Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 09:47, курсовая работа

Описание

Основная цель курсовой работы состоит в анализе действующего в Российской Федерации законодательства о защите прав потребителей и соотнесения с отраслевым законодательством, прежде всего, гражданским.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть стратегические цели и задачи национальной политики в сфере защиты прав потребителей.

2. Провести анализ законодательства о защите прав потребителей.

3. Охарактеризовать гражданско-правовые средства защиты прав потребителей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Законодательство РФ о защите прав потребителей

Глава 2. Основные права потребителя

2.1. Право на безопасность товаров, жизни и здоровья потребителей ……………………………………….……………………………………………14

2.2.Право потребителя на информацию………………………………....15

2.3 Право поторебителя на просвящение………………………………..17

Глава 3. Права потребителей при покупке товаров ненадлежащего качества

3.1Право требовать возмещения расходов на исправление недостатков потребителем или третьим лицом………………..…………………………….21

3.2 Соразмерное уменьшение покупной цены………………………….22

3.3 Замена товара на товар аналогичной марки (модели,артикуля)…..23

Глава 4. Права потребителя при заключении договора на оказание услуг

Глава 5. Органы защиты прав потребителя

Глава 6. Право потребителя на судебную защиту

Заключение………………………………………………………………..50

Список использованной литературы…………………………………….52

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ГП.doc

— 402.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание: 

     Введение…………………………………………………………………….3

     Глава 1. Законодательство РФ о защите прав потребителей

     Глава 2. Основные права потребителя

     2.1. Право на безопасность товаров, жизни и здоровья потребителей                                  ……………………………………….……………………………………………14

     2.2.Право потребителя на информацию………………………………....15

     2.3 Право поторебителя на просвящение………………………………..17

     Глава 3. Права потребителей при покупке товаров ненадлежащего качества

     3.1Право требовать возмещения расходов на исправление недостатков потребителем или третьим лицом………………..…………………………….21

     3.2 Соразмерное уменьшение покупной цены………………………….22

     3.3 Замена товара на товар аналогичной марки (модели,артикуля)…..23

     Глава 4. Права потребителя при заключении договора на оказание услуг

     Глава 5. Органы защиты прав потребителя

     Глава 6. Право потребителя на судебную защиту 

     Заключение………………………………………………………………..50

     Список использованной литературы…………………………………….52

 

Введение

 

      Актуальность темы курсовой работы. Национальная политика в сфере защиты прав потребителей заняла прочные позиции в социально-экономических преобразованиях, происходящих в стране. Она осуществляется в тесной взаимосвязи с общим курсом экономических и правовых реформ, институциональными преобразованиями, развитием конкуренции, а также с учетом их влияния на экономическое положение граждан на потребительском рынке товаров, работ, услуг.

      Тем самым политика в сфере защиты прав потребителей призвана в полной мере способствовать достижению стратегической цели социально-экономической программы Правительства Российской Федерации до 2010 г. - повышению уровня жизни населения.

      Национальная политика в сфере защиты прав потребителей основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей», иных федеральных законах и нормативных правовых актах, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

      Организационную основу государственной потребительской политики составляет сформированная в соответствии с законодательством национальная система защиты прав потребителей.

      С введением в действие в апреле 1992 г. Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее Закон) была создана правовая основа для формирования и реализации целенаправленной политики в этой сфере.

      За эти годы создано законодательство, гармонизированное с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ) и обеспечивающее защиту прав потребителей с учетом специфики отдельных секторов потребительского рынка товаров (работ, услуг).

      За прошедшие годы решены такие масштабные вопросы, как доведение до потребителей необходимой и достоверной информации о товарах, в том числе об импортных, на русском языке, формирование правил и обычаев делового оборота на базе освоения предпринимателями потребительского законодательства в торговле и при оказании ряда услуг, приведение договоров, в том числе и гарантийных талонов крупных отечественных и иностранных компаний в соответствие с требованиями российского потребительского законодательства. В основном решен вопрос с выдачей кассовых чеков и иных документов, подтверждающих покупку. Прочно вошло в практику досудебное разрешение споров между потребителями и иными рыночными контрагентами. Осуществляется экспертиза и сравнительное тестирование важнейших товаров народного потребления. Все более широкий размах приобретает работа по информированию и обучению населения основам потребительской культуры.

      В результате упрощенное понятие «защита прав потребителей», отождествляющее ее только с контролем соблюдения законных интересов потребителей, трансформировалось в национальную политику в сфере защиты прав потребителей. Реализация различных ее аспектов все более органично встраивается в деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей. Развивается конструктивное взаимодействие всех ветвей системы защиты прав потребителей.

      Основная цель курсовой работы состоит в анализе действующего в Российской Федерации законодательства о защите прав потребителей и соотнесения с отраслевым законодательством, прежде всего, гражданским.

      В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

      1. Рассмотреть стратегические цели и задачи национальной политики в сфере защиты прав потребителей.

      2. Провести анализ законодательства о защите прав потребителей. 

      3. Охарактеризовать гражданско-правовые средства защиты прав потребителей.

 

Глава 1. Законодательство РФ о защите прав потребителей

 

 Не только один Закон “О защите прав потребителя”1 входит в законодательство. Оно включает в себя целую группу нормативных актов, как законов, так и постановлений Правительства регулирующих отдельные сферы потребительского законодательства. Здесь переплетаются нормы различных отраслей права: государственного, административного, гражданского, уголовного. Перечень нормативных актов открывает Конституция РФ, где закрепляются права граждан на отдых, охрану здоровья, жилища, образования и т.д.2 Эти права имеют гарантии, так как созданы и функционируют государственные системы образования и здравоохранения, системы требований которые предъявляются к товарам, работам и услугам, обеспечивающих безопасность жизни потребителя, охрану окружающей среды, а также контроль и надзор за безопасностью товаров, работ и услуг. От наиболее существенных нарушений прав потребителей защищают нормы административного и уголовного законодательства. А именно в Уголовном кодексе впервые появилась статья, устанавливающая ответственность за обман потребителя.3 Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуги) или иной обман потребителя... (ст. 200 УК)

     Центральное место в регулировании отношений связанных с потребителем занимает гражданское законодательство, а именно нормы Гражданского Кодекса. В первой части ГК устанавливаются правовые основы участия граждан и организаций в гражданском обороте, определяются основные условия заключения гражданско-правовых договоров.4 В состав законодательства связанных с защитой прав потребителя входят нормативные акты разного правового уровня. Это Закон “О защите прав потребителей” и КоАП. Входят и иные правовые акты, это и указы президента и Постановления Правительства (например правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров)5. В таких актах законодательство всегда нуждается, так как отношения не стоят на месте, а постоянно развиваются и изменяются поэтому нужна постоянная корректировка. Нужно отметить так же, что в 1992 г. Постановлением6 “Об отмене ведомственных нормативных актов, регулирующих отношения в области прав потребителя”, установлено важнейшая гарантия в обеспечении защиты прав потребителя. Теперь только Правительство России имеет право принимать правила и инструкции регулирующие отношения с участием граждан-потребителей, и оно не вправе делегировать предоставленные ему права на принятие нормативных актов в этой сфере, Министерствам и ведомствам. В законодательстве можно выделить две группы нормативных актов, регулирующих по разному отношения. К первой группе можно отнести акты, где потребитель является непосредственным участником. К этой группе относятся нормативные акты которые закрепляют основные права потребителя на надлежащее качество товара, работ и услуг, их безопасность жизни и здоровья, в эту же группу входят акты регулирующие отношения в договорах купли-продажи, подряда, перевозки и так далее, эти же акты определяют последствия невыполнения договоров, или ненадлежащего исполнения, ответственность производителя работ, услуг, товаров и их продавца.

     Ко второй группе можно отнести акты которые регулируют деятельность государственных органов, которые в своей деятельности определяют, например, требования предъявляемые к товарам, работам, услугам, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителя, охрану окружающей среды, а так же осуществляют контроль и надзор за соблюдением этих требований. К ним прежде всего относятся Законы РФ “О страховании” “О сертификации продукции и услуг”, “О стандартизации”. Они определяют, например, важные для потребителя положения (виды нормативных документов, которые устанавливают требования к качеству товаров, услуг, обязательные требования к качеству товара, так же подлежат сертификации, то есть подтверждение качества товара поступающего в торговый оборот независимо от изготовителя установленными государственными стандартами, об ответственности производителя товаров, работ и услуг, продавцов за нарушение обязательственных требований к их качеству и правил об обязательной сертификации. Так же, в законодательство входят и действуют Законы РФ “Об антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур”, “О естественных монополиях”, а так же ряд других нормативных актов. Можно добавить, что Правительством еще в 1992 году было принято Постановление “О поэтапном введении обязательной сертификации товаров (работ, услуг)”.7 Так же был утвержден порядок подтверждения безопасности товара (работ, услуг) изготовителем (исполнителем, продавцом) товаров производимых в РФ и ввозимых на ее территорию. Здесь можно задать себе вопрос: При действии нескольких нормативных актов, какой имеет преимущественное значение? Согласно общим правилам ГК РФ имеет преимущественную силу при регулировании любых правоотношений в сфере гражданского оборота. В тоже время в ст.1 п. 1 Закона “О защите прав потребителя” сказано, что “отношения в области защиты прав потребителей регулируется ГК РФ, настоящим Законом и иными Федеральными Законами и правовыми актами”.

     Из статьи вытекает, что в дополнении к правам предоставленным ГК, гражданин-потребитель пользуется, так же правами предоставленными Законом “О защите прав потребителей”. Здесь можно сделать вывод, что ГК и рассматриваемый закон действуют в совокупности и дополняют друг друга. Что касается иных нормативных актов, Указов Президента и Постановлений Правительства, то эти документы принимаются в соответствии с ГК и настоящим законом, и не должны содержать норм, противоречащих ему. Например: Правительство принимает акты регулирующие отношения с участием потребителей в случаях определенно предусмотренных законными актами. Например, ст. 268 Закона (Правила отдельных видов договоров купли-продажи, а так же правила продажи отдельных видов товаров, утверждаются Правительством РФ). Правительство определило перечень товаров не подлежащих обмену в ст. 25 п.1, и т.д. Отсюда следует вывод, что основные положения закона служат базой для всех остальных нормативных актов, которые издаются для дополнения данного закона, детализирующие и конкретизирующие его положения. Для того чтобы правильно понять и применить законодательство нужно, во первых, определить круг лиц участвующих в отношениях с потребителем. Согласно закону потребителем который имеет намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых нужд) не связанных с извлечением прибыли, является гражданин РФ, иностранцы или лица без гражданства. Права перечисленных граждан законом защищаются одинаково. Закон, как следует из определения не распространяется на юридических лиц, к ним в частности применяются нормы общегражданского законодательства. Такой разный подход к защите прав граждан и юридических лиц можно объяснить тем, что юридические лица защищаются профессионалами (интересы предприятия защищают юристы, экономисты и т.д.). Потребитель такой поддержки не имеет и вынужден защищаться самостоятельно. В этом случае государство берет на себя обязанность защищать интересы потребителей. Закон считает потребителем не только гражданина, который приобретает товар, услугу, но и того, кто этим товаром, услугой пользуется. Потребителем может быть не только тот кто приобрел работу, услугу или товар, но и кто только собирается это сделать (например; зашли мы в магазин обратились к продавцу с просьбой показать товар, и мы в этом случае являемся потребителями). Товар, работа, услуга для личных бытовых нужд определяется как товар (работа, услуга) приобретенный для личных нужд не связанных с извлечением прибыли. Приобретенным товаром (работой, услугой) могут пользоваться и другие граждане на законных основаниях с непосредственного согласия его приобретателя, прежде всего члены семьи. В ГК определяется что, это товар (услуга), рассматривается как личное, семейное, домашнее не связанное с предпринимательской деятельностью9. Дальше в круге лиц следует изготовитель - организация, не зависимо от форм собственности, а так же индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям. Здесь сразу же надо сказать, что реализация товаров потребителю происходит не напрямую, а через торговые, оптовые предприятия, посредников. Если изготовитель сразу же реализует товар потребителю, то он будет считаться продавцом. Контрагентами потребителя могут выступать, как коммерческие организации, так и не коммерческие или иностранные юридические лица. Коммерческая организация- это организация для которой основной целью будет извлечение прибыли. Некоммерческая организация- не преследует цели извлечения прибыли, но может ее осуществлять если предусмотрено в их учредительных документах. Под предпринимательской деятельностью некоммерческой организации признается приносящее прибыль производство товаров и услуг отвечающим целям создания некоммерческой организации, а так же приобретение реализация ценных бумаг...10 Но нужно выделить общее для этих организаций, для занятия определёнными видами деятельности, они должны иметь лицензию. Другим контрагентом может быть индивидуальный предприниматель, действующий без образования юридического лица и занимающийся предпринимательской деятельностью. Согласно ГК гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К индивидуальному предпринимателю будут применяться правила которые регулируют деятельность коммерческих организаций. Из статьи следует, что товар должен производится для реализации потребителю, если он реализует товар (услуги) другому лицу, то такие отношения не подпадают под действие Закона “О защите прав потребителя”.

     Следующим является продавец - это организация независимо от форм собственности, а так же индивидуальный предприниматель реализующий товар по договору купли - продажи. Если товар получен в организации другим путём (по договору мены, подряда), то нормы законодательства к отношениям между сторонами приниматься не будут.

 И исполнитель - организация, которая выполняет работы или оказывает услуги потребителям на основе возмездного договора. Основными критерием является признак возмездности. Отношения потребителя и исполнителя возникают на основании заключаемых между ними договоров (перевозка, подряд).

     Роль закона имеет большое значение, потому что регулирует отношения, возникающие между потребителем, исполнителем, продавцом, показывает механизм правоотношений возникающих связанных с потребителем. А так же устанавливает права потребителя. 

 

       Глава 2. Основные права потребителя 

      Говоря об основных правах потребителя, нельзя не вспомнить речь Джона Кеннеди, где 15 марта 1962 президент США провозгласил 4 основных права потребителя: право на выбор, право на безопасность, право быть выслушанным, право на информацию. Затем в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН “Руководящие принципы защиты интересов потребителей” состоявшейся и принятой 9 апреля 1985 года, которая закрепила 8 основных прав потребителя добавив к вышеизложенным право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей, право на качество, право на возмещение ущерба. Почти все права нашли отражение в Российском законодательстве о защите прав потребителей. Потребитель имеет право на заключение договоров. В сегодняшнее время существуют такие договора как публичный, и договор присоединения. Публичный договор определяется как договор, заключенный с коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого кто к ней обратится11 (перевозка т/с общего пользования, услуги связи). Из статьи ГК видно, что все эти договора с участием граждан потребителей. Этот договор характеризует то, что с одной стороны выступает коммерческая организация, а с другой стороны физическое лицо или юридическое лицо, которое в данном договоре является потребителем товаров, работ, услуг. Но не каждая организация может быть признана субъектом публичного договора, а только та, которая специализируется на этом. Предметом такого договора выступает обязанность по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг. Для таких организаций характерно то, что они не вправе по своему усмотрению выбирать партнера, ни решать вопрос о заключении договора, они не могут отказаться от заключения публичного договора. Если все таки коммерческая организация пытается уклонится от заключения договора, то другая сторона вправе обратится в суд с требованием о понуждении заключить договор и взыскать убытки. Так же коммерческая организация не вправе отдавать предпочтение кому-либо из обратившихся к ней в отношении заключения договора за некоторым исключением (ветеранов войны, инвалидов, и других категорий лиц). Условия такого договора должны быть для всех одинаковы. Исключением может быть предоставление по закону льгот для отдельных категорий граждан (сотрудники МВД, военнослужащие)12. Согласно ГК Правительство может издавать правила, обязательные при заключении договоров, и их исполнении. Примером может служить Постановление Правительства РФ13. Такое Постановление соответствует договору. В нем устанавливаются правила продажи отдельных видов товаров; возьмем к примеру ст.15 ...в торговых предприятиях, осуществляющих продажу хлеба и хлебобулочных изделий в течении установленного времени работы, должны быть в продаже хлеб и хлебобулочные изделия в соответствии с ассортиментом и предусмотренным перечнем, в хлебном зале должны быть вывешены сведения об изготовителях, о сроках реализации, свойстве продукции. Суть состоит в том, чтобы предотвратить продажу потребителю товара ненадлежащего качества согласно с этими правилами, торговые предприятия обязаны проверять качество товара до отправки его в торговый зал. Запрещается реализация товаров не только ненадлежащего качества, но и товаров которые не имеют товарного вида, у которых истек срок годности и реализации, не имеют документации по качеству (сертификата). Вторым договором связанным с потребителем, является договор присоединения14. Условия такого договора определены одной из сторон в формулярах и могут быть приняты другой стороной не иначе, как путем присоединения к предложенному договору в целом. Договор присоединения выделяют две особенности: - договор т.е. его условия должны быть определены одной из сторон в формулярах и иных стандартных формах, - условия договора в соответствии определенным формам, могут быть приняты другой стороной не иначе, как путем присоединения к этим условиям. К такому виду относятся все виды договоров о продаже товаров, оказанию услуг для всех граждан потребителей.  

Информация о работе Защита прав потребителей