Защита прав потребителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 21:53, курсовая работа

Описание

Объем работы: 36 с., 14 использованных источников.
Ключевые слова: изготовитель ( исполнитель, продавец), потребитель, товар (услуга, работа), информация, качество, возмещение убытков, защита гражданских прав.
Цель работы — изучить и понять смысл Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителя », и попытаться научиться защищать свои права и интересы при совершении покупок.
Объектом исследования являются регулируемые гражданским правом общественные отношения, возникающие в процессе покупки товаров и услуг, а также отношения, вытекающие из таких действий.
Предметом исследования являются урегулированные нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь 1998 г., а также законом «О защите прав потребителей» действия сторон данного правоотношения.
Основные методы исследования: исторический, диалектический, формально-юридический, сравнительно-правовой, метод системного анализа.
Методологической и теоретической основой исследования послужили положения действующего гражданского законодательства, а также работы и суждения отечественных и зарубежных ученых-цивилистов, относящиеся к избранной теме.

Работа состоит из  1 файл

Юша,защита прав потребителей.doc

— 164.50 Кб (Скачать документ)

     Требования потребителя о соразмерном уменьшении  покупной цены  товара  ненадлежащего  качества,  возмещении расходов на устранение недостатков товара потребителем или третьим  лицом, а также о возмещении убытков,  причиненных потребителю расторжением договора розничной купли-продажи (возвратом товара  ненадлежащего  качества  изготовителю),  подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем) незамедлительно.  Максимальный  срок для  удовлетворения  требований потребителя не может превышать семи дней со дня предъявления соответствующего  требования,  а при необходимости проведения экспертизы - четырнадцати дней.

За нарушение  сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя  о предоставлении ему на период ремонта  (замены)  аналогичного  товара продавец (изготовитель), допустивший такие нарушения,  уплачивает потребителю за каждый день  просрочки неустойку в размере одного процента цены товара. Цена  товара определяется исходя из цены товара аналогичной модели (марки,  типа, артикула и т.п.), существующей на момент выплаты неустойки продавцом (изготовителем) или на день вынесения судебного решения,  если требование не было удовлетворено  добровольно.  Если  на день продажи товара потребителю его цена была выше,  чем цена аналогичного  товара  на  момент выплаты неустойки или на день вынесения судебного решения,  то размер неустойки определяется исходя из цены  товара  на  день его продажи потребителю.

     Потребитель  вправе  в течение четырнадцати дней с момента передачи ему  непродовольственного  товара,  если  более длительный срок не объявлен продавцом,  обменять купленный товар в месте покупки или иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар другого размера,  формы,  габарита,  фасона, расцветки или комплектации,  произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом. Требование покупателя об обмене либо  возврате  товара подлежит  удовлетворению,  если  товар  не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца. Перечень товаров,  не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утверждается Правительством Республики Беларусь. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу,  потребитель  вправе возвратить  приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму. Продовольственные товары надлежащего качества обмену и возврату не подлежат.  
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Государственная защита прав потребителей 

     Министерство  торговли Республики Беларусь направляет:

  • предложения  в органы государственного управления об отмене или изменении принятых ими нормативных правовых  актов, противоречащих законодательству о защите прав потребителей;
  • предписания изготовителям (исполнителям,  продавцам) о прекращении нарушений прав потребителя,  в том числе о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности или  сроком службы,  а также о прекращении реализации товаров,  на которые должны быть установлены сроки годности, но не установлены, либо о прекращении выполнения работ (оказания услуг), на результаты которых должны быть установлены сроки годности, но не установлены,  и о приостановлении реализации товаров (выполнения работ,  оказания услуг) при отсутствии необходимой и достоверной информации о товаре (работе, услуге);
  • материалы в правоохранительные  органы  для  решения вопросов  о  возбуждении уголовных дел по признакам преступлений,  связанных с нарушением предусмотренных настоящим Законом прав потребителя.

Министерство  торговли Республики Беларусь имеет право:

  • обращаться  в суд с иском о защите прав неопределенного круга потребителей в случаях нарушения прав потребителей;
  • направлять  материалы о нарушении прав потребителя в органы, выдавшие специальные разрешения (лицензии) на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия специального разрешения  (лицензии) до устранения допущенных нарушений либо об аннулировании соответствующего специального разрешения (лицензии).

Решения о защите прав потребителя,  принимаемые в пределах своей компетенции Министерством торговли Республики  Беларусь,  являются обязательными для всех государственных органов,  а также организаций,  индивидуальных предпринимателей  и граждан.

 

     В целях защиты прав потребителей местные исполнительные и распорядительные органы обязаны:

  • рассматривать заявления,  обращения и жалобы потребителей в соответствии с законодательством;
  • организовывать разъяснение  законодательства  и оказывать юридическую помощь населению по вопросам защиты прав  потребителя;
  • при выявлении товаров (работ,  услуг)  ненадлежащего  качества,  а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды  незамедлительно  извещать  об  этом республиканские  органы государственного управления (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг);
  • в случаях выявления продажи  товаров  (выполнения  работ, оказания  услуг)  без предоставления необходимой и достоверной информации,  или с просроченным сроком годности, или без срока годности,  если установление этого срока обязательно,  направлять предписания  изготовителям  (исполнителям,  продавцам)  о приостановлении  производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) до устранения допущенных нарушений либо о  прекращении реализации товаров (выполнения работ,  оказания услуг);
  • обращаться в суд с иском о защите прав потребителя;
  • осуществлять иные функции по  защите  прав  потребителей, предусмотренные законодательством.
 

     Если  в соответствии с законодательством  или соответствующими договорами для  сторон по делу не установлена исключительная или договорная подсудность,  то иск о защите прав потребителя может предъявляться в суд по выбору истца по месту:

1. жительства  или нахождения истца;

2. жительства  или нахождения ответчика; 

3. исполнения  договора;

4. причинения  вреда [3, с.16].

     При удовлетворении иска,  связанного с  нарушением прав неопределенного круга  потребителей, суд обязывает правонарушителя  довести в установленный судом срок через средства  массовой  информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

     При удовлетворении иска,  связанного с  нарушением прав потребителя,  если с исковым заявлением о защите прав потребителя выступают местные исполнительные и распорядительные органы или общественное объединение потребителей,  суд выносит решение о наложении на продавца (изготовителя, исполнителя), нарушившего права потребителя,  штрафа  в  размере  взыскиваемой суммы  за  несоблюдение  добровольного  порядка удовлетворения требований потребителя.  Штраф взыскивается в  соответствии  с законодательством в соответствующий бюджет. Если с исковым заявлением о защите прав потребителя выступают местные  исполнительные и распорядительные органы, 50 процентов суммы взысканного штрафа перечисляется в  соответствующий  местный  бюджет. Если  с исковым заявлением о защите прав потребителя выступает общественное  объединение  потребителей,  10  процентов  суммы взысканного штрафа перечисляется этому общественному объединению. Одновременно  с удовлетворением иска,  предъявленного общественным объединением потребителей в интересах потребителя (неопределенного круга потребителей),  суд принимает решение о взыскании с ответчика в пользу общественных объединений потребителей возмещения судебных расходов, связанных с рассмотрением дела,  в том числе расходов по привлечению к участию в деле экспертов [3, с.17]. 

     Изготовители (исполнители,  продавцы) товаров (работ, услуг) вправе обращаться в суд с заявлением о признании  недействительными полностью или частично предписаний и решений уполномоченных государственных органов по защите прав потребителя. Обжалование в установленном порядке предписаний и решений в сроки,  предусмотренные законодательством,  приостанавливает их исполнение.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      В настоящее активно функционирует потребительский рынок, почти полностью разрушенный к концу 1991 г. Значительно расширилось товарное предложение; начался процесс создания рынков жилья, медицинских, образовательных, финансовых, страховых услуг. Взаимоотношение предприятий все более формируется на принципах рыночной экономики с соответствующей нормативной базой; возрастает роль негосударственного сектора экономики и т.д.

      Закон « О защите прав потребителей» снабжен нормой, устанавливающей   права и обязанности изготовителя в области определения срока службы, срока годности товара, а также изготовителя при определении гарантийного срока на товар. Законом определено, что если изготовитель не установил срок службы или срок годности на товары, на которые обязан был установить эти сроки, то вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара, подлежит возмещению независимо от времени его причинения. Это повышает ответственность изготовителя за соблюдением норм Закона в участии установления сроков  службы и сроков годности.

      Этот  Закон необходимо знать каждому  гражданину, т.к. он дает возможность  гражданину-потребителю не только приобрести статус равноправного субъекта  на рынке товаров, работ, услуг, но грамотно подойти к выбору товара надлежащего качества на основе полной и достоверной информации о нем, а в случае необходимости защитить свои нарушенные права.  
 
 
 

Список  используемой литературы

  1. Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 ноября 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 1. – 1 / 0; 2004. – № 188. – 1 / 6032.
  2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 26 дек. 2007 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008.
  3. О защите прав потребителей: Закон Респ. Беларусь, 9 янв. 2002 г., № 90-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 20.07.2006 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. –– 2002. –– № 10. –– 2 / 839; 2006. - № 122. – 2 / 1259.
  4. Об утверждении Правил бытового обслуживания потребителей: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 14 дек. 2004 г., № 1590: в ред. постановления Совета  Министров Респ. Беларусь от 27.11.2007 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. –– 2005. –– № 1. –– 5 / 15304; 2007. - № 292. – 5 / 26272.
  5. Об утверждении Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 7 апр. 2004 г., № 384: в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 15.02.2008 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – № 58. – 5 / 14061; 2008. – № 44. – 5 / 26803.
  6. О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей: постановление Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь, 25 сент. 2003 г., № 10 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 112. – 6 / 374.
  7. Врублевская, О. Судебная практика по делам о взыскании убытков / О. Врублевская // Юрист. –– 2001. –– № 5. –– С. 40––41.
  8. Каменков, В.С. Субсидиарная ответственность: основания и особенности / В.С. Каменков, А.В. Каменков // Право Беларуси. –– 2005. –– № 9. –– С. 47 –51.
  9. Матюшонок, Е. Судебная практика по делам, связанным с уменьшением размера ответственности должника / Е. Матюшонок // Юрист. – 2001. –– № 5. –– С. 41––43.
  10. Петрукович, В. Взыскание убытков в виде упущенной выгоды: желаемое и действительное / В. Петрукевич // Юрист. –– 2002. –– № 7. –– С. 47––48.
  11. Мельник, Т., Полонская, Т. Учет вины при применении ответственности / Т. Мельник, Т. Полонская // Юрист. –– 2002. –– № 11. –– С. 54––55.
  12. Колодко, С. Проблемы квалификации правоотношений сторон по договорам поставки и купли-продажи / С. Колодко // Юрист. – 2002. – № 8. – С. 46–47.
  13. Жуйков, В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц / В.М. Жуйков. –– М.: «Городец». –– 320 с.
  14. Защита прав потребителей: Учеб. пособие / Кол. авторов.- Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 1999.- 224 с.

Информация о работе Защита прав потребителя