Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 08:49, реферат
Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Исходя из этого положения можно говорить о том, что государственное устройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализации власти в государстве. В территориально небольших государствах этот вопрос решается сравнительно легко, но в крупных государствах он становится достаточно серьезной проблемой и приобретает политическую окраску.
1. Введение
1.1 Формы государственного устройства ……………стр.2
1.2 Зарождение федеративного строя в России ……………стр.3
2. Современное устройство Российской Федерации
2.1 Состав субъектов Российской Федерации ……………стр.5
2.2 Разграничение компетенций между Российской
Федерацией и ее субъектами ……………стр.9
2.3 Малочисленые народы Российской Федерации ……стр.13
3. Проблемы российского федерализма
3.1 Проблемы, связанные с разграничением компетенций ……………стр.14
3.2 Проблемы целостности Российской Федерации ………стр.19
Список используемой литературы ……………стр.23
ТЕМА № 6
«ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ»
1. Введение
Кабардино-Балкарией, Татарстаном, Северной Осетией, Якутией), осуществлялось перераспределение и предметов ведения Российской Федерации, и предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов. Однако затем возобладало представление о верховенстве конституционных норм и недопустимости отхода в двухсторонних договорах от предусмотренного ими варианта разграничения полномочий.
В Положении о порядке работы по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и о взаимной передаче осуществления части своих полномочий федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 12 марта 1996 года №370, предусматривалось, что принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами, а договором разграничиваются полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти конкретного субъекта Российской Федерации. При этом договор не может устанавливать либо изменять конституционный статус субъекта Российской Федерации и в договоре не допускается изъятие или перераспределение предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, установленное статьями 71 и 72 Конституции РФ. Одновременно указывалось, что в договоре могли определяться предметы совместного ведения, обусловленные географическими, экономическими, социальными, национальны ми и иными особенностями конкретного субъекта Российской Федерации. Очевидно, здесь имелось в виду пополнение перечня предметов совместного ведения за счет сферы исключительной компетенции субъекта Федерации. Основную содержательную часть договоров должны были составлять соглашения о разграничении полномочий по конкретным предметам совместного ведения, установленным в статье 72 Конституции и перечисленным в договоре. Причем соглашения могли заключаться, только если соответствующие полномочия не определены федеральным законом. Безусловно не подлежали передаче полномочия федеральных органов исполнительной власти по обеспечению гарантий сохранения основ конституционного строя Российской Федерации, равноправия субъектов Российской Федерации, равенства прав и свобод человека и гражданина на всей территории Российской Федерации, а также иные полномочия, если их передача вела к нарушению территориальной целостности
Российской Федерации,
верховенства Конституции РФ
и федеральных законов на всей
территории Российской
Указ закрепил сложившуюся
на практике процедуру
Российской Федерации, являющихся правовой базой для договора и соглашений,
Конституции Российской
Федерации и федеральным
3.2 Проблемы целостности Российской Федерации
Проблемы, связанные с
сохранением целостности
Федерацию.
Россия как федеративное
государство имеет ряд
Согласно Конституции
Российская Федерация - это суверенное
государство, обладающая всей
полнотой власти на своей
Однако нормы ряда
Конституций республик в
Федерации должны принимать
только те правовые акты, которые
не содержат норм, противоречащих
Конституции и федеральному
С вопросом о суверенитете связан вопрос о территории, то есть о пространственном пределе распространения суверенитета. В ст.4 Конституции
Российской Федерации
сказано: «Суверенитет России
распространяется на всю ее
территорию». Вообще, сам факт
Конституционного закрепления
Конституции.
В Конституции Российской Федерации отсутствует право субъектов на выход.
И если бы это
право признавалось, то это бы
означало признание и
Конституции Российской
Федерации, ее федеративной
Следующий конституционно-
Российской Федерации
и в этом вопросе противоречат
Федеральной Конституции,
В России есть единые
Вооруженные силы, единая система
безопасности и обороны.
Указанное положение
не имеет юридической силы, однако
такие формирования были
В этой республике,
являющейся субъектом
Чечни отрицалось действие
Конституции Российской
РСФСР незаконными, а принятые ими акты – не подлежащими исполнению.
Решения съезда были
также подтверждены в
Федерального собрания
23 декабря 1994 года. Однако, как известно,
представители Чеченской
Государственной Думы,
до сих пор на территории
Чечни ведутся боевые действия,
хотя и официально объявлено
об окончании войскового этапа
операции, и продолжают гибнуть
люди – теперь уже
Приведенный пример
свидетельствует о том, что
в отдельных случаях появление
в основных законах республик
норм, противоречащих Конституции
при претворении их в жизнь
не только способствует
Международные нормы
не предоставляют право
Тывы, Дагестана, Башкортостана
содержатся положения о том,
что названные республики
Парламентом, что является
превышением прав субъектов
Естественно, правовое
регулирование республик по
Федерации принципиально
соответствовали Конституции
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд.2. – М.: Издательская группа НОРМА
– ИНФРА. М, 1999.
2. Беляк Е. Р. «Проблемы Российского федерализма» - Российская газета ,
1998. 11 декабря.
3. Варламова Н.В. «
М.:С.-П.:, МОНФ - Паритет, 1998 .
4. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. - Справочно-правовая система «Гарант».
5. Договор Российской
Федерации и Республики
6. Конституция Российской Федерации. – М.: Проспект, 1997.
7. Федеративный договор – Справочно-правовая система «Гарант».
8. Чистяков О.И. «О национально
– государственном
1991, №11.
-----------------------
[1] Список субъектов РФ приводится по тексту ст. 65 Конституции РФ с изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 9 января 1996 г. N 20 и
Информация о работе Федеративного устройства Российской Федерации