Формы правления и государственные режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:39, курсовая работа

Описание

Предметом данной курсовой работы являются формы правления и государственных режимов, т.е. сравнительный анализ определенных общественных отношений государственных систем, дефиниции коих отношений будут представлены в следующей главе. Один из объектов – Российская Федерация нам известна достаточно хорошо, и внимательному разбору будет подвергнута ниже, и это не проблема, проблема в том, что такое «страны запада»?

Содержание

Введение
Глава 1. Юридический статус рассматриваемых государств
Глава 2. Формы государственного правления
Глава 3. Республика как форма правления, ее виды. Государственный режим и его виды.
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Сокращения
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Формы правления и государственные режимы.doc

— 143.50 Кб (Скачать документ)

2. Республики смешанные – республики  с правительством двойной ответственности.  Президент выбирается в результате прямых или смешанных выборов, формирует правительство, но парламент может выразить вотум недоверия, как отдельному министру, так и всему правительству.

3. Парламентские республики –  правительство формируется победившей  на парламентских выборах партией. Президент назначается парламентом. Акты президента, имеют силу лишь после контрасигнатуры главы правительства (премьер-министра, канцлера).

Это основные виды. Разделенные по важнейшим категориям. Остальные  классифицируются с такой детализацией, что это скорее удел политологии, чем

права. Из всех приведенных, форм правления, принципы  наиболее разнятся и интересуют нас, в  парламентской и президентской  республиках.

3 глава основной части

Глава 3. Республика как форма правления, ее виды. Государственный режим и его виды.

Республика - это форма правления, при которой глава государства  является выборным и сменяемым, а  его власть считается производной  от избирателей или представительного  органа, а все органы высшей власти избираются населением посредством прямых или многоступенчатых выборов. Прямые выборы президента присущи Мексике, Египету, Венесуэле, косвенные - США.

Для республиканской формы государственного правления характерны следующие  черты:

а) выборность высших органов государственной власти и их коллегиальный (коллективный) характер;

б) наличие выборного главы государства;

в) избрание органов верховной государственной  власти на определенный срок;

г) производность государственной  власти от суверенитета народа;

д) юридическая ответственность главы государства.

Выделяют три основных разновидности  республики - президентскую, парламентскую  и смешанную (полупрезидентскую).

Президентская республика характеризуется  доминирующей ролью президента в  системе государственных органов. Президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти. Классический пример президентской республики - США, где и была впервые введена эта форма правления. Преобладает президентская республика в странах Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Боливия и др.), а ряде стран Азии и Африки в виде "суперпрезидентской" республики.

Отличительная черта президентской  республики - жесткое разделение законодательной  и исполнительной ветвей власти. Президент  возглавляет исполнительную власть: назначая правительство (без участия парламента или с минимальным его участием), он является его главой. Если в стране есть премьер - министр, он скорее является помощником президента. Правительство ответственно перед президентом, а не перед парламентом. Последний не имеет права объявлять вотум недоверия правительству и премьер - министру, иногда может объявить вотум лишь отдельному министру. Президент не имеет права роспуска парламента. Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек и противовесов, взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента и правом законодательной инициативы. Однако есть и исключения. Согласно Египетской конституции парламент может высказать недоверие правительству, а президент может распустить парламент за это, или может вынести спорный вопрос на всенародный референдум. Для данной формы правления характерен дуалистический государственный режим.

Для президентской республики характерно:

а) соединение в руках президента полномочий главы государства и  правительства (США, Аргентина, Бразилия, Мексика);

б) президент избирается населением или его представителями на выборах (выборщиками);

в) президент самостоятельно (не исключен парламентский контроль) формирует  правительство, и оно ответственно перед президентом, а не парламентом;

г) президент наделен такими полномочиями, которые в значительной степени  позволяют ему контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.), брать на себя в экстренных случаях функции парламента.

В парламентской республике главное  звено - парламент, который формирует  правительство, избирает министров, главу правительства и главу государства - президента, являющегося переизбираемым символом государства (Италия, ФРГ, Индия, Турция, Израиль, Венгрия, Чехия). При формальном главенстве парламента вся полнота власти принадлежит правительству. Роль парламента сводится к тому, что после регулярных выборов депутатов, эти представители образуют правительство, которое затем управляет страной. Более 90% законопроектов, рассматриваемые и принимаемые парламентом, вносит правительство.

Парламент обладает правом вынесения вотума является правительству, что влечет за собой отставку правительства либо парламента и проведение досрочных выборов. Но в большинстве случаев вотум уравновешивается правом правительства распускать парламент. Формально этим правом обладает президент, но он издает указы по официально оформленной просьбе премьер - министра. Президент назначает премьер - министра, других министров с согласия парламента. Президент может издавать акты, но они должны проходить процедуру контрассигнации. У правительства может быть солидарная ответственность, то есть недоверие к одному из ключевых министров: обороны, финансов, внутренних дел, может вызвать отставку всего правительства. Эти отставки часто влекут роспуск парламента, так как правительство может потребовать от президента этого и он обязан выполнить. При данной форме правления может существовать либо парламентарный либо министериальный государственный режим.

Главной отличительной особенностью парламентской республики является принцип политической ответственности правительства перед парламентом. В целом же она характеризуется следующими чертами:

а) верховная власть принадлежит  парламенту, избираемому населением;

б) президент является главой государства, но не главой правительства;

в) правительство формируется только парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте) или к партийной коалиции;

г) правительство ответственно перед  парламентом;

д) президент избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом;

е) наличие должности премьер-министра, который является главой правительства  и лидером правящей партии или  партийной коалиции;

ж) правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах - большинства нижней палаты), а в случае утраты такой поддержки оно либо уходит в отставку, что означает правительственный кризис, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения внеочередных парламентских выборов;

з) президент как глава государства  обнародует законы, издает декреты, имеет  право роспуска парламента, назначает  главу правительства, является главнокомандующим  вооруженными силами и т. д.

Смешанная республика (полупрезидентская, полупарламентская) сочетает сильную  президентскую власть с эффективным  контролем парламента за деятельностью  правительства. Ее главная черта - двойная  ответственность правительства  перед президентом и парламентом. От президентской такая республика сохранила избрание президента непосредственно народом, от парламентской то, что глава исполнительной власти имеет право роспуска парламента, а парламент обладает правом на вотум недоверия. Так, во Франции Президент должен назначить главой правительства лицо, пользующееся доверием парламента. Смешанная республика существует сегодня в Австрии, Финляндии, Франции, Польше, Македонии, Португалии и ряде других стран.

В теократической республике главным  лицом является духовный глава государства (Исламская республика Иран).

В настоящее время существуют и  гибридные формы республик. Так, в Объединенных Арабских Эмиратах президента страны раз в 5 лет избирают эмиры - монархи, возглавляющие эмираты. По традиции избирается президентом глава самого большого эмирата - Абу - Даби. В 1996 г. он был переизбран в пятый раз.

Африканское государство Малави является республикой с пожизненной должностью президента, на Гаити власть президента передается по наследству.

Примеры советской республики представляли собой союзные республики бывшего СССР. Такой республике присущи следующие черты:

1) экономическая основа - единственный  сектор в экономике - социалистический  в форме государственной и  колхозно-кооперативной собственности,  отсутствие многоукладности экономики;

2) политическая основа - Советы  народных депутатов, отсутствие  политического плюрализма;

3) ядро политической системы  - коммунистическая партия, отсутствие  многопартийности;

4) господство командно-административной  системы.

В настоящее время в республиках Прибалтики сложились элементы парламентарной республики, в России, Республике Беларусь, других странах СНГ устанавливается режим республики президентского типа.

Государственный режим и его  виды

Политический режим - это совокупность реальных средств и методов, при помощи которых осуществляется власть в конкретном государстве. Кроме термина "политический режим" в научной литературе используется термин "государственный режим".

Под государственным режимом понимается реальный порядок функционирования и взаимодействия частей государственного механизма. Государственный режим может соответствовать тому, что написано в конституции, а может и не соответствовать. Например, в конституции записан один порядок избрания или отстранения президента от власти, а на самом деле применяется другой, который иногда не записан. В таком случае реальный государственный режим не совпадает с конституционным регулированием.

Данные понятия синонимами не являются, т.к. чаще всего их значения не совпадают. Политический режим понимается как нечто более объемное и значительное, включающее в себя не только деятельность органов государства, но

также деятельность и реальный статус других элементов политической системы: партий, общественных организаций и  т.д. В политический режим включаются также реальный статус и правовое положение граждан, наличие прав и свобод. В отличие от этого государственный режим в первую очередь характеризует деятельность государственных органов, их взаимоотношения и проявления власти.

В литературе по зарубежному государственному праву нет единой классификации государственных режимов. Чаще всего выделяют те же виды государственных режимов, что и политических: демократический, авторитарный (властный), тоталитарный. Вместе с тем существует специальная классификация государственных режимов, включающая:

- абсолютистский государственный режим;

- министериальный государственный режим, когда правительство формируется одной крупной фракцией;

- дуалистический государственный режим (ограниченный дуализм власти) при абсолютной и дуалистической монархиях;

- парламентарный государственный режим при системе, когда правительство формируется партийной парламентской коалицией;

- президентский государственный режим;

- легитимный государственный режим;

- нелигитимный государственный режим;

- либеральный государственный режим;

режим социальной демократии.

Заключение

      В заключении мы  постараемся, оперируя приведенными  данными дать ответ на поставленный  вопрос, а именно: в чем состоит  разница, если она имеет место, в формах  правления и государственных режимов России – с одной стороны; и Великобритании, Франции и ФРГ, с другой.  Причем заметьте, если исходить из формулировки темы, то Великобритания, Франция, ФРГ – выступают единым блоком (объектом). Т.е. сравнение необходимо проводить сразу у трех стран как совокупности. Отринув большую часть противоречащих друг другу характеристик, вычленить те единые качества, присущие всем трем странам, что и поможет вывести обобщенное  понятие «страны запада». Итак, для начала формы правления:

    У всех трех стран  различные формы правления: парламентская  монархия, полупрезидентская республика, парламентская республика. У РФ  государственная форма правления  – полупрезидентская республика. По форме правления РФ –  близка к Франции, с той лишь разницей, что во Франции наблюдается тенденция к ослаблению президентской власти, а в России – наоборот. Весьма уместно сравнить сейчас Россию, с Францией де Голлевского периода.

    Категория государственный  режим вообще, не встречается  (в массе) в писанных конституциях. Единственное упоминание, касающееся режима можно встретить в статьях, где государство (республика) называется демократическим, без упоминания категории режим      (ст.1 Конституции Франции; ст. 20 Основного Закона ФРГ; ст.1 Конституции РФ).

    Как было уже нами  замечено, основной определяющей  государственного режима (здесь  мы воспользуемся пока категориями:  демократический – недемократический)  является комплекс норм посвященных  защите прав человека. Во всех  рассматриваемых странах он имеет место. Если немного углубится в эту тему, и задаться вопросом получают ли на более низком уровне эти нормы развитие, то и здесь ответ будет положительным.

Да у «стран запада» - демократические  режимы; да в РФ – демократический  режим.

    Получили ли мы ответ на искомый вопрос? И да, и нет. Конституция РФ 1993г. разрабатывалась крупнейшими учеными правоведами России. Они не могли не учесть тот огромный опыт, накопленный зарубежными странами в государственном праве. Более-менее тщательный анализ Конституции РФ и конституций указанных стран, позволяет заметить то, что Конституция РФ заметно выигрывает в логике, сжатости, и вместе с тем объемности раскрытых норм. Это особенно заметно, если сравнить с весьма ограниченной Конституцией США.  Потому, разумеется, все крупнейшие нормативно-правые акты, вполне соответствуют ратифицированным международным договорам.

      Целью нашей курсовой  работы, не является раскрытие  таких спорных вопросов как  количество цивилизаций в мире, принципы их разграничения  или утверждение о дискретности либо вечности цивилизаций. И темы цивилизационной теории, мы подняли исключительного для того, чтобы показать, что корректный ответ, на вопрос о разнице государственных режимов и форм правления мы дать не сможем, пользуясь исключительно правовым анализом. На государственный режим часто определяющее влияние оказывает личность субъекта с максимальной концентрации власти. Как пример, в литературе часто встречаются определения типа:  режим де Голля, режим Хусейна, и даже – режим талибов. Т.е. идет не научное абстрагирование, а примитивная казуистика. Обратите внимание, не дается определение - тоталитарный или авторитарный. Нет, смысловая нагрузка идет на личность. Почему? Как правило, от невозможности подогнать имеющий место режим, под классические категории. Почему невозможно? Потому что, при разработке классификаций не учитываются, как правило, традиционные способы производства и методы правового регулирования. Если посмотреть с этой стороны, то мы увидим диаметральную противоположность  между государственными режимами России и «стран запада».

Информация о работе Формы правления и государственные режимы