Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 09:47, курсовая работа

Описание

Основная цель курсовой работы состоит в анализе действующего в Российской Федерации законодательства о защите прав потребителей и соотнесения с отраслевым законодательством, прежде всего, гражданским.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть стратегические цели и задачи национальной политики в сфере защиты прав потребителей.

2. Провести анализ законодательства о защите прав потребителей.

3. Охарактеризовать гражданско-правовые средства защиты прав потребителей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Законодательство РФ о защите прав потребителей

Глава 2. Основные права потребителя

2.1. Право на безопасность товаров, жизни и здоровья потребителей ……………………………………….……………………………………………14

2.2.Право потребителя на информацию………………………………....15

2.3 Право поторебителя на просвящение………………………………..17

Глава 3. Права потребителей при покупке товаров ненадлежащего качества

3.1Право требовать возмещения расходов на исправление недостатков потребителем или третьим лицом………………..…………………………….21

3.2 Соразмерное уменьшение покупной цены………………………….22

3.3 Замена товара на товар аналогичной марки (модели,артикуля)…..23

Глава 4. Права потребителя при заключении договора на оказание услуг

Глава 5. Органы защиты прав потребителя

Глава 6. Право потребителя на судебную защиту

Заключение………………………………………………………………..50

Список использованной литературы…………………………………….52

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ГП.doc

— 402.50 Кб (Скачать документ)

      2.1. Право на безопасность товаров, жизни и здоровья потребителей

     Нужно отметить, что такой товар (работа, услуга) при обычных условиях использования, хранения, транспортировки и утилизации, должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, и не причинять вреда имуществу потребителя15. Такое большое значение праву потребителей на безопасность уделяется потому что, внедряются новые технологии в производство продуктов питания, использование разных синтетических заменителей и многое другое, повышают возможность причинения вреда потребителю.

     Закон направляет свои действия по защите права потребителя на безопасность товара, а именно осуществляет мероприятия по недопущению в оборот товаров (работ, услуг) могущие причинить вред потребителю, а так же мероприятия по предотвращению причинения вреда товарами (работами, услугами), которые уже реализуются потребителю. Такие требования содержатся, как я уже упоминал, в стандартах. В Законе “О стандартизации” указывается, что стандартизация -  это деятельность по установлению норм, правил и характеристики, в целях обеспечения: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья, имущества. Государственные органы, прежде всего федеральные органы по стандартизации и метеорологии, органы санитарно-эпидемиологического надзора осуществляют контроль за соблюдением этих требований. Другим препятствием поступления в продажу товаров могущим применить вред, является система сертификации16. В законе указано, что потребитель имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) при обычных условиях использования, хранения, транспортировки, были безопасны для жизни и здоровья потребителя, не причиняли вреда его имуществу и окружающей среде. Но, если взглянуть в область торговли, то мы видим, что через торговую сеть реализуется огромное количество фальсификационных товаров, которые наносят вред жизни и здоровью граждан, их имуществу. Поэтому сертификация - это процесс подтверждения уполномоченным государственным органом соответствия качества товаров требованиям стандартов. Нужно сказать, что Правительство РФ утверждает перечни товаров (работ, услуг) подлежащих обязательной сертификации, и такие товары не могут реализовываться без сертификации. Так же гарантией безопасности товара для жизни и здоровья, а так же имущества является то, что в необходимых случаях, изготовитель обязан разработать и указать в сопроводительной документации на товар, на этикетке, маркировкой или другим способом, специальные правила использования товара, его хранения и транспортировки, утилизации. Продавец обязан довести эти правила до сведения потребителя.

      2.2 Право потребителя на информацию.

     Лишь на основе достоверной и полной информации потребитель может выбрать товар (работу, услугу). Согласно закона, потребителю должна быть предоставлена достоверная информация о товарах (работах, услугах), об изготовителях (продавце, исполнителе), о порядке приобретения (услуг, работ). В общем смысле потребитель имеет право знать, что ему предлагается. Информация доводится в наглядной и доступной форме, на русском языке (может и на языках субъектов РФ). Информация должна содержать следующие сведения об изготовителе: - фирменное название организации позволяющее отличить его от других организаций. Наименование предприятия должно содержать указание на его организационно-правовую форму17; -юридический адрес, то есть все предприятия действующие на территории России проходят государственную регистрацию и на основании ее определяется место нахождения. Продавец (исполнитель, изготовитель) самостоятельно устанавливают режим работы предприятия (исключение составляют государственные и муниципальные предприятия). Вся эта информация о продавце (исполнителе) должна содержатся на вывеске предприятия. Так же информация об изготовителе должна содержатся в документах сопровождающих груз. Если деятельность продавца лицензирована, то он должен представить потребителю информацию о номере лицензии, сроке ее действия, и об органе ее выдавшем. Введение этого пункта в закон вытекает из того, что система лицензирования отдельных видов деятельности получила широкое распространение. Перечень лицензируемых видов деятельности указан в Постановлении Правительства18, а также другими постановлениями. Например, обязательному государственному лицензированию на сегодняшний день подлежат: банковская деятельность, международный туризм и т.д. В содержание информации о товарах входит предоставление достоверной информации обеспечивающей правильный выбор19. Эта информация содержится в технической документации прилагаемой к товарам (на этикетках). Продукты питания упакованные на территории РФ должны содержать сведения об изготовителе и месте их изготовления. Существуют отдельные способы доведения информации до потребителя, они могут устанавливаться Правительством “доведение до потребителя информации о происхождении алкогольной и табачной продукции”20. Следует так же обратится к Закону “О рекламе”, под ней подразумевается информация распространяемая любым способом о физ. и юрид. лицах, о товарах. ... Этот закон распространяется на рекламу всех услуг. Данный закон содержит такие понятия, как ненадлежащая реклама, недобросовестная, неэтичная, заведомо ложная, состоит из товаров которые не принято выставлять на показ, в которых допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения. Существуют особенности рекламы отдельных видов товаров (работ, услуг). Например: медицинские препараты без рецепта врача могут рекламироваться только в печатных изданиях предназначенных для медицинских и фармацевтический работников.

     Ст. 22 Закона требует от рекламопроизводителей и рекламораспростронителей требовать от рекламодателя, если его деятельность лицензирована, предоставления лицензии...

     Сразу же скажем, что закон устанавливает 2 вида ненадлежащей рекламы: недостоверная информации и недостаточно полная информация. Отсюда следует, что если потребитель в результате нарушения права на информацию приобрел товар (работу, услуги), не соответствующий его свойствам, он вправе возвратить товар продавцу и потребовать полного возмещения убытков. Или, если отсутствие информации повлекло невозможность использовать приобретенный товар (работу, услугу) по назначению потребитель вправе потребовать предоставление ему надлежащей информации в разумно короткий срок.

      2.3 Право потребителей на просвещение.

     Главной задачей является, то чтобы каждый человек знал как ему пользоваться этими правами. А для этого его нужно учить. Для реализации права на просвещение необходима целая система государственных мероприятий. Программа потребительского образования проходит через все ступени: начиная со школьной скамьи в отдельных программах, и после окончания школьной программы, в постоянных печатных изданиях, программах на телевидении. В средних и высших учебных заведениях. На сегодняшний день система информирования потребителей через средства массовой информации успешно развивается. Имеют популярность такие издания как газета “Известия - Экспертиза”, рубрики в Аргументах и Фактах, Куранты, специальный журнал “Сырое”. Так, что развитие системы потребительского образования имеет будущее, и закрепление ее в Законе “О защите прав потребителя” будет способствовать ускорению этого процесса.

 

      Глава 3. Права потребителей при покупке товаров ненадлежащего качества

Потребитель имеет право на получение товара, качество которого соответствует договору, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется, соответствующий требованиям стандартов, имеет так же право на безопасность товара, на соответствие товара представленной информации. Если потребителю был продан товар ненадлежащего качества, Закон устанавливает и предусматривает последствия выраженные в требованиях покупателя к другой стороне. Но вообще, недостатки бывают явные, когда скажем прямо кидается в глаза (например, при примерке, при осмотре товара). Скрытые недостатки проявляются в основном в процессе эксплуатации. При продаже, продавец должен, если знает о недостатке товара оговорить это с покупателем, в случае если этого не произошло потребитель вправе предъявить любое требование к продавцу из указанных ниже: - безвозмездное устранение недостатка товара или возмещения расходов на их устранение потребителем или третьим лицом, соразмерное уменьшение покупной цены, замены на товар аналогичной модели (марки, артикула), замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены, расторжение договора купли-продажи, но при этом он обязан возвратить товар с недостатками. Так же, он вправе потребовать полного возмещения убытков при продаже ему товара ненадлежащего качества. Следует иметь в виду, что в ГК существуют нормы общие, свойственные купле-продаже и нормы розничной купли-продажи. Отсюда следует, что общие нормы о договоре купли-продажи могут применяться и к отдельным видам договоров (поставка, розничная купля-продажа)21. А вот в договоре купли-продажи, где участвует гражданин, покупатель, не урегулирован ГК, и в этом случае применяются законы о защите прав потребителя.22 Таким образом, к розничной купле-продаже применяются: специальные нормы ГК, ЗоЗПП, общие нормы купли-продажи.

     Потребитель имеет право выбрать любое требование, а именно требовать безвозмездно устранить недостатки товара. Это требование потребитель может предъявить продавцу, изготовителю, либо организациям выполняющие их функции на основании договора. Недостатки устраняются путём ремонта товара, заменяются вышедшие из строя, детали, агрегаты и т.д. В этом случае потребитель не оплачивает ремонт товара. Обязанность изготовителя (продавца) устранить недостаток подкреплен тем, что последний имеет материально-техническую базу для этого. Аналогичная норма указана и в договоре розничной купли-продажи23, но есть условие, которое говорит, что безвозмездное устранение в отличии от общих положений о купле-продаже, должно быть произведено незамедлительно. В отношении случаев ремонта товаров длительного пользования, Законом устанавливается дополнительная обязанность продавца (изготовителя) за свой счёт безвозмездно предоставить потребителю на всё время ремонта аналогичный товар. Постановление Правительства24 исключает некоторые товары длительного пользования на которые не распространяются требования потребителя о немедленном безвозмездном предоставлении ему на время ремонта аналогичного товара.

     Если потребитель приобрёл товар в комиссионном магазине с недостатками, то такой потребитель не вправе настаивать на удовлетворении требования об устранении недостатка товара. Так на товары купленные в комиссионном магазине, требование об устранении недостатков может быть удовлетворено только лишь с согласия продавца. При том на технически - сложные товары купленные в комиссионном магазине распространяется правило о наличии существенного недостатка.

     Потребитель вправе предъявить это требование с момента обнаружения. На основании Закона, такие недостатки должны быть устранены в течении 20 дней со дня предъявления требования потребителя. За просрочку удовлетворения этого требования предусмотрена неустойка (пеня).25 Так если не выполняются требования потребителя о предоставлении ему на время ремонта аналогичного товара продавцом (изготовителем), то они на основании договора, устанавливают неустойку в размере 1 % цены товара за каждый день просрочки. Гарантийный срок продлевается на период, в течении которого товар не использовался потребителем. Период этот устанавливается со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков по день выдачи товара потребителя после его устранения.26 Если во время ремонта в товаре была заменена какая-либо деталь, то гарантийный срок на эту деталь исчисляется заново, ну а гарантийный срок на товар в целом продлевается.27

3.1 Право требовать возмещения расходов на исправление недостатков потребителем или третьим лицом.

 

     Такое требование возникает у потребителя в том случае, если продавец (изготовитель) отказались произвести ремонт, либо произвели его в не установленный срок. Такое требование вытекает из того, что потребитель может сам устранить недостатки товара (купить деталь и заменить ее на неисправную) или прибегнуть к помощи 3 лица, оплатив соответствующие услуги. Третье лицо - это гражданин предприниматель или предприятие, которому потребитель поручает исправление недостатков. Например, за несколько часов до Нового Года, выходит из строя телевизор, потребитель сам устраняет недостатки или просит сделать это своего соседа разбирающегося в этом. После этого потребитель может потребовать возмещения своих расходов если он их понес в связи с исправлением недостатка товара. Для того, чтобы требование о возмещении расходов на устранение было обоснованным необходимо, чтобы в товаре действительно имелся недостаток и только в связи с этим недостатком возникли расходы. Размер подлежащих возмещению расходов должен соизмерятся с необходимой по устранению недостатков работой и стоимостью товара. Факт недостатка в товаре может быть подтвержден свидетельскими показаниями или экспертным исследованием. Устранение недостатка должно быть подтверждено потребителем документально (чек на приобретение запчастей и материалов, квитанция на оплату ремонта в организации по ремонту). Если, это был частный мастер, то он сам может подтвердить факт уплаты денег потребителем. В отношении организаций нужно сказать, что здесь должны быть исключены организации по ремонту созданные предприятием изготовителем (продавцом ) или осуществляющим такие функции на основании договора (с изготовителем, продавцом). Гарантийный ремонт не должен рассматривается как самостоятельная услуга, ведь она тоже является способом восстановления права потребителя на получение качественного товара.  

      3.2 Соразмерное уменьшение покупной цены. 

     Потребитель это требование может предъявить только продавцу (изготовителю предъявить не может). А что значит соразмерное уменьшение? Законодательство показывает, что здесь возможно только 3 варианта: - во-первых потребителю может быть выплачена средняя рыночная стоимость устранения недостатка товара, которая определяется или экспертами, или сторонами путем исследования цен на выполнение ремонтных работ в местности, в которой проживает потребитель; во-вторых выплате может подлежать сумма соответствующая проценту потери товарного вида или потребительских свойств товара в связи с имеющимися недостатками. При исчислении суммы берется цена товара на момент удовлетворения требования, а в случае увеличения цены товара или при ее уменьшении, берется цена на день покупки28; - в-третьих любая сумма, которую продавец и потребитель по обоюдному согласию считают соответствующей компенсацией за недостатки товара. Если комиссионный магазин удовлетворил требование покупателя об уменьшении покупной цены, то нужно знать, что магазин не вправе, если это не оговорено в договоре, относить сумму уступки на комитента. В этом случае комиссионер не вправе требовать от покупателя возвратить купленную вещь для возврата ее комитенту.  

Информация о работе Защита прав потребителей