Арбитражное производство с иностранным элементом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 20:15, курсовая работа

Описание

Целью данного курсовой работы является изучение арбитражно-процессуального регулирования производства по делам с участием иностранных лиц, определение правового положения иностранного элемента в арбитражном производстве, выявление изъятий из общих принципов судопроизводства, а также правила подсудности, применимые при рассмотрении дел с участием иностранных лиц.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

I.Компетенция арбитражных судов……………………………………………...3

II.Особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц арбитражными судами…………………………………………………………………...10

III.Поручения о выполнении отдельных процессуальных действий……...…13

IV.Признание и приведение в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений…………………………………………………...17

Заключение…………………………………………………………………........26

Список использованной литературы…………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

       Согласно  ст. 251 АПК РФ предъявление в арбитражном суде иска к иностранному государству, привлечение его в качестве третьего лица к участию в деле, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятие по отношению к нему обеспечительных мер, обращение взыскания на это имущество в порядке принудительного исполнения акта арбитражного суда допускается лишь с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом.

       Советский Союз и затем Российская Федерация  долгое время придерживались принципа абсолютного судебного иммунитета иностранного государства, т.е. распространяли иммунитет и на гражданско-правовые отношения с участием государства, в том числе на заключаемые им коммерческие сделки. Однако во многих странах (США, Великобритания, Япония и др.) нормативно закреплена концепция так называемого функционального или ограниченного иммунитета, когда привилегии охватывают только действия государства как политического суверена, но не его участие в экономическом обороте. Отход России от доктрины абсолютного судебного иммунитета зафиксирован ч. 1 ст. 251 АПК РФ: иммунитетом обладает государство, "выступающее в качестве носителя суверенной власти". Значит, споры, связанные с обычными хозяйственными операциями иностранного государства, рассматриваются в общем порядке.

       Часть 2 ст. 251 АПК РФ привилегию судебного  иммунитета распространяет в том  или ином объеме на международные  организации. Их судебный иммунитет определяется международным договором РФ или федеральным законом. После принятия иска и начала производства арбитражному суду следует определить объем иммунитета международной организации.

       Отказ от судебного иммунитета должен быть произведен в порядке, предусмотренном законом иностранного государства или правилами международной организации. Арбитражный суд будет рассматривать дело по стандартным правилам АПК РФ.

       Арбитражный суд по делам с участием иностранных  лиц может оставить иск без  рассмотрения или прекратить производство по делу. По основаниям, предусмотренным соответственно гл. 17 и 18 АПК РФ. Дополнительно ст. 252 АПК РФ содержит два положения:

       1) арбитражный суд оставляет иск  без рассмотрения, если в иностранном  суде ведется процесс по тождественному делу;

       2) если же такой процесс уже  нормально завершен вступившим  в законную силу решением иностранного  суда, российский арбитражный суд  производство аннулирует.

       В обоих случаях дело не должно относиться к исключительной компетенции арбитражного суда в РФ. 
 
 
 
 
 
 
 

       § 2. Особенности рассмотрения дел с участием

       иностранных лиц арбитражными судами 

       Согласно  ст. 254 АПК РФ, отражающей в целом  принцип так называемого "национального  режима", иностранные организации, международные организации и  осуществляющие предпринимательскую деятельность и иную экономическую деятельность иностранные граждане, лица без гражданства (далее - иностранные лица) имеют право обращаться в арбитражные суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов. Это означает, что такие лица наделены процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями.

       Существовавшие  до 1992 г. государственные и ведомственные  арбитражи, рассматривавшие споры только между социалистическими юридическими организациями, не относились к числу учреждений, осуществлявших правосудие. Современные арбитражные суды в РФ именно как органы правосудия разрешают конфликты, возникающие из предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе осуществляемой иностранными субъектами. В этом арбитражные суды по своему классу тождественны, например, французским и английским торговым судам или специализированным отделениям для коммерческих дел в общих судах Англии и ФРГ.

       Распространение на иностранных хозяйствующих субъектов  национального режима означает, что  они могут выступать в судебных процессах не только в качестве истцов и ответчиков, но также быть третьими лицами, заявляющими и не заявляющими  самостоятельных требований на предмет спора, участвовать в делах о несостоятельности и об установлении фактов, имеющих юридическое значение, пользоваться услугами представителей.

       В настоящее время возможны ситуации, когда в какой-либо стране будут  установлены ограничения процессуального статуса российских предпринимателей по сравнению со статусом предпринимателей из других государств. Правительство России управомочено вводить в таких случаях ответные ограничения (реторсии) в отношении иностранных лиц из тех стран, в судах которых допускаются дискриминационные меры против организаций и граждан РФ (ч. 4 ст. 254 АПК РФ). В большинстве случаев производство по делам с иностранными элементами развивается по обычным правилам АПК РФ.

       Особенностям  рассмотрения арбитражными судами дел с участием иностранных лиц посвящена гл. 33 АПК РФ, хотя особенностей, непосредственно зафиксированных Кодексом, не так много. Они содержатся в международных конвенциях, соглашениях, договорах Российской Федерации.

       Исчисление  процессуальных сроков по делам с участием иностранных лиц зависит от того, где они находятся или проживают. Если иностранные лица, органы управления, филиалы, представительства этих лиц либо даже их представители, уполномоченные на ведение дела, находятся или проживают на территории Российской Федерации, то для них обязательны общие сроки для совершения процессуальных действий. К такому выводу приводит расширительное толкование ч. 2 ст. 253 АПК РФ, в том числе если иное не предусмотрено АПК РФ, срок на подготовку дела к судебному разбирательству не должен превышать двух месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, а судебное заседание с вынесением решения надлежит завершить в течение месяца после окончания подготовки (ст. ст. 134 и 152 АПК РФ).

       Иная  ситуация возникает, если участвующие в деле иностранные лица находятся или проживают вне пределов РФ и там им нужно вручать различные бумаги. Такие лица извещаются о судебном разбирательстве определением арбитражного суда путем направления поручения в компетентный орган соответствующего государства.

       Российская  Федерация 12 февраля 2001 г. ратифицировала Гаагскую конвенцию 1965 г. (далее - Конвенция 1965 г.), которая исключает действие Конвенции по вопросам гражданского процесса 1954 г. в части порядка  вручения судебных документов, значительно его упрощая. Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 2004 г. устанавливается, что Министерство юстиции Российской Федерации является центральным органом в соответствии со ст. 2 Конвенции 1965 г., а также органом, компетентным принимать документы, передаваемые по консульским каналам, в соответствии со ст. 9 Конвенции 1965 г.

       Тогда, естественно, срок рассмотрения дела продлевается арбитражным судом на срок, установленный  договором о правовой помощи для  направления таких поручений, а  при отсутствии в договоре срока или при отсутствии договора вообще - не более чем на шесть месяцев (ч. 3 ст. 253 АПК РФ).

       При возникновении арбитражного производства иностранные участники процесса должны представить доказательства, подтверждающие их юридический статус и право на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности. В отступление от общих правил ст. ст. 65 и 66 АПК РФ арбитражный суд вправе истребовать такие доказательства по своей инициативе. Как правило, юридический статус иностранного лица подтверждается выпиской из торгового реестра страны происхождения или иного документа в соответствии с законодательством страны места нахождения, гражданства или постоянного места жительства иностранного лица.

       Все документы, составленные на иностранном языке, которые представляются в арбитражный суд, должны быть переведены на русский язык и надлежащим образом заверены. Если документы выданы, составлены или удостоверены по установленной форме компетентными органами иностранных государств вне пределов Российской Федерации по нормам иностранного права, они принимаются судом при наличии их легализации или проставления апостиля6, если иное не установлено международным договором РФ (ст. 255 АПК РФ). Легализованный документ оценивается арбитражным судом наравне с другими доказательствами. Легализация необходима для допуска документа в качестве доказательства при рассмотрении дела в арбитражном суде и не исключает его исследования и оценку судом с целью установления правильности информации по существу, т.е. удостоверение российского консула не добавляет документу дополнительной юридической силы. 

       § 3. Поручения о  выполнении отдельных

       процессуальных  действий 

       Проблема  оказания правовой помощи возникает, когда  судебный орган, рассматривающий экономический спор, сталкивается с необходимостью выполнения каких-либо процессуальных действий на территории другого государства. Поскольку власть арбитражного суда ограничена рамками своего государства, а необходимость совершения отдельного процессуального действия существует, суд обращается с поручением к иностранному суду, используя специальную процедуру.

       Вопросы оказания правовой помощи регулируются различными международными договорами, некоторые из них заключены еще СССР7, другие - Россией. Согласно общему правилу, поручения об оказании правовой помощи исполняются на основании процессуальных законов страны места исполнения. Иногда допускается применение процессуального законодательства иностранного государства, если оно не противоречит законам и публичному порядку страны места исполнения (см., например, п. 2 Постановления Президиума Верховного Совета СССР "О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам" от 21 июня 1988 г.)8. В 2005 г. было исполнено 126 поручений иностранных судов.

       Статья 256 АПК РФ регулирует процедуру направления  и исполнения судебных поручений. Так, арбитражный суд исполняет переданные ему в порядке, установленном  международным договором Российской Федерации или федеральным законом, поручения иностранных судов и компетентных органов иностранных государств о выполнении отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, получение письменных доказательств, производство экспертизы, осмотр на месте и др.).

       Однако  поручение не подлежит исполнению, если такое исполнение нарушит основополагающие принципы российского права или иным образом противоречит публичному порядку РФ; не установлена подлинность документа, содержащего поручение о выполнении процессуального действия, а также, если исполнение не входит в компетенцию арбитражного суда. Следует заметить, что отказаться исполнить поручение иностранного суда по не предусмотренным законодательством основаниям недопустимо. Это противоречит практике международного общения, предполагающей соблюдение взаимной вежливости, уважения и осуждающей акты недружелюбия.

       Исполнение  судебных поручений производится по нормам процессуального законодательства страны, где находится запрашиваемый  суд, если иное не установлено международным  договором. Все расходы по исполнению поручения несет запрашиваемая сторона.

       Арбитражные суды Российской Федерации могут  в установленном порядке обращаться к судам иностранных государств с поручениями о выполнении отдельных  процессуальных действий. В данном случае важное значение имеет точное соблюдение порядка движения поручения к исполнителю. Можно отметить три схемы передачи судебного поручения.

       Указ  Президиума Верховного Совета СССР "О  порядке сношений государственных  учреждений СССР и их должностных  лиц с учреждениями и должностными лицами иностранных государств" от 16 декабря 1947 г.9 устанавливает дипломатический порядок передачи поручений. Складывается довольно сложная схема движения документов: заказчик, его министерство юстиции и министерство иностранных дел, затем зарубежные министерство иностранных дел, министерство юстиции, суд - исполнитель. Это относится к механизму обмена поручениями с судами в США, Франции, Бельгии и ряде других стран. 

       Другая  схема проще - она устанавливает  порядок сношений судебных органов  через центральные учреждения юстиции, раньше так осуществляли взаимные контакты суды стран - членов СЭВ. Теперь такой  порядок предусматривается в  ряде двусторонних договоров, например в Договоре между Российской Федерацией и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, вступившим в силу 22 января 1995 г.

       Самая простая схема применительно  к арбитражным судам предусмотрена  в Соглашении 1992 г. Так, ч. 3 ст. 5 этого акта гласит: "При оказании правовой помощи компетентные суды и иные органы государств - участников Содружества Независимых Государств сносятся друг с другом непосредственно".

Информация о работе Арбитражное производство с иностранным элементом