Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 08:49, реферат
Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Исходя из этого положения можно говорить о том, что государственное устройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализации власти в государстве. В территориально небольших государствах этот вопрос решается сравнительно легко, но в крупных государствах он становится достаточно серьезной проблемой и приобретает политическую окраску.
1. Введение
1.1 Формы государственного устройства ……………стр.2
1.2 Зарождение федеративного строя в России ……………стр.3
2. Современное устройство Российской Федерации
2.1 Состав субъектов Российской Федерации ……………стр.5
2.2 Разграничение компетенций между Российской
Федерацией и ее субъектами ……………стр.9
2.3 Малочисленые народы Российской Федерации ……стр.13
3. Проблемы российского федерализма
3.1 Проблемы, связанные с разграничением компетенций ……………стр.14
3.2 Проблемы целостности Российской Федерации ………стр.19
Список используемой литературы ……………стр.23
ТЕМА № 6
«ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ»
1. Введение
Согласно названному
постановлению
Конституции Российской Федерации включаются в текст ст. 65 Конституции указом Президента Российской Федерации на основании решения субъекта федерации, принятого в установленном порядке. Первый указ такого рода издан
Президентом 9 января 1996 г. (N 20), которым в Конституцию были включены новые наименования субъектов федерации - Республика Ингушетия (вместо
Ингушская Республика) и Республика Северная Осетия - Алания (вместо
Республика Северная Осетия). Администрации Президента предписывалось при переиздании текста Конституции Российской Федерации учесть новые наименования данных субъектов (СЗ РФ, 1996, N 3, ст. 152).
Некоторые субъекты
Российской Федерации имеют
Адыгея и Адыгея, Республика Башкорстан и Башкорстан, Республика Дагестан и
Дагестан. В этих и
других подобных случаях в
текст российской Конституции,
видимо, можно было бы включать
одно из названий, причем на
государственном языке
Наименование
Видовой состав субъектов федерации предопределяется ч. 1 ст. 5
Конституции. В юридическом смысле это означает, что членами Российской
Федерации могут быть
образования только
Конституция и федеральное
законодательство не содержат
критериев обретения субъектом
той или иной формы. Однако
республики (до начала 90-х годов - автономные
советские социалистические республики
и автономные области - Адыгейская, Горно-Алтайская,
Карачаево-Черкесская, Хакасская, находившиеся
в составе краев), автономные области и
автономные округа рассматривались как
государственно-правовые формы самоопределения
соответствующих народов Российской Федерации,
а края, области, города федерального значения
(в прошлом - города республиканского значения)
представляли собой наиболее крупные
ее административно-
Исторически они появлялись
и видоизменялись в разное
время как внутренние
Федеративным договором (договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской
Федерации и органами власти соответствующих ее субъектов) от 31 марта 1992 г. Российская Федерация и Республика Татарстан 15 февраля 1994 г. подписали отдельный Договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской
Федерации и органами
государственной власти
Федерации, Конституцией
Республики Татарстан и
В настоящее время республики, автономную область и автономные округа по- прежнему отличают особенности национального состава населения, быта и культуры. Именно поэтому республики, где данные особенности выражены наиболее рельефно, наделены некоторыми специфическими правами. Вместе с тем независимо от государственно-правовой формы все члены Российской Федерации объединены одним понятием – «субъект Российской Федерации»; они равноправны в этом качестве[3], а также равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти[4].
Часть 2 статьи 65 Конституции
РФ предусматривает
Конституции Российской Федерации (Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта
Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом).
. 2.2 Разграничение компетенций между Российской Федерацией и ее субъектами.
Проблема определения
компетенции федеральных
Федерации заинтересованы
в существовании сильной
Но в то же время они не хотят утратить своей самостоятельности и обладать правом решать лишь второстепенные вопросы жизни своего населения. Это — объективное противоречие любой федерации, заставляющее власти тщательно и оптимально проводить разграничение компетенции государственных органов федерации и ее субъектов.
Мировая практика выработала
формулу решения этой проблемы,
которая состоит в
Российская Федерация следует по этому испытанному пути: ст. 71
Конституции содержит перечень вопросов, находящихся в ведении Федерации; ст. 72 — перечень вопросов, находящихся в совместном ведении Федерации и ее субъектов; а в ст. 73 закреплена (без перечня вопросов) вся остаточная (т. е. за пределами ведения первых двух) компетенция субъектов Федерации.
Предметы ведения Российской Федерации
Разграничение предметов
ведения и полномочий между
органами государственной
Конституции, Федеративного договора и иных договоров по этим вопросам. Это положение включено в число основ конституционного строя (ч. 3 ст. 11
Конституции), оно призвано
воспрепятствовать решению
Федерации.
Отнесение Конституцией тех или иных вопросов к числу предметов ведения
Федерации означает
установление исключительной
Предметы ведения и полномочия органов Федерации, закрепленные в 18 пунктах ст. 71 Конституции РФ, можно условно разделить на несколько групп.
1) Вопросы государственного строительства:
-принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их исполнением;
-федеративное устройство и территория Федерации;
-регулирование и защита
прав и свобод человека и
гражданина, гражданство в Российской
Федерации, регулирование и
-установление системы
федеральных органов
-федеральная государственная служба.
2) Вопросы регулирование,
экономики и социального
-федеральная государственная собственность и управление ею;
-установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Федерации; установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе.
3) Вопросы внешней политики
и внешнеэкономической
-внешняя политика и
международные отношения
-внешнеэкономические
4) Вопросы обороны и охраны границы:
-оборона и безопасность,
оборонное производство, определение
порядка продажи и покупки
оружия, боеприпасов, военной техники
и другого военного имущества,
производство ядовитых веществ,
-определение статуса
и защита государственной
5) Вопросы создания
-судоустройство, прокуратура,
уголовное, уголовно-
-федеральное коллизионное право.
6) Вопроси метеорологии, статистической отчетности и др.:
-метеорологическая служба,
стандарты, эталоны,
7) Государственные награды и почетные звания Российской Федерации.
Из этого перечня вопросов, составляющих предметы ведения Российской
Федерации, можно сделать ряд важных выводов в отношении конституционных прерогатив Федерации, и в частности: а) только на федеральном уровне можно изменять Конституцию, принимать законы о гражданстве и др.; б) на территории субъектов Федерации могут располагаться объекты федеральной собственности; в) только на федеральном уровне решаются вопросы ядерной энергетики, развития путей сообщения и деятельности в космосе; г) только федеральные органы власти вправе осуществлять внешнюю политику, объявлять войну и заключать мир; д) Вооруженные Силы являются едиными для всей страды, ни один субъект
Федерации не вправе
создавать собственные
Исключительные полномочия
федеральных органов
Федерации, ее назначение
обеспечивать общие интересы
многонационального населения
Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов
Под совместным ведением
понимается отнесение
Предметы ведения и полномочия органов Федерации, закрепленные в 14 пунктах ст. 72, можно условно разделить на несколько групп.
I) Вопросы государственного
строительства и защиты прав
и свобод: обеспечение соответствия
конституций и законов
Информация о работе Федеративного устройства Российской Федерации