Защита деловой репутации предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 13:44, курсовая работа

Описание

Основная цель исследования заключается в комплексном анализе и изучении условий и способов гражданско-правовой защиты деловой репутации. В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи исследования:
- выявить природу и содержание понятия деловая репутация;
- рассмотреть деловую репутацию в качестве правовой категории;

Содержание

ГЛАВА 1. Деловая репутация как правовая категории
1.1. Понятие деловой репутации
1.2. Право на деловую репутацию 8
ГЛАВА 2. Порядок защиты деловой репутации 2.1. Внесудебный порядок защиты нематериальных благ 2.2. Защита деловой репутации в суде 2.3. Деловая репутация юридических лиц

Работа состоит из  1 файл

Курсовая РПП.docx

— 46.53 Кб (Скачать документ)

 

Вывод: право на деловую репутацию является неотъемлемым правом любого физического лица, трудового коллектива или организации. Его нарушение причиняет существенный моральный вред, ущерб в свободе действий и в общественном положении, производя на окружающих невыгодное впечатление. Поэтому государство должно защищать это личное неимущественное право.

 

 

 

ГЛАВА 2. Порядок защиты деловой  репутации

2.1.   Внесудебный порядок защиты  нематериальных благ

 

Действующее законодательство позволяет осуществлять защиту деловой репутации, как в  судебном, так и во внесудебном  порядке.

         Каждый из них (при наличии  определенных обстоятельств и  установленных законом условий)  может быть использован лицом,  права и законные интересы  которого нарушены распространением  сведений, не соответствующих действительности  и порочащих его деловую репутацию.

         Однако судебная практика свидетельствует  о том, что досудебный порядок  опровержения применяется  крайне  редко, так как ответчики в  лице редакций средств массовой  информации без особого желания  идут навстречу опороченным лицам  и исправляют допущенные собственные  ошибки. Это порождает волокиту  и удлиняет время нравственных  переживаний опороченного лица  по восстановлению доброго имени.

         Проведенное исследование показало, что из 350 обратившихся в суд  истцов, 230 лиц предварительно обращались  в редакции СМИ с просьбой  опровергнуть порочащие их сведения, по которым только трое истцов (1,3 %) получили ответ, в которых  им рекомендовано обратиться  в суд, а остальные обращения  были оставлены без внимания [10.12].

         Внесудебный порядок защиты указанных  нематериальных благ регламентируется  статьями 43 – 46 Закона РФ “  О средствах массовой информации  “.

         Особенность такой защиты состоит  в том, что спорные отношения  между сторонами могут быть  урегулированы самими участниками  конфликта посредства судебных  органов.

Согласно  статье из Закона РФ “ О СМИ “  гражданин (или его законный представитель) или организация вправе потребовать  от редакции опровержения не соответствующих  действительности и порочащихся их честь, достоинство и деловую репутацию сведений, которые были распространены в данном СМИ, а в редакции СМИ обязана опровергнуть эти сведения в том же средстве массовой информации, если не располагает доказательствами того, что распространенные ими сведения соответствуют действительности [11.6].

         При этом заявителю предоставлено  право самому подготовить текст  опровержения. В данном случае  редакция обязана распространить  такой текст, если он соответствует  требованиям, установленным законом  о СМИ. Кроме того редакция  радио и телепрограммы, обязанная  распространить опровержение, может  предоставить гражданину или  представителю организации, потребовавшему  этого, возможность зачитать собственный  текст и передать его в записи.

         Для возникновения права на  опровержение необходимо наличие  двух условий: распространенные  сведения должны быть не соответствующими  действительности и  порочащими  деловую репутацию предпринимателя.

В опровержении должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они  были распространены СМИ. Опровержение в периодическом  печатном издании должно быть набрано  тем же шрифтом и помещено под  заголовок “Опровержение” Как правило, на том же месте полосы, что и  опровергаемое сообщение. По радио  и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток  и в той же передаче, что и  опровергаемый материал. Объём опровержения не может более чем вдвое превышать  объем опровергаемого сообщения. В  то же время нельзя требования требовать, чтобы текст опровержения был  короче одной стандартной страницы машинописного текста [11.6].

         Опровержение должно последовать  в  СМИ, выходящих в свет  не реже одного раза в неделю, в течение десяти дней со  дня получения требования об  опровержении или его текста; в иных средствах массовой  информации - в подготавливаемом  или ближайшем планируемом выпуске.

         В течение месяца со дня  получения требования об опровержении  либо его текста редакция обязана  в письменной форме уведомить  заинтересованных гражданина или организацию о предполагаемом сроке распространения опровержения либо об отказе в его распространении с указанием оснований отказа [12.6].

         Законом РФ “ О средствах   массовой  информации ” определены  также основания отказа в опровержении, которые являются обязательными  или факультативными. Так, в  опровержении отказывается, если  данные требования либо представленный  текст опровержения является  злоупотреблением свободой массовой  информации в смысле части  1 статьи  4 Закона РФ “ О  СМИ ” (например, если данный  текст используется в целях  совершения уголовно наказуемых  деяний; для разглашения сведений, составляющих государственную или  иную специально охраняемую законом  тайну; для осуществления экстремистской  деятельности; противоречат вступившему  в законную силу решению суда; являются анонимными [12.6].

         В опровержении также может  быть отказано, если опровергаются  сведения, которые уже опровергнуты  в данном средстве массовой  информации, или если требования  об опровержении либо  его представленный  текст поступили в редакцию  по истечении одного года со  дня распространения опровергаемых  сведений в данном СМИ.

         Отказ в опровержении либо  нарушение порядка опровержения  могут быть в течении года  от дня распространения опровергаемых  сведений обжалованы в суд   в соответствии с гражданским  и гражданско-процессуальным законодательством  РФ [12.6].

         Как видим, в указанном выше  положении Закона РФ “ О  СМИ “ имеется противоречие  с Гражданским Кодексом РФ.

         Так, в соответствии со статьей  208 ГК РФ ( часть первая ) на требования  о защите личных неимущественных  прав и других нематериальных  благ исковая давность не распространяется, кроме случаев, предусмотренных  Законом [12.2].

         Статья 152 ГК РФ также не устанавливает  каких – либо сроков в отношении  публикации СМИ опровержения  порочащих гражданина или юридическое лицо сведений или права на ответ при защите деловой репутации.

         Следовательно, в данном случае  необходимо внесение соответствующих  изменений в указанную норму  Закона РФ “ О СМИ “.

         Гражданин или организация, в  отношении которых СМИ распространены  сведения, не соответствующие действительности  либо умоляющие права и законные  интересы гражданина, имеют право   на  ответ (комментарий, реплику)  в тех же средстве массовой  информации. При этом правила,  регулирующие право на опровержение, порядок и основания отказа  в опровержении (статьи 43 – 45), применяются  и в отношении ответа и отказа  в таковом [13.6].

 

Вывод:  Таким образом, действующее законодательство позволяет осуществлять защиту деловой репутации, как в судебном, так и во внесудебном порядке. И как было сказано ранее, каждый из них (при наличии определенных обстоятельств и установленных законом условий) может быть использован лицом, права и законные интересы которого нарушены распространением сведений, не соответствующих действительности и порочащих его честь, достоинство, деловую репутацию.

        

 

2.2. Защита чести, достоинства  и деловой репутации в суде

 

На сегодняшний день судебная защита деловой репутации возможна в судах общей юрисдикции в порядке гражданского и уголовного судопроизводства, а также в арбитражных судах (если дело касается защиты деловой репутации в сфере предпринимательской и экономической деятельности). Кроме того, действующее законодательство не исключает возможности рассмотрения вопросов, касающихся данных нематериальных благ, в третейском суде, спорящие стороны могут прибегнуть к его услугам.

Действующий ГК РФ устанавливает особый гражданско-правовой способ защиты деловой репутации граждан и юридических лиц. Статья 152 ГК РФ наделяет каждого гражданина правом требовать по суду опровержения порочащих его деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Частью 7 этой же статьи предусмотрено право юридических лиц на защиту их деловой репутации по правилам, применяемым для защиты соответствующей репутации гражданина.

По общему правилу гражданско-правовая ответственность за посягательства на указанные нематериальные личные блага наступает при одновременном наличии трех условий: 1) факт распространения сведений; 2) порочащий характер этих сведений и 3) несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.

Под распространением сведений, порочащих деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио, телевидению и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем чтобы они не стали известными третьим лицам.

Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. Не соответствующие действительности сведения о болезнях гражданина (например, туберкулез, рак и др.) и физических недостатках, которые он якобы имеет, не могут быть опровергнуты по суду, так как они хотя и представляют собой измышления, способные вызвать тяжелые моральные переживания, но не влияют на формирование общественного мнения о человеке. Исключение составляют лишь случаи упоминания о болезнях, возникающих преимущественно вследствие развратного поведения [15.18].

Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют деловую репутацию гражданина либо юридического лица.

Рассматривая дела данной категории, суды общей юрисдикции вправе и обязаны обеспечивать должное равновесие при использовании конституционного права на защиту чести и достоинства, с одной стороны, и права на свободу слова - с другой. В каждом конкретном случае возникает необходимость тщательно исследовать текст и определить, соответствуют ли действительности содержащиеся в нем сведения; наносят ли они вред деловой репутации; допустимо ли распространение таких сведений в свободной дискуссии и возможно ли их опровержение по суду. При этом оценка текста, ставшего предметом спорных отношений, обычно дается по собственному лексическому опыту судей или к участию в деле привлекаются эксперты. Следует отметить, что применение лингвистической экспертизы в судах при рассмотрении дел данной категории приобретает все больший характер.

В соответствии с п. п. 1 и 7 ст. 152 ГК РФ юридическое лицо (предприниматель) вправе требовать по суду опровержения сведений, порочащих его деловую репутацию. При этом законом не предусмотрено обязательное предварительное обращение с таким требованием к ответчику, в том числе и в случае, когда иск предъявлен к редакции средства массовой информации, в котором были распространены указанные сведения.

При удовлетворении иска в судебном решении должно быть изложено, какие именно распространенные порочащие сведения не соответствуют действительности, когда и каким способом они были распространены. В резолютивной части решения должны быть указаны способы опровержения. Если порочащие сведения были распространены в СМИ, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. В решении суд может изложить текст опровержения, определить срок, в течение которого оно должно последовать. При распространении порочащих сведений иным способом порядок их опровержения устанавливается судом с учетом содержания этих сведений, места распространения и других заслуживающих внимания обстоятельств. Если порочащие сведения содержатся в документе, исходящем от организации, суд в случае удовлетворения иска обязывает ответчика заменить такой документ или отозвать его. В случае удовлетворения заявленного истцом требования о возмещении материального и морального ущерба в решении указывается взыскиваемая с ответчика сумма.

Решение суда подлежит обязательному исполнению. Если решение суда не выполнено, суд вправе наложить на нарушителя штраф, взыскиваемый в доход государства. Уплата штрафа не освобождает нарушителя от обязанности выполнить предусмотренное решением суда действие.

Вывод: Необходимо отметить, что основным способом защиты чести, достоинства и деловой репутации является именно судебный порядок. Именно суд является тем государственным органом, который в силу представленных ему законом полномочий может вынести справедливое решение, построенное на основе принципов законности, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состоятельности и равноправия сторон, гласности разбирательства дела.

Информация о работе Защита деловой репутации предпринимателя