Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:41, лекция

Описание

Родиной движения в защиту прав потребителя является Америка. С 60-х годов ХХ века это движение распространилось из США во многие страны Европы. Оно играет огромную роль как в бизнесе, так и в политике. Термин "консьюмеризм" означает "движение в защиту прав потребителей".

Работа состоит из  1 файл

Права потребителей.doc

— 274.00 Кб (Скачать документ)

* выдавать разрешения на право выброса, сброса и размещения вредных веществ;

* устанавливать  по согласованию с органами  санитарно-эпидемиологического надзора  нормативы выбросов, сбросов вредных  веществ стационарными источниками  загрязнения окружающей природной среды;

* назначать  государственную экологическую  экспертизу, обеспечивать контроль  за выполнением ее заключения;

* привлекать  виновных лиц к административной  ответственности, направлять материалы  о привлечении их к административной  или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека;

* принимать  решения об ограничении, приостановлении,  прекращении работы предприятий,  сооружений, иных объектов и любой  деятельности, причиняющей вред  окружающей природной среде и  несущей потенциальную опасность  для здоровья человека.

Решения, вынесенные органами экологического контроля и должностными лицами, можно обжаловать в суде или арбитражном суде.

Статьей 44 Закона предусмотрена защита прав потребителей органами местного самоуправления. МАП  РФ разработало методические рекомендации для органов местного самоуправления по организации защиты прав потребителей. Органы по защите прав потребителей являются структурным подразделением местной администрации и обладают следующими полномочиями:

* рассматривают  жалобы потребителей и консультируют  их по вопросам защиты прав потребителей;

* анализируют  договоры, заключаемые продавцами (изготовителями, исполнителями) с потребителями,  для выяснения условий, ущемляющих  права потребителей;

* извещают федеральные  органы исполнительной власти, осуществляющие  контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), при обнаружении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, опасных для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды;

* приостанавливают  или прекращают продажу товаров  (выполнение работ, оказание услуг) не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно;

* защищают права  потребителей (неопределенного круга  потребителей) путем обращения в суды.

Органа по защите прав потребителей при местной администрации  создаются по постановлению главы  местной администрации, которым  назначается и руководитель этих органов.

 

22. Общественные  организации по защите прав  потребителей

 

Общественная  защита прав потребителей осуществляется общественными объединениями потребителей, которые создаются по территориальному признаку (районные, городские, областные и т. д.), а также с учетом конкретного интереса группы потребителей.

Общественные  объединения потребителей осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях" и их уставами. Общественное объединение - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Деятельность общественных объединений потребителей основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности, они свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. Деятельность общественных объединений потребителей гласная, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступна.

Общественное  объединение потребителей (их ассоциации, союзы) функционируют на основании устава, утверждаемого на съезде (конференции) или общим собранием членов объединения. В уставе общественного объединения потребителей находят отражение:

1. название, цели  общественного объединения, его  организационно-правовая форма;

2. структура  общественного объединения, руководящие  и контрольно-ревизионные органы  этого объединения, территория, где  осуществляет оно свою деятельность;

3. условия и  порядок членства объединения,  права и обязанности его членов;

4. компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

5. порядок внесения  изменений и дополнений в устав  объединения;

6. источники  формирования денежных средств и иного имущества объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

7. порядок реорганизации  и (или) ликвидации общественного  объединения.

Кроме этого  в уставе общественного объединения  потребителей может присутствовать описание символики (эмблема, флаг, вымпел и др.) данного объединения. Символика подлежит государственной регистрации и учету в порядке, установленном законодательством РФ.

Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) определены ст. 45 Закона. Данная статья устанавливает следующие полномочия общественных объединений потребителей:

* участвовать  в разработке требований к  безопасности товаров (работ,  услуг), а также стандартов, устанавливающих  обязательные требования в этой области, проектов законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

* проводить  независимую экспертизу качества  и безопасности товаров (работ,  услуг);

* проверять  соблюдение прав потребителей  и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, участвовать по поручению потребителей при проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;

* вносить в  федеральные органы исполнительной  власти, организации предложения  о мерах по повышению качества  товаров (работ, услуг), снятию  с производства, изъятию из оборота  товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;

* участвовать  совместно с федеральными органами  исполнительной власти в осуществлении  контроля за применением регулируемых  цен;

* вносить в  органы прокуратуры и федеральные  органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (работ, услуг), несоответствующих установленным требованиям к безопасности и качеству товаров (работ, услуг), а также в нарушении прав потребителей, установленных законами и иными правовыми актами РФ;

* обращать в  органы прокуратуры с просьбами  принести протесты о признании  недействительными актов федеральных  органов исполнительной власти, актов органов исполнительной  власти субъектов РФ и актов  органов местного самоуправления, противоречащих законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей;

* обращаться  в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

В Тульской области  уже несколько лет действуют  несколько общественных объединений потребителей среди них и областная общественная организация по защите интересов потребителей - Тульское общество потребителей (ТОП). ТОП - некоммерческая, неполитическая организация, целью которой является защита прав граждан как потребителей товаров (работ, услуг) в Тульской области. Деятельность этой организации направлена не только на обеспечение соблюдения прав потребителей, но также и на внушение людям осознания их роли в становлении гражданского общества, цивилизованного рынка, личной ответственности каждого за позитивные социальные перемены без применения насилия. В качестве основных принципов деятельности ТОП провозглашены "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей" ООН, а также - действовать исключительно в интересах потребителей, быть не причастными к продвижению коммерческих и партийно-политических дел, не принимать никаких объявлений коммерческого назначения в своих публикациях, быть независимыми, то есть не допускать, чтобы независимость наших акций и мнений подвергалась влиянию или ограничению из-за получения субсидий. Специалисты ТОП безвозмездно консультируют своих членов, граждан с низким достатком и пожилых людей. Во взаимосвязи с государственными органами по защите прав потребителей члены ТОП делают все возможное, чтобы законодательство РФ по защите прав потребителей проводилось в жизнь на территории Тульского региона. ТОП оказывает методическую помощь объединениям потребителей по месту жительства, работы, учебы, по интересам, отдельным активистам, работающим в области защиты прав потребителей, а также тем, кто собирается приобщиться к этой деятельности. Специалисты ТОП проводят семинары в увлекательной диалоговой форме, часто с использованием фактического материала слушателей.

Во многих общественных объединениях потребителей работают юристы, оказывающие помощь гражданам по вопросам, связанным с защитой прав потребителей. Они дают советы, оказывают практическую помощь при составлении документов, а если произойдет юридический конфликт между потребителем изготовителем (исполнителем, продавцом), то будут отстаивать ваши интересы в суде. Общественное объединение потребителей, где работает юрист, должно иметь лицензию на право юридической деятельности.

 

23. Административная  ответственность

 

Законодательство  о защите прав потребителей - это целая система и группа нормативных актов, законов, постановлений правительства, регулирующие отдельные сферы потребительского законодательства.

В современном  законодательстве РФ уделяется большое  внимание юридической ответственности  продавца, изготовителя, исполнителя за нарушение прав потребителя. От наиболее существенных нарушений потребителей защищает административное, гражданское и уголовное законодательство.

Основанием  для ее возникновения административной ответственности является административное правонарушение. Элементами административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

КоАП РСФСР  указывает, что мера ответственности  за административное правонарушение выражается в административном взыскании. Административное взыскание применяется в целях:

* воспитания  лица, совершившего административное  правонарушение;

* предупреждения  совершения им новых правонарушений;

* предупреждение  совершения правонарушений другими  лицами. (ст. 23 КоАП РСФСР).

Ст. 24 КоАП РСФСР  называет виды административных взысканий. Некоторые из них налагаются за нарушение  прав потребителей. Чаще всего это:

* предупреждение, которое выносится в письменной  форме или иными способами;

* штраф - денежное  взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и пределах предусмотренных законодательством. Штраф может устанавливаться в пределах от 1/10 до 100 минимальных размеров оплаты труда; до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества; в размере незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения. В исключительных случаях штраф может быть установлен в большем размере;

* конфискация,  которая состоит в принудительном  безвозмездном обращении предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, в собственность государства.

Глава 12 КоАП РСФСР  непосредственно затрагивает интересы потребителя и определяет ответственность  за административные правонарушения в  области торговли и финансов.

В зависимости  от совершенного правонарушения назначается  и мера административного взыскания. Так, ст. 146 указывает, что за нарушение  правил торговли влечет наложение штрафа от 3 до 25 минимальных размеров оплаты труда.

Согласно ст. 146.3. незаконная торговля товарами и иными предметами, реализация которых запрещена или ограничена, наказывается штрафом от 3 до 100 минимальных размеров оплаты труда.

Согласно ст.146.4. продажа товаров, не соответствующих  требованиям стандартов, техническим  условиям и эталонам качества, комплектности и упаковки, всеми предприятиями торговли, независимо от формы собственности, карается наложением штрафа от 3 до 25 минимальных размеров оплаты труда, а при реализации продовольственных товаров с нарушением санитарных правил или без сертификата налагается штраф от 5 до 100 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров или без таковой.

Согласно ст. 146.5.; 146.6. продажа товаров без документов и нарушение государственной  дисциплины цен караются наложением штрафа от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.

Продаже подакцизных  товаров без маркировки марками  установленных образцов влечет наложение  штрафа от 10 до 100 минимальных размеров оплаты труда, но эти же действия, совершенные  руководителями или должностными лицами, осуществляющими продажу подакцизных товаров без маркировки, могут повлечь штраф от 100 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией немаркированного товара ( ст. 146.7.).

При обмане потребителя  в небольшом размере, то есть ущерб, причиненный потребителю, не превышает 1/10 части минимального размера оплаты труда, вступает в силу ст. 150.3., согласно которой на нарушителя налагается штраф от 1 до 30 минимальных размеров оплаты труда.

Взыскание за административное правонарушение применяется только к лицу, его совершившему. Только лишь при наличии состава административного правонарушения лицо привлекается к административной ответственности. Взыскание налагается в точном соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

 

24. Гражданско-правовая ответственность

 

Гражданское законодательство и Закон РФ "О защите прав потребителей" действуют в комплексе и дополняют  друг друга. Основное регулирование  отношений между потребителем, продавцом, изготовителем и исполнителем все-таки осуществляется нормами гражданского законодательства. Конституционная норма о гарантиях судебной защиты прав и свобод граждан (ст.46 Конституции РФ) применительно к гражданскому законодательству конкретизирована положениями ст. 11 ГК РФ, предусматривающими защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав судом, в соответствии с нормами о подведомственности.

Информация о работе Защита прав потребителей