Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 08:49, реферат
Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Исходя из этого положения можно говорить о том, что государственное устройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализации власти в государстве. В территориально небольших государствах этот вопрос решается сравнительно легко, но в крупных государствах он становится достаточно серьезной проблемой и приобретает политическую окраску.
1. Введение
1.1 Формы государственного устройства ……………стр.2
1.2 Зарождение федеративного строя в России ……………стр.3
2. Современное устройство Российской Федерации
2.1 Состав субъектов Российской Федерации ……………стр.5
2.2 Разграничение компетенций между Российской
Федерацией и ее субъектами ……………стр.9
2.3 Малочисленые народы Российской Федерации ……стр.13
3. Проблемы российского федерализма
3.1 Проблемы, связанные с разграничением компетенций ……………стр.14
3.2 Проблемы целостности Российской Федерации ………стр.19
Список используемой литературы ……………стр.23
ТЕМА № 6
«ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ»
1. Введение
Оглавление
1. Введение
1.1 Формы государственного устройства ……………стр.2
1.2 Зарождение федеративного строя в России ……………стр.3
2. Современное устройство Российской Федерации
2.1 Состав субъектов Российской Федерации ……………стр.5
2.2 Разграничение компетенций между Российской
Федерацией и ее субъектами ……………стр.9
2.3 Малочисленые народы Российской Федерации ……стр.13
3. Проблемы российского федерализма
3.1 Проблемы, связанные с
разграничением компетенций ………
3.2 Проблемы целостности Российской Федерации ………стр.19
Список используемой литературы ……………стр.23
ТЕМА № 6
«ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ»
1. Введение
1.1 Формы государственного устройства
Рассматривая вопрос
о федеративном устройстве
Под государственным
устройством понимается
Различают две основные
формы государственного
Унитарным государством
является государство, внутри
которого нет государственных
образований, а
Унитарное государство
является централизованным, в нем
законодательная,
Унитарное государство
имеет одну конституцию, его
суверенитет не подлежит
Федеративное государство
– это союз государственных
образований, каждое из
Федерация в основном
объединяет субъектов с
Российской Федерации закреплена отчасти в Конституции Российской Федерации, но, главным образом, в договорах между Российской Федерацией и ее субъектами.
Разделение компетенций
между федеральной властью и
субъектами федерации является
труднейшей проблемой
Федеративные государства
юридически закрепляют
Существует еще одна
форма государственного
Такая форма объединения
носит уже не государственно-
Канада и Швейцария по сути давно превратившиеся в федерации, формально сохраняют конфедеративное устройство.
1.2 Зарождение федеративного строя в России
Первые идеи о федерации в России появились еще в XVII в. В то время
Россия существовала
как единая и неделимая
Империи появилась
возможность самоопределения.
Учредительного Собрания
на Украине была созвана
России шла интенсивная
работа по созданию
После прихода к
власти большевиков в силу
провозглашенного права на
Украинская, Латвийская,
Азербайджанская и другие
Большевики придерживались
идеи национально-
В годы Гражданской
войны развернулось широкое
Трудовая Коммуна, Башкирская, Татарская, Киргизская автономные республики;
Чувашская, Марийская, Калмыцкая автономные области и т.д.
После победы большевиков
в гражданской войне автономии,
Сталина, федерация
была постепенно подменена
2.Современное устройство Российской федерации
2.1 Состав субъектов Российской Федерации
На сегодняшний день
форма государственного
Российской федерации
закрепляет конкретный
Конституции. В Российской Федерации 89 субъектов, в том числе 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов: Республика Адыгея (Адыгея),
Республика Алания , Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика
Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская
Республика, Республика Калмыкия - Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская
Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл,
Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан
(Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия,
Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чаваш республики;
Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край,
Ставропольский край, Хабаровский край;
Амурская область,
Белгородская область,
Брянская область,
Иркутская область,
Калининградская область,
Курганская область,
Курская область,
Нижегородская область,
Новгородская область,
Пермская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область,
Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область,
Челябинская область,
Читинская область,
Москва, Санкт-Петербург - города федерального значения;
Еврейская автономная область;
Агинский Бурятский
автономный округ, Коми-
Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-
Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ,
Ханты-Мансийский автономный
округ, Чукотский автономный
Перечень субъектов федерации дается по видам в той последовательности, как они приводятся в ч. 1 ст. 5 Конституции, а внутри каждого из них - в алфавитном порядке (на основе алфавита русского языка - государственного языка федерации). Такой подход подчеркивает юридическую нейтральность данного перечня: занимаемое в нем место никак не может повлиять на равный конституционный статус включенных в него субъектов.
Названия субъектов
федерации даны в том варианте,
который определен (или
Присвоение и изменение наименования - прерогатива субъекта федерации.
Это вытекает из
сопоставления ст. 71 и 72 Конституции
Российской Федерации,
28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции (ВКС, 1995,
N 6, с. 37), а также находит непосредственное закрепление в некоторых основных законах субъектов федерации (например, Свердловской области).
Недопустимо, однако, на
что обращено внимание
Конституционного Суда,
чтобы наименование или
Российской Федерации
или конституционно-правового
Информация о работе Федеративного устройства Российской Федерации