Федеральное собрание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 08:25, реферат

Описание

На всех этапах развития человеческое общество нуждалось в регулировании, упорядочении различных отношений. На протяжении веков этой функцией обладали различные органы (выборные и наследственные, коллегиальные и единоличные). В современных условиях эта роль в основном закреплена за парламентом.

Содержание

Введение
Глава 1. Правовое регулирование деятельности российского парламента
Глава 2. Функции Федерального Собрания
Глава 3. Организация деятельности Федерального Собрания
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

федсобра.docx

— 35.18 Кб (Скачать документ)

 

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Правовое регулирование деятельности российского  парламента

Глава 2. Функции  Федерального Собрания

Глава 3. Организация  деятельности Федерального Собрания

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

На всех этапах развития человеческое общество нуждалось в регулировании, упорядочении различных отношений. На протяжении веков этой функцией обладали различные  органы (выборные и наследственные, коллегиальные и единоличные). В  современных условиях эта роль в  основном закреплена за парламентом.

Парламент (англ. parliament от фр. parler – «говорить») – название высшего представительного и законодательного органа в странах, построенных частично или полностью на выборных началах.

Институт  парламента имеет многовековую историю. Считается, что впервые парламент  был образован в Англии в XIII веке как орган сословного представительства. Название «парламент» устанавливается  в Европе в первой половине XIX века по французскому и английскому.

В Российской Федерации парламентом является Федеральное Собрание. Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993)1 государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Федеральное Собрание относят к органам законодательной власти.

 

1. Правовое регулирование  деятельности российского парламента

 

В отличие  от многих европейских стран, где  парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа было создано в 1906 году после издания  царского Манифеста 17 октября 1905 года. Нижней палатой первого российского парламента стала Государственная Дума, верхней – Государственный Совет. Государственная Дума просуществовала недолго (1906-1917 года). После Февральской революции ни Государственная Дума, ни Государственный Совет не возобновили свою работу.

Положение изменилось с принятием Конституции  РФ в 1993 году, которая учредила Федеральное  Собрание как представительный орган, осуществляющий законодательную власть в Российской Федерации.

В статье 94 Конституции РФ указано, что Федеральное  Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Статья 11 Конституции РФ закрепляет Федеральное  Собрание как один из органов государственной  власти: «Государственную власть в  Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное  Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации». Эта статья помещена в главу 1 Конституции РФ, для которой предусмотрен усложненный  порядок изменения – пересмотр, что обеспечивает прочное положение  Федерального Собрания в системе  государственных органов.

Глава 5 Конституции посвящена Федеральному Собранию. В ней закрепляются основные положения, касающиеся деятельности Федерального Собрания, его структура, полномочия и порядок формирования палат, статус членов Совета Федерации и депутатов  Государственной Думы, а так же законодательный процесс в Российской Федерации.

«Конституционное  закрепление основ организации  и деятельности парламента РФ имеет  большое значение для развития российского  парламентаризма. Достаточно высокий  статус парламента и имеющиеся у  него «сдержки и противовесы» по отношению  к Президенту, исполнительной и судебной властям, позволяют ему обеспечивать стабильное функционирование демократических  институтов власти в Российской Федерации»2.

Кроме основного  закона существуют другие нормативные  акты, регламентирующие деятельность Федерального Собрания: Федеральные  законы, Постановления Правительства  РФ, Указы Президента РФ и другие. В них развиваются положения  Конституции.

Палаты  Федерального Собрания принимают регламенты, в которых детализируется внутренний распорядок, структура палат, организация их деятельности. Регламент изначально создается как вспомогательный акт, закрепляющий процедурные правила реализации парламентом конституционно закрепленных полномочий. Значение этих актов особенно высоко из-за отсутствия специального закона о российском парламенте. Регламенты Государственной Думы и Совета Федерации представляют собой универсальные нормативные акты, регулирующие весьма широкий спектр внутренней жизни палат - от порядка формирования органов палат до порядка осуществления законодательных процедур и решения иных вопросов, с которыми приходится сталкиваться парламентариям в процессе своей работы. Этим обусловливается практическая значимость данного вида нормативных актов.

Федеральное Собрание осуществляет свою деятельность в соответствии со следующими присущими  всем органам власти принципами:

    • законность (следование действующему законодательству);
    • демократизм (доступность для граждан);
    • федерализм (учет федеративного устройства РФ);
    • гуманизм, приоритет прав и свобод человека и гражданина;
    • самостоятельное осуществление полномочий;
    • независимость от других органов власти;
    • невмешательство в работу других органов власти;
    • взаимодействие с другими органами власти в пределах компетенции;
    • профессионализм, компетентность.3

 

2. Функции Федерального Собрания

 

В Конституции  РФ закреплены предметы ведения обеих  палат Федерального Собрания (статьи 102, 103). Эти перечни не являются исчерпывающими, так как устанавливают основной круг полномочий палат, не затрагивая законодательную деятельность.

В теории права выделяют три основные функции Федерального Собрания:

  • представительная (представление многонационального населения РФ с учетом федеративного устройства государства);
  • законотворческая (законодательная деятельность на федеральном уровне);
  • контрольная.

Как представительный орган Федеральное Собрание представляет интересы всего многонационального народа России, формирует и выражает его волю. Являясь носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, её многонациональный народ в результате выборов (прямых и косвенных) передаёт (делегирует) своим представителям в Федеральное Собрание часть государственной власти, доверяет им от имени народа осуществлять эту государственную власть.

Совет Федерации  – орган, представляющий интересы субъектов  РФ. Государственная Дума – орган  представительства всех граждан  РФ.

Порядок формирования Совета Федерации и  порядок выборов депутатов Государственной  Думы устанавливаются федеральными законами. В настоящее время порядок  формирования Совета Федерации установлен Федеральным законом от 5 августа 2000 года «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»4. Выборы депутатов Государственной Думы проводятся на основе Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005 года5.

Выборы  в Российской Федерации проводятся на основе всеобщего равного и  прямого избирательного права при  тайном голосовании6.

Конституционная характеристика Федерального Собрания как органа народного представительства  предполагает, что возможная неполнота  состава его палат не должна быть значительной, ибо в противном  случае его представительный характер может быть поставлен под сомнение. Акты парламента должны воплощать интересы большинства в обществе, а не только самого парламентского большинства.

Федеративное  устройство Российской Федерации обусловливает  двухпалатную структуру Федерального Собрания и значительную самостоятельность  Совета Федерации и Государственной  Думы по отношению друг к другу. В  своей организации и деятельности они призваны отразить разные стороны  народного представительства в  Российской Федерации – прямое представительство  населения и представительство  субъектов Российской Федерации7.

Информация о работе Федеральное собрание