальным.

Репутация –  суть, объединенная в целое, пропорция  сведений положительных и отрицательных  о качествах (достоинствах и недостатках) объекта, известных окружающим и  в силу этого отраженных в общественном сознании как мнение. Репутация всегда мнение, складывающееся на основе имеющейся  конкретной информации об объекте [6.12].

В этом смысле репутация не всегда адекватное отражение  истинных качеств, достоинств и недостатков  кого-либо, чего-либо. Поскольку не доказано, что имеющаяся информация соответствует  действительности или охватывает весь объем сведений, постольку к характеристике репутации не применимо понятие  истины, т.е. репутация может базироваться как на соответствующей, так и  несоответствующей действительности информации [6.12].

По словам Малеиной М.Н. под деловой репутацией юристы-исследователи понимают совокупность качеств и оценок, с которыми их носитель ассоциируется в главах своих контрагентов, клиентов, потребителей, коллег по работе и персонифицируется  среди других профессионалов в этой области.

Впрочем, в  любом случае необходимо уделить  внимание составляющим деловой репутации  субъекта предпринимательской деятельности, ведь довольно часто происходит посягательство не на деловую репутацию в целом, а на конкретную ее часть, в частности, на учредительные документы, наименование, местонахождение, конкурентоспособность, репутацию руководящего персонала, платежеспособность, кредитоспособность.

Указанные составляющие деловой репутации следует классифицировать для того, чтобы избрать надлежащий способ защиты нарушенной деловой репутации.

За формированием  составляющие деловой репутации  делятся на первичные и приобретенные. К первичным следует отнести  учредительные документы; наименование; местонахождение; конкурентоспособность. К приобретенным - репутация управляющего персонала; платежеспособность; кредитоспособность.

За имущественным  признаком составляющие деловой  репутации разделяют на два вида:

- связанные с имуществом (местонахождение, конкурентоспособность,  платежеспособность, кредитоспособность).

- не связанные с  имуществом (учредительные документы,  наименование, репутация управляющего  персонала, права интеллектуальной  собственности, коммерческая тайна).

По форме  закрепления составляющие деловой  репутации делятся на:

- задокументированные  (учредительные документы, наименование, местонахождение, платежеспособность, кредитоспособность, гудвил (англ. goodwill — активы, капитал фирмы, не поддающийся материальному измерению) прав интеллектуальной собственности, гудвил контрактов, коммерческая тайна);

- не задокументированные.

В заключении данного параграфа  хотелось бы сделать некоторые выводы. Деловая репутация является одним из видов нематериальных благ. Особенность их состоит в том, что они не имеют материального содержания и неотделимы от личности их носителя. Деловая репутация, так же как и доброе имя, не возникают автоматически, а представляет собой создавшееся с течением времени мнение публики.

Если честь  и достоинство – универсальные  категории, то деловая репутация, как  правило, ограничивается определенной сферой хозяйственной деятельности, и субъект не будет автоматически  обладать похожей деловой репутацией в другой области хозяйствования [8.19].

 

 

    1. . Право деловую репутацию

 

Вопрос о  деловой репутации - это прежде всего  вопрос о правах человека, об их реальном обеспечении. Гражданско-правовое понятие  и толкование этой категории предполагает наличие правовой нормы, отражающей эти блага. Статья 150 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает право на честь, достоинство и деловую репутацию, это право относится к гражданским неимущественным правам. Речь идет о благах, лишенных материального (имущественного) содержания. Они неразрывно связаны с личностью носителя: не могут отчуждаться или передаваться иным способом другим лицам ни по каким основаниям.

Деловая репутация реально существуют в силу того, что физические и юридические лица, в т.ч. предприниматели вступают в сложные и многообразные отношения между собой, в общественные отношения. Подобные отношения регулирует право путем закрепления в своих нормах соответствующей модели правоотношения, когда один субъект - носитель права, другой - носитель субъективной обязанности. 

Для того чтобы  раскрыть понятие и содержание права на деловую репутацию, необходимо уяснить, какие действия может совершать субъект этого права, каким должно быть его поведение.

Каждый субъект  права, помимо возможности иметь  субъективные права и обязанности, наделяется определенной совокупностью  политических, имущественных, личных субъективных прав, определяющих его правовое положение.

В число этих прав входит право на честь, достоинство  и деловую репутацию. Эти права  возникают не в результате осуществления  правоспособности, а наряду с ней  являются элементами правосубъектности  гражданина или организации.

Российское  государство охраняет деловую репутацию  граждан и организаций установлением  всеобщей обязанности воздерживаться от посягательства на эти личные блага  и предоставлением судебной защиты в случаях их нарушения. Право  Российской Федерации исходит из того, что для каждого субъекта важно его доброе имя, престиж, уважение окружающих.

Норма о праве  на деловую репутацию, помимо запрещения обязанным лицам посягать на конкретное физическое или юридическое лицо, позволяет тому или иному лицу пользоваться всей совокупностью субъективных прав, составляющих его деловую репутацию. Субъекты права получили уверенность  в том, что их поведение и деятельность будут надлежащим образом правильно  оценены, что они не будут ущемлены распространением в отношении них  ложных порочащих сведений, они имеют  возможность требовать, чтобы общественная оценка их поведения и деятельности соответствовала тому, как они  действительно выполняют требования закона, морали, правил поведения в  обществе.

Информация о работе Защита деловой репутации предпринимателя