Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:41, лекция

Описание

Родиной движения в защиту прав потребителя является Америка. С 60-х годов ХХ века это движение распространилось из США во многие страны Европы. Оно играет огромную роль как в бизнесе, так и в политике. Термин "консьюмеризм" означает "движение в защиту прав потребителей".

Работа состоит из  1 файл

Права потребителей.doc

— 274.00 Кб (Скачать документ)

* цена и условия приобретения товара (работ, услуг);

* правила и  условия эффективного и безопасного  пользования товарами (работами, услугами);

* место нахождения (юридический адрес) изготовителя (исполнителя, продавца) и место  нахождения организации, уполномоченной  на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара (работы);

* информацию  о сертификации товаров (работ,  услуг), подлежащих обязательной  сертификации. Предусмотрена конкретная  форма, такой информации: маркировка  знаком соответствия, данные о номере сертификата, сроке его действия и органе, его выдавшем;

* информацию  о правилах продажи товаров  (выполнения работ, оказания услуг).

Информация  о продуктах питания помимо вышеуказанной  должна содержать в себе:

* сведения о  составе продукта (в том числе перечень использованных в процессе его изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок);

* сведения о  весе или объеме продукта;

* калорийность  продукта;

* содержание  в продукте вредных для здоровья  человека веществ (сравнительно с обязательными требованиями стандарта);

* противопоказания  для применения при отдельных  видах заболеваний (перечень таких  товаров (работ, услуг) утверждается  Правительством Российской Федерации);

* при упаковке  или расфасовке продуктов питания  на территории РФ они снабжаются информацией о месте их изготовления.

Если при  определенных условиях возможна потеря каких-либо потребительских свойств  продукта питания (например, хранение во влажном месте), то на упаковке товара указываются правила его хранения "Хранить в сухом месте" и способ восстановления свойств (например, на упаковке готовых завтраков "Подушечки", "Хлопья" и т. д. указывается следующая информация: "В случае потери хрустящих свойств продукт рекомендуется подсушить").

Важное значение как один из способов информирования имеет правильное, доступное и красочное оформление витрин. Например, в витринах магазина, ателье выставляются образцы только тех товаров, которые имеются в продаже или изготавливаться в организации. Каждый образец снабжается четко оформленным ярлыком и ценником. Прейскуранты цен на товары или услуги должны висеть на видном месте. По мере необходимости и с учетом сезона витрины обновляются. Витрины должны быть оборудованы в соответствии с установленными требованиями и обеспечены средствами, предупреждающими запотевание или обледенение стекол. В вечернее время витрины должны быть хорошо освещены. Образцы товаров, находящиеся в витринах, могут быть проданы по требованию покупателя. Образцы товаров, используемые как элемент композиционного оформления витрин или являющиеся инвентарем организации, ярлыками и ценниками не оформляются и продаже не подлежат.

11. Ответственность  за ненадлежащую информацию

 

Закон "О защите прав потребителей" не только обязывает продавца (изготовителя, исполнителя) предоставлять потребителю информацию как о себе так и о товарах, работах, услугах, но и устанавливает ответственность за нарушение этих обязанностей. Ст. 12 Закона устанавливает следующие виды ненадлежащей информации:

* недостоверная,  то есть такая, которая не соответствует действительности;

* недостаточно  полная информация, то есть информация, которая не позволяет потребителю  сделать правильный выбор необходимого  товара (работы, услуги) либо которая  не позволяет ему использовать  этот товар по назначению.

За предоставление недостоверной или недостаточно полной информации потребителю наступает  ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) согласно ст. 12 Закона.

Если были нарушены права потребителя в части  непредоставления информации, а он приобрел товар (работу, услугу), не обладающий необходимыми потребителю свойствами, потребитель имеет право расторгнуть договор, потребовать возмещения убытков, а также возвратить товар (выполненную работу) изготовителю (исполнителю, продавцу).

Если из-за отсутствия информации (отсутствует инструкция по сборке, нет правил пользования) потребитель не может использовать товар (работу, услугу) по назначению, он вправе потребовать предоставления ему информации в разумно короткий срок. Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, то потребитель имеет право возвратить товар продавцу и потребовать возмещение убытков.

В случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу  потребителя из-за недостоверной  или недостаточно полной информации потребитель вправе требовать от изготовителя (исполнителя, продавца) возмещения вреда, предусмотрено ст. 14 Закона. Если вред причинен природным объектам (земле, деревьям, кустарникам и т. д.), находящимся в собственности потребителя, он также вправе потребовать также полного возмещения ущерба.

Если из-за недостоверной  или недостаточно полной информации проявились вышеуказанные последствия  позднее, то потребитель вправе обратиться в суд и требовать возмещения убытков. Рассматривая такие споры, суд должен исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).

 

12. Права потребителя в случае приобретения товара с недостатками

 

Глава II Закона "О защите прав потребителей" рассматривает  права потребителя при продаже ему товаров. В частности, ст. 18 Закона указывает на последствия продажи потребителю товара ненадлежащего качества. Однако в преамбуле к закону и тексте статьи не разъясняется, что подразумевается под "ненадлежащим качеством" товара. Поэтому можно предположить, что это товар, в котором есть недостатки или существенные недостатки.

Под недостатками понимается "несоответствие товара стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к  качеству товара".

Недостатки  могут быть двух типов: явные, которые обнаруживаются при принятии, осмотре товара, и скрытые, которые выявляются лишь только в процессе эксплуатации, хранения или употребления товара.

В порядке исключения следует отметить, что если продавец указал потребителю на явные и  скрытые недостатки товара при покупке, то потребитель не имеет права воспользоваться положениями ст. 18 закона.

Однако если потребитель приобрел товар ненадлежащего  качества и это не было оговорено  продавцом, он имеет право по своему выбору предъявить одно из нижеуказанных требований:

* безвозмездного  устранения недостатков товара  или возмещения расходов на  их устранение потребителем или  третьим лицом;

* соразмерного  уменьшения покупной цены;

* замены на  товар аналогичной марки (модели, артикула);

* замены на  такой же товар другой марки (модели, артикула);

* расторжение  договора купли-продажи.

При этом потребитель  обязан возвратить продавцу товар с  недостатком, а также потребовать  полного возмещения убытков, причиненных  некачественным товаром.

Что касается технически сложных товаров, потребитель имеет право предъявить продавцу только требования, указанные под № 1 и 2. Остальные же требования потребитель предъявляет только при обнаружении в товаре существенных недостатков. Перечень таких товаров утверждается Правительством Российской Федерации.

В отношении  товаров, реализуемых через комиссионные магазины, требования потребителя об устранении недостатков товара или  возмещении расходов на исправление  недостатков и о замене товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) удовлетворяются только с согласия продавца. Потребитель имеет возможность выдвинуть иные требования: о соразмерном уменьшении покупной цены, о замене товара на такой же товар другой марки (модели, артикула), о расторжении договора купли-продажи. Такие требования подлежат удовлетворению на общих основаниях, как и при покупке не в комиссионном магазине.

По тем товарам, на которые установлены сроки  годности, потребитель вправе по своему выбору предъявить следующие требования: о замене товара или о возврате уплаченной за него суммы (п.4 ст.18 Закона). Эти требования предъявляются только продавцу и лишь в случае, если недостатки обнаружены в пределах срока годности.

Основным условием для удовлетворения требований потребителя  является предъявление им товарного или кассового чека, а в отношении товаров, на которые установлены гарантийные сроки, - технического паспорта или иного заменяющего его документа.

Закон возлагает  обязанность на продавца выдавать товарный чек или иной документ, удостоверяющий факт и время покупки товара у определенного продавца.

"Доставка  крупногабаритного товара и товара  весом более пяти килограммов  для ремонта, уценки, замены и  возврат их потребителю осуществляется  силами и за счет продавца (изготовителя) или организации, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним" (п.6 ст.18 Закона). Это значит, что выше указанные лица должны обеспечить подготовку купленного товара к упаковке, транспортировке, погрузке, разгрузке, перевозке до места, указанного потребителем. Потребитель имеет право на документальное оформление принятия товара к перевозке. Это могут быть накладная, договор перевозки, квитанция и т. п. Стоимость доставки или возврата товара определяется согласно документу, выданному транспортной организацией, или на основе расценок данной местности (например, за один километр - 7 рублей). На основании договора между потребителем и продавцом (изготовителем) доставка и возврат товара могут осуществляться силами потребителя, а расходы потребителю оплачивают продавец (изготовитель) или организация, выполняющая их функции.

 

13. Сроки  предъявления потребителем требований  в отношении недостатков товара. Замена товара ненадлежащего  качества

 

Для устранения недостатков в товаре Законом  устанавливаются разные сроки. Срок исчисляемый годами, истекает в соответствующие год, месяц и число (например, 20 июля 2001 г.). Если срок исчисляемого месяца приходится на такой месяц, в котором нет соответствующей даты, то срок считается истекшим в последний день этого месяца. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Нерабочими днями по трудовому законодательству РФ являются выходные и праздничные дни. Так, например, если срок заканчивается 12 июня, то он переносится на следующий день.

Ст. 19 Закона определяет сроки устранения недостатков в  купленном товаре.

Если недостатки товара проявились в течение гарантийного срока или срока годности, установленных  изготовителем, то потребитель имеет  право на устранение этих недостатков.

Если же гарантийный  срок или срок годности не установлены, потребитель имеет право предъявить свои требования в течение шести  месяцев с момента покупки  товара, а в отношении недвижимости - в течение двух лет с момента  ее приобретения.

По окончании  сроков, указанных в п.1 ст.19 Закона, потребитель вправе предъявить требования о безвозмездном устранении недостатков  товара или о возмещении расходов на устранение недостатков товара в  отношении существенных недостатков, допущенных по вине изготовителя, если эти недостатки обнаружены в течение срока годности, а если срок годности не установлен, - в течение 10 лет с дня передачи товара потребителю. Если требования потребителя не удовлетворяются в течение 20 дней с момента их предъявления, то потребитель имеет право предъявить требования, установленные п. 3 ст.18 Закона, т. е. соразмерное уменьшение покупной цены товара или замена товара на такой же товар другой марки (модели, артикула).

На комплектующие  детали технически сложного товара могут быть установлены тоже гарантийные сроки. Гарантийный срок на комплектующие изделия исчисляются в том же порядке, что и на основной товар, он не может быть меньше чем на основной товар.

Недостатки, выявленные в товаре, устраняются изготовителем (продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца), в течение 20 дней с момента предъявления соответствующего требования потребителем (п.1 ст.20 закона).

Согласно п.2 ст. 20 и п.1 ст. 21 Закона на период устранения недостатков, ремонта или замены товаров длительного пользования по требованию потребителя ему должны предоставить аналогичный товар в безвозмездное пользование с бесплатной доставкой. При предъявлении этого требования потребителем изготовитель (продавец) обязаны в семидневный срок предоставить потребителю аналогичный товар на период ремонта. Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 8 октября 1993 г. № 995 установлен перечень товаров длительного пользования, на которые это требование не распространяется. К такой группе товаров относятся:

* автомототранспортные  средства (кроме автомототранспортных  средств, приобретенных инвалидами  с разрешения органов социальной  защиты населения РФ);

* мебель;

* электробритвы;

* электрощипцы  для завивки волос;

* электрофены;

* медицинские  электрорефлекторы;

* электрогрелки,  электробинты, электропледы, электроодеяла;

* электробытовые  приборы, используемые для термической  обработки продуктов и приготовления  пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи,  тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели детского питания и др).

В случае устранения недостатков в товаре гарантийный  срок продлевается на время, когда товар  не эксплуатировался. При устранения недостатков комплектующего изделия  или составной части товара гарантийный  срок на новое комплектующее изделие и составную часть исчисляются со дня получения потребителем товара из ремонта ( п. 4 ст. 20 Закона).

Требования  о замене товара (ст. 21 Закона) удовлетворяются  продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя), на основании договора с ними в течении 7 дней с момента предъявления такого требования. Если возникает необходимость дополнительно проверить качество товара, то срок увеличивается до 20 дней.

Если в день обращения потребителя аналогичный  для замены товар отсутствует, он тогда заменяется в течение 1 месяца со дня предъявления указанного требования.

В районах Крайнего Севера и других районах сезонного  завоза, если отсутствует товар в  момент заявления потребителя об обмене это требование подлежит удовлетворению в срок, необходимый для очередной доставки товара. Это происходит только в том случае, если необходимый для замены товар отсутствует в день обращения потребителя.

Информация о работе Защита прав потребителей