Защита деловой репутации предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 13:44, курсовая работа

Описание

Основная цель исследования заключается в комплексном анализе и изучении условий и способов гражданско-правовой защиты деловой репутации. В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи исследования:
- выявить природу и содержание понятия деловая репутация;
- рассмотреть деловую репутацию в качестве правовой категории;

Содержание

ГЛАВА 1. Деловая репутация как правовая категории
1.1. Понятие деловой репутации
1.2. Право на деловую репутацию 8
ГЛАВА 2. Порядок защиты деловой репутации 2.1. Внесудебный порядок защиты нематериальных благ 2.2. Защита деловой репутации в суде 2.3. Деловая репутация юридических лиц

Работа состоит из  1 файл

Курсовая РПП.docx

— 46.53 Кб (Скачать документ)

2.3.   Деловая репутация юридических  лиц

 

         В условиях жесткой конкуренции  субъекты рынка нуждаются в  правовом механизме, который обеспечил  бы им возможность нормального  функционирования и развития, подразумевающего  в том числе возможность правильного,  не искаженного формирования  общественного мнения об этом  субъекте. Действительно, деловая  репутация является одним из  видов нематериальных активов  и непосредственно влияет на  стоимость фирмы.

         Что следует понимать под деловой  репутацией юридического лица? К сожалению, действующее законодательство не дает легального определения рассматриваемого понятия. В литературе под деловой репутацией юридического лица понимают приобретаемую им общественную оценку о качествах, достоинствах и недостатках, относящихся к его работе и профессиональной деятельности [17.15].

         С момента создания организации  все, что так или иначе относится  к ее существованию, влияет  на формирование ее репутации.  В силу данного факта репутация  может иметь не только положительное  содержание, но и быть отрицательной.

         Сведения о юридическом лице  могут быть достоянием различных  лиц, в зависимости от того, насколько информация о нем  носит публичный характер и  представляет интерес для ознакомления  с его деятельностью.

         Репутация формируется в процессе  публичной деятельности организации,  вследствие открытого распространения  информации о ней, в процессе  осуществления своей профессиональной  деятельности.

         Источником информации об организации,  непосредственно затрагивающей  ее деловую репутацию, могут  быть и сообщения о ней третьих  лиц.

         Практика показывает, что наиболее  часто встречается посягательство  на деловую репутацию коммерческих  организаций путем оглашения  (как правило, через СМИ) другими  лицами не соответствующих действительности сведений о данной организации. Это может произойти, например, вследствие распространения кем – либо собственной рекламы, так или иначе затрагивающей репутацию данной организации, либо иного проявления конкурентной борьбы.

Юридические лица в случае распространения сведений, порочащих их деловую репутацию  имеют право на опровержение этих сведений. Данное опровержение возможно как в судебном, так и внесудебном  порядке.

         Процедура обращения за судебной  защитой или иной реализацией  своего права на защиту деловой  репутации организации ничем  не отличается от процедуры,  предусмотренной для реализации  таких же прав гражданами в  случаях посягательств на их  честь, достоинство или деловую  репутацию, если не считать,  что при определенных законом  условиях обратиться за судебной  защитой нарушенного блага организации  можно помимо суда общей юрисдикции, третейского суда также и в  арбитражный суд.

         Так, в силу части второй  статьи восьмой Закона РФ “  О рекламе “ юридическое лицо, которому стало известно о  производстве или о распространении  рекламы, содержащей сведения, порочащие  его деловую репутацию, вправе  обратиться за защитой нарушенных  прав в суд или арбитражный  суд; а также вправе требовать  от рекламодателя опровержения  такой рекламы тем же способом, каким она была распространена, если рекламодатель не выполняет  это требование в добровольном  порядке [18.5].

         Следует заметить, что в соответствии  со статьей 28 АПК РФ, арбитражному  суду подведомственны только  те дела о защите деловой  репутации, в которых обе стороны  являются либо юридическими лицами, либо имеют статус индивидуального  предпринимателя. Однако зачастую  в суде  опровергаются сведения, опубликованные в СМИ и имеющие   автора – физическое лицо. Президиум  Высшего Арбитражного Суда РФ  однозначно указал на то, что  если опубликованные сведения  имеют автора, то заявленные исковые  требования не подлежать рассмотрению  в арбитражном суде [18.9].

         Арбитражному суду неподведомственны  также исковые требования юридического  лица в части, касающейся защиты  чести, достоинства и деловой  репутации его работников [19.9].

         Следует иметь в виду, что к  требованиям о возмещении убытков  (в отличие от требований о  защите деловой репутации) применяет  общий срок исковой давности, установленный статьей 196 ГК РФ  – три года.

         Убытки возмещаются распространителем  порочащих сведений лишь при  наличии его вины. Вина причинителя  вреда в форме неосторожности 

(непринятие мер по  проверке распространенных сведений)  презюмируется [19.20]. В таких случаях суд выясняет, находятся ли наступившие убытки в причинной связи с действиями ответчика и какова величина этих убытков. Бремя доказывания указанных фактов возлагается на истца.

Защита деловой  репутации организации осуществляется также и в административном порядке. Так, в случае установления факта  нарушения законодательства РФ о  рекламе нарушитель по решению федерального антимонопольного органа обязан осуществить  контррекламу в срок, установленный  этим органом, в полном объеме за свой счет с помощью того же средства распространения, с использованием тех же характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что  и опровергаемая ненадлежащая реклама [19.5]. Применение данного способа защиты не лишает заинтересованное юридическое лицо права в общем порядке предъявить в суд иск о защите своей деловой репутации, если предыдущих мер оказалось недостаточно. Защищая свое нарушенное право в судебном порядке, организация обязана доказать факт распространения о ней ложных сведений, факт причинения убытков и размер таковых. Бремя доказывания остальных обстоятельств полностью ложится на ответчика.

         Таким образом, каждое юридическое  лицо имеет право требовать,  чтобы общественная оценка его  деятельности отражала истинное  положение дел.

 

Защита деловой репутации предпринимателя включает в себя  несколько предметов доказывания, в которые входят нижеперечисленные обстоятельства:

  1. Распространение ответчиком спорных сведений.
  2. Характер, распространённых сведений, носят порочащую информацию.
  3. Соответствие действительности данных сведений.

Предметом споров защита деловой репутации предпринимателя является довольно часто из-за вопросов, связанных с характером сведений.

Удовлетворению иски о диффамации подлежат лишь тогда, когда в сведениях  представлены факты, которые смогут быть доказаны заинтересованной стороной. Согласно содержанию статьи 152 пункту первому Гражданскому кодексу Российской Федерации гражданин имеет право требовать опровержения по суду информации, которая задевает его честь, но в том случае, если обвиняемый не сможет доказать достоверность данного сообщения.

Защита деловой репутации  предпринимателя, проходящая при рассмотрении споров, в результате выхода в эфир программ, которые содержат компрометирующую и недостоверную информацию, при рассмотрении дела материалами, взятыми из СМИ, – не ограничиваются. 

Можно сделать вывод, что под деловой репутацией юридического лица в литературе понимают приобретаемую им общественную оценку о качествах, достоинствах и недостатках, относящихся к его работе и профессиональной деятельности.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящей  работе деловая репутация выступала в качестве правовой категорий, были рассмотрены способы её защиты, предусмотренные действующим российским законодательством.

Итак, право деловую репутацию означает, что гражданин (юридическое лицо) имеет обеспеченную законом возможность требовать от других лиц, чтобы оценка его личности, дел и поступков опиралась на реальные обстоятельства и не искажалась порочащими сведениями, не соответствующими действительности.

Проведенное исследование теоретических и практических вопросов защиты деловой репутации  позволило нам прийти к следующему ряду выводов:

1. Если  при распространении негативных  сведений имя опороченного 
лица не указывается, но участники событий узнают себя и обращаются в суд 
с иском о защите деловой репутации, то в каждой конкретной ситуации судом должен решаться вопрос, насколько узнаваем в распространяемой информации истец. При указании должности и места работы, места жительства, родства с известным лицом и т. п. гражданин становится достаточно узнаваем, и должен иметь возможность защиты своих личных неимущественных прав.

Таким образом если распространяются порочащие  сведения без 
прямого указания лица, к которому они относятся, но при этом приводятся 
данные, позволяющие установить личность (место работы и должность, 
место жительства и т. д.), то соответствующему лицу не должно быть 
отказано в защите деловой репутации.

2. Гражданский  кодекс не предусматривает права  гражданина и 
юридического лица на опубликование ответа в случаях распространения не 
соответствующих действительности либо ущемляющих их права и законные 
интересы сведений, при этом такое право предусмотрено ст. 46 Закона 
Российской Федерации от 27 декабря 1991г. «О СМИ». В то же время ст. 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Таким образом, статья 152 ГК РФ должна быть скорректирована на предмет предоставления физическому или юридическому лицу права на ответ и в случаях распространения сведений, не соответствующих действительности и ущемляющих права и законные интересы указанных лиц.

3. Споры вызывает вопрос о том, возможно ли взыскать денежную компенсацию за нематериальный вред, то есть распространение ответчиком порочащих сведений. Взыскать материальные средства с ответчика всё же возможно, так как законодательством это не запрещено. Защита деловой репутации предпринимателя  может взыскана с виновного лица денежная компенсация, ведь это предусмотрено ст.152 ГК РФ.

Во  втором пункте 150 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации  предусматривается возможность при защите нематериальных благ использовать любые способы, прописанные в статье 12 ГК Российской Федерации, а также и других способов, которые установлены ГК и др. законами, если характер  нарушения допускают их применение.

Итак, можно сделать вывод, что честь, достоинство и деловая 
репутация граждан, а также деловая репутация юридических лиц находятся 
под охраной государства, существует реальный механизм их защиты. А 
это значит, что обеспечен прочный культурный и этический фундамент 
общества, сделан еще один шаг к правовой государственности в России.

В то же время существует необходимость  совершенствования 
гражданского законодательства, посвященного вопросам защиты чести, достоинства и деловой репутации.

Библиографический список

Нормативные акты

 

  1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Рос. газета.- 1993.- 25 декабря.
  2. Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994  г. №51-ФЗ (в редакции от 1 марта 2011 г.) // СЗ РФ.-1994.-№32, ст.3301.
  3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. №95-ФЗ с изм. от 23 декабря 2010 г. // СЗ РФ. 2002. №30.
  4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ с изм. от 23 декабря 2010 г. // СЗ РФ. 2002. №46.
  5. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01 января 2011 г.) // СЗ РФ. 2007. №12. Ст.1232.
  6. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации» (с изм. от 09.февраля 2009 г.) // Ведомости РФ 1992 г. № 7. Ст. 300; СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 140.
  7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» // ВВС. 1996. №10; 1998. №1; 2007. №6.
  8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. №3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц».
  9. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 сентября 1999 г. № 46 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой деловой репутации» // Вестник ВАС РФ. 1999. № 11.

 

Учебная и научная литература

 

  1. Анисимов А.Л. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой  репутации по законодательству Российской Федерации: Учебное пособие. М. Издательство Владос-Пресс. 2001.
  2. Афанасьева И.В.Проблемы возмещение морального вреда в исках о защите чести, достоинства и деловой репутации юридических лиц // Юрист. 2002г. №10.
  3. Власов А.А. Проблемы судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации. / М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000.
  4. Гражданское право. Учебник. В 3-х т. / Под ред. Сергеева А.Н., Толстого Ю.К. М.: «Проспект», 2006.
  5. Гражданское право России. Часть первая. Учебник / Под ред. Цыбуленко З.И. М., 2006.
  6. Иваненко Ю.Г. Деловая репутация юридических лиц и ее правовая защита. // Законодательство. 2000. № 10.
  7. Иваненко Ю.Г. Подсудность дел о защите чести, достоинства и деловой репутации //  Юрид. Консультант. 2002г. №1.
  8. Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита. / М.: МЗ-Пресс, 2000 г.
  9. Симанович Л. Н. Защита чести, достоинства и деловой репутации в суде / Л. Н. Симанович // Российский судья. - 2008. № 11.
  10. Сошникова М.П. Гражданско-правовые и экономические аспекты деловой репутации // «Законодательство и экономика», № 1, январь 2008 г.
  11. Тренклер А.И. Защита деловой репутации юридических лиц в арбитражном суде. // Правоведение. 2001. № 2.
  12. Эрдеревский Л. Некоторые вопросы компенсация морального вреда // Закон – 2001г. №12.

Информация о работе Защита деловой репутации предпринимателя