Арбитражное производство с иностранным элементом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 20:15, курсовая работа

Описание

Целью данного курсовой работы является изучение арбитражно-процессуального регулирования производства по делам с участием иностранных лиц, определение правового положения иностранного элемента в арбитражном производстве, выявление изъятий из общих принципов судопроизводства, а также правила подсудности, применимые при рассмотрении дел с участием иностранных лиц.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

I.Компетенция арбитражных судов……………………………………………...3

II.Особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц арбитражными судами…………………………………………………………………...10

III.Поручения о выполнении отдельных процессуальных действий……...…13

IV.Признание и приведение в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений…………………………………………………...17

Заключение…………………………………………………………………........26

Список использованной литературы…………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

       Содержание: 
 

       Введение…………………………………………………………………………...2

       I.Компетенция арбитражных судов……………………………………………...3

       II.Особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц арбитражными судами…………………………………………………………………...10

       III.Поручения о выполнении отдельных процессуальных действий……...…13

       IV.Признание и приведение в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений…………………………………………………...17

Заключение…………………………………………………………………........26

       Список  использованной литературы…………………………………………...27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение. 

       В связи с развитием международных  отношений, значительно расширились  контакты между гражданами различных  государств. Для плодотворного международного сотрудничества необходимо, чтобы правовая система государства находилась в соответствии с принципами и нормами международного права.

       Конституция Российской Федерации закрепляет, что  иностранные граждане и лица без  гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут  обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Таким образом, устанавливается общий принцип национального режима, который также отражается в ст.254 АПК РФ, где указано, что иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российскими организациями и гражданами.

       Установление  национального режима для иностранных  граждан обусловлено, прежде всего, принципом взаимности между государствами. Это необходимо для расширения экономических, социальных, культурных и иных связей.

       Однако, предоставляя права и возлагая обязанности  на иностранных граждан наравне  с гражданами своего государства, необходимо урегулировать процесс защиты этих прав. Невозможно распространить принцип  национального режима на вопросы судебного разрешения споров с участием иностранного элемента без ограничений. Эти ограничения обусловлены особенностями правового статуса иностранных лиц.

       Целью данного курсовой работы является изучение арбитражно-процессуального регулирования производства по делам с участием иностранных лиц, определение правового положения иностранного элемента в арбитражном производстве, выявление изъятий из общих принципов судопроизводства, а также правила подсудности, применимые при рассмотрении дел с участием иностранных лиц.

       § 1. Компетенция арбитражных судов 

       Арбитражный процессуальный кодекс РФ содержит раздел V "Производство по делам с участием иностранных лиц", нормами которого на базе обобщения накопленной практики, и с учетом теоретических исследований расширены и усовершенствованы положения аналогичного по наименованию раздела ранее действовавшего АПК РФ 1995 г. Таким образом, АПК РФ 2002 г. улучшил регламент рассмотрения и разрешения арбитражными судами дел с участием иностранных лиц.

       В международном праве (за исключением  ряда конвенций и международных  договоров) нет специализированных нормативных актов, посвященных  исключительно разграничению компетенции  между судебными органами различных  стран. Каждое государство самостоятельно устанавливает подведомственность национальных учреждений юстиции.

       В России компетенция арбитражных  судов по делам с участием иностранных  лиц определена нормами ст. 247 АПК  РФ. Общее исходное правило предусматривает, что арбитражные суды разрешают  споры с участием иностранных лиц, если ответчик находится, а гражданин имеет место жительства на территории Российской Федерации. Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства считается место, где гражданин проживает постоянно или преимущественно, а местом нахождения юридического лица - место его государственной регистрации, за исключениями, предусмотренными учредительными документами в соответствии с законом.

       Далее следует более конкретное правило. Арбитражные суды рассматривают  дела с участием зарубежных лиц при  наличии в спорном правоотношении таких особенностей, которые международное частное право относит к разряду иностранных элементов. Статья 212 АПК РФ 1995 г. предусматривала ряд подобного рода ситуаций:

       - орган управления, филиал или представительство иностранного лица находятся на территории России;

       - ответчик имеет имущество на территории РФ;

       - спор возник из договора, по которому исполнение должно иметь место или имело место на территории РФ;

       - требование возникло из причинения вреда имуществу, действием или иным обстоятельством, имевшим место на территории РФ или при наступлении вреда на территории РФ;

       - спор возник из неосновательного обогащения, имевшего место на территории РФ;

       - по делу о защите чести, достоинства и деловой репутации истец находится в РФ.

       АПК РФ 2002 г. к приведенному перечню добавил споры с участием иностранных лиц:

       - если спор возник из отношений, связанных с обращением ценных бумаг, выпуск которых имел место на территории РФ;

       - заявитель по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, указывает на существование этого факта на территории РФ;

       - спор возник из отношений, связанных с государственной регистрацией имен и других объектов и оказанием услуг в международной ассоциации сетей Интернет на территории РФ.

       Данный  перечень условий не является закрытым. В п. 10 ч. 1 ст. 247 АПК РФ закреплено еще одно общее достаточно широкое и не конкретизированное правило - к арбитражному суду можно обратиться, если имеется тесная связь спорного правоотношения с территорией России. Наличие такой связи, причем "тесной", должно быть обосновано в исковом заявлении, чтобы убедить суд такое заявление принять и рассмотреть по существу. При отсутствии убедительных аргументов заявление по аналогии со ст. 129 АПК РФ подлежит возвращению или согласно п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ производство прекращается. Оба определения суда могут быть обжалованы.

       Диспозитивное начало российского арбитражного процесса нашло отражение в ст. 249 АПК, которая предусматривает возможность заключения соглашения. Конфликтующие субъекты, одним из которых выступает иностранное лицо, вправе, с учетом норм о подведомственности (ст. ст. 27 - 33 АПК РФ) заключить в письменной форме соглашение о передаче уже имеющегося или предполагаемого спора на рассмотрение арбитражному суду в РФ при условии, что соглашение не затрагивает исключительную компетенцию иностранного суда (ст. 249 АПК РФ). Участники правоотношения не указывают конкретный арбитражный суд для своего дела, он подлежит определению после возникновения конфликта по правилам подсудности, но исключительная компетенция арбитражного суда означает безоговорочный отказ сторон от обращения к российским судам общей юрисдикции.

       Дело, которое принято арбитражным  судом к производству с соблюдением  всех требований закона, должно быть им рассмотрено по существу, независимо от того, что по каким-либо причинам оно стало относиться к компетенции иностранного суда (замена стороны, привлечение новых субъектов, перемена лиц в обязательстве и т.п.) (ч. 4 ст. 247 АПК РФ). Запрещение изменять подсудность дела, уже рассматриваемого компетентным российским судом, при изменении местонахождения стороны (отчуждения ответчиком имущества, которое он имел в РФ) или по другим мотивам направлено, в том числе, и на предотвращение возможных злоупотреблений.

       Принципиальное значение для коммерческого оборота имеет точное обозначение границ исключительной подсудности соответствующих категорий дел. По сравнению со ст. 212 АПК РФ 1995 г. в АПК РФ 2002 г. перечень таких дел изменен. Он включает дела по спорам:

       а) в отношении находящегося в государственной собственности России имущества, в том числе связанные с приватизацией и принудительным отчуждением имущества для государственных нужд;

       б) о недвижимом имуществе, находящемся  на территории РФ, или права на него;

       в) связанным с регистрацией или выдачей патентов, или свидетельств на товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели или регистрацией других прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые требуют регистрации или выдачи патента либо свидетельства в РФ;

       г) о признании недействительными  записей в государственные реестры (регистры, кадастры), произведенных  компетентным органом РФ;

       д) связанным с учреждением, ликвидацией  или регистрацией на территории РФ юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также с оспариванием решений органов этих юридических лиц;

       е) возникающим из административных и  иных публичных правоотношений с  участием иностранных лиц (ст. 248 АПК  РФ).

       Внутренние  нормативные акты различных государств неодинаково регулируют проблемы подведомственности дел с иностранным элементом. Так, согласно ст. ст. 3 и 13 Кодекса арбитражного производства Республики Молдова1 споры с участием зарубежных организаций, возникающие при заключении, изменении, расторжении и исполнении договоров, отнесены к ведению арбитража. В Узбекистане такого рода споры рассматривают арбитражные суды при наличии соглашения сторон либо если это закреплено законодательным актом. В соответствии с законами Латвии, Казахстана, Украины, Азербайджана арбитражным (хозяйственным) судам подведомственны споры с участием международных объединений, организаций разных государств. Законодательством Республики Беларусь не предусмотрено разрешения хозяйственными судами споров с участием иностранных предприятий2.

       Проблемы  международной подсудности регулируются многосторонними актами, среди которых для России большое значение имеет Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, подписанное правительствами государств - участников СНГ в Киеве 20 марта 1992 г.3.

       В ст. 3 Соглашения предусмотрено, что  хозяйствующие субъекты каждого  государства, ратифицировавшего этот документ, имеют на территории другого  государства право беспрепятственно обращаться в компетентные суды общей  юрисдикции, арбитражные, третейские, могут выступать в них, возбуждать ходатайства, предъявлять иски и совершать иные процессуальные действия. В Соглашении определены общие критерии разграничения компетенции арбитражных (хозяйственных) судов государств - участников Соглашения.

       Так, согласно ст. 4 Соглашения, компетентный суд вправе рассматривать споры, если на территории данного государства - участника СНГ:

       - ответчик имел постоянное место жительства или местонахождение на день предъявления иска;

       - осуществляется торговая, промышленная или иная хозяйственная деятельность предприятия (филиала) ответчика;

       - исполнено или должно быть исполнено обязательство из спорного договора;

       - совершено действие или существует иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда;

       - находится постоянное место жительства или местонахождение истца по иску и защите деловой репутации;

       - зарегистрирован контрагент-поставщик, подрядчик или оказывающий услуги (выполняющий работы), если договор касается заключения, изменения и расторжения договоров.

       Устанавливаются также правила подсудности альтернативной, исключительной, договорной и по связи  дел. Так, если в споре участвуют  несколько ответчиков, находящихся  на территории разных государств - участников Содружества, дело рассматривается по месту нахождения любого ответчика по выбору истца. Компетентные суды государств - участников Содружества рассматривают дела и в других случаях по письменному соглашению сторон о передаче спора этому суду. Иски хозяйствующих субъектов о праве собственности на недвижимое имущество адресуются исключительно судам государства - участника СНГ, на территории которого находится имущество. Встречный иск и требование о зачете, вытекающее из того же правоотношения, что и основной иск, подлежат рассмотрению в том суде, где такой иск рассматривается.

       Разграничение компетенции государственных органов, разрешающих экономические споры, устанавливается и во многих двусторонних договорах РФ о правовой помощи и  правовых отношениях по различным категориям дел4. При сопоставлении правил ст. 247 АПК РФ с нормами о судебной подведомственности из других межгосударственных договоров и конвенций можно обнаружить расхождения. Однако это неопасно и вполне естественно, так как каждый международный документ возникает в результате соглашений и компромиссов между суверенными государствами. В таких случаях российские суды будут применять положения международных актов по отношению к возникшим делам с соответствующими субъектами5.

Информация о работе Арбитражное производство с иностранным элементом