Формы правления и государственные режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:39, курсовая работа

Описание

Предметом данной курсовой работы являются формы правления и государственных режимов, т.е. сравнительный анализ определенных общественных отношений государственных систем, дефиниции коих отношений будут представлены в следующей главе. Один из объектов – Российская Федерация нам известна достаточно хорошо, и внимательному разбору будет подвергнута ниже, и это не проблема, проблема в том, что такое «страны запада»?

Содержание

Введение
Глава 1. Юридический статус рассматриваемых государств
Глава 2. Формы государственного правления
Глава 3. Республика как форма правления, ее виды. Государственный режим и его виды.
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Сокращения
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Формы правления и государственные режимы.doc

— 143.50 Кб (Скачать документ)

Вся культура «стран запада» основана на торжестве частной собственности. Используя формулировки классического  истмата, мы увидим, что азиатский  способ производства противопоставлен всем остальным античному, феодальному и

буржуазному. И если можно согласится с Марксом о том, что античный, феодальный и буржуазный способы  производства есть прогрессивные (в  данном контексте, последующие друг за другом), то азиатский способ стоит  обособленно и в отличие от динамичных западных способов производства, статичен. Т.е. не прогрессирует. Во всяком случае, так быстро.

    Культура «стран востока» (вечный вопрос: Россия – «Восток  или Запад»?) строится на том,  что собственность на средства  производства принадлежит государству и родовым общинам.  В отличие от сугубо индивидуалистичного «запада», на «востоке» до сих пор весьма сильны традиции коллективизма. И если на «западе», судьба государства определялась интересами частного капитала, предпринимательскими интересами, то на «востоке» государство определяло направление развития экономики. Направляя и в чем то, несомненно, подавляя, ограничивая все растущие производительные силы. Вектор развития «востока», противоположен  «западу». Те категории, которыми пользуются, «западные» как правоведы, так и историки, просто не подходят к «Востоку». Период феодальной раздробленности Китай, например, пережил, еще при Западных Чжоу (1027-771 вв. до н. э.), а феодальная раздробленность Японии, вообще не вписывается ни в какие рамки. А Индия, с ее поразительно четко отлаженным натуральным хозяйством и кастовым разделением труда?    Все это не есть признак дикости или отсталости. Это традиция. В процессе адаптации формирующегося государства к естественным условиям, данный путь оказался наиболее эффективным. Все это естественно. Даже пресловутая, восточная деспотия, оказывается вполне объяснимой, и, рядом с «западным» тоталитаризмом вполне невинной.  По способу производства (и не только), Россия всегда стояла ближе к «востоку». Не углубляя взгляд, во времена царизма, вспомним, что способ производства в СССР, был, если следовать определениям  марксизма, не социалистическим, а «азиатским».

Я затрудняюсь, дать оценку современному государственному режиму в России. Скорее всего, ее не дадут и люди, от которых напрямую зависит этот режим, поскольку, режим как динамичная форма государства, до сих пор продолжает развиваться и видоизменятся.  И не факт, что его дальнейшее развитие ведет нас, в

сторону демократического государственного режима. Путь государства, от образования империи, ее падения и вновь образования был прослежен еще в эпоху Возрождения, и мы не будем повторять слова Н. Макиавелли. Невозможно, дать название того режима, что имеет место в России сейчас, проще предположить каким он станет в скором времени. Исходя из примера США начала 19 века, Франции 1958г, можно предположить, что нагнетание власти в исполнительной ветви, будет происходить до тех пор, пока существующее положение не придет в противоречие с Конституцией РФ. Если бы мы имели конституцию подобную Конституции США, все необходимые нормы появились бы в виде правового обычая, закрепленного судебным прецедентом. Но поскольку в РФ имеет место писанная и довольно четкая конституция, то возможно два варианта развития событий:

1)  Внесение поправок в Конституцию  РФ в порядке, предусмотренном  (статья 136 Конституции РФ) для принятия  федерального конституционного  закона,  что возможно только  для глав 3-8. Наиболее вероятным  представляется внесение поправок  в статьи 66 (статус республик РФ), статьи 107-108 порядок преодоления президентского вето и порядок принятия федеральных конституционных законов. Плюс принятие предусмотренных Конституцией, но еще не принятых Конституционных федеральных законов, особенно к статьям 87 и 88 Конституции РФ. В данном случае, пользуясь классическими категориями, мы получим президентскую республику, с возможно демократическим государственным режимом.

2)  Вариант генерала Де Голля  – принятие новой конституции,  где кроме вышеуказанных статей  будет поменяна также, государственная форма правления РФ, статус республик,  и соответственно (Де Голлевский вариант) резкое усиление полномочий главы государства.  В этом случае, пользуясь классическими категориями, мы получим президентскую республику с полуавторитарным (в

лучшем случае) государственным  режимом.

Ну и собственно вывод как  таковой. Все «страны запада», при  различных формах правления, объединяет единый вид государственного режима (о единой культуре мы уже упоминали). Форма правления РФ, может быть сравнима с формой

правления некоторых «стран запада» (Франция), но государственный режим  РФ в данный момент находится в  процессе становления, и сравним, ни с чем быть не может. Тем более  не факт, что когда его становление  произойдет, мы не будем иметь дело с неким  новым видом государственного режима. Посему считаю, какие либо утверждения о государственном режиме РФ просто некорректными. Само вычленение вопроса о том, каков есть государственный режим в РФ, и есть достижение окончательной цели нашей курсовой работы. Для ответа на него мы не обладаем достаточной компетенцией, информацией и временем, и потому оставляем его открытым, ибо правильно заданный вопрос, иногда важнее неистинного ответа.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

11

Суверенное государство

государство, которое имеет чётко определённую территорию, на которой оно осуществляет внутренний и внешний суверенитет, имеет постоянное население, правительство, не зависит от других государств, имеет полномочия и способность вступать в международные отношения с другими суверенными государствами

22

Монархия

форма правления, при которой верховная  государственная власть частично или  полностью принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану, фараону и т. д.) и, как правило, передаётся по наследству.

33

Аристократия

форма государственного правления, при  которой власть принадлежит знати

44

Демократия

политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии

55

Абсолютная монархия

форма правления при которой  монарх обладает всей неограниченной полнотой власти

66

Дуалистическая монархия

форма правления при которой  имеет место разделение власти. Монарх осуществляет исполнительную (формирует, в частности правительство), парламент – законодательную

77

Парламентская монархия

у монарха отсутствует власть как  таковая, правительство формируется  парламентом

88

Президентские республики

республики, где президент выбирается независимо от парламента

99

Республика

это форма правления, при которой  глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается  производной от избирателей или  представительного органа, а все  органы высшей власти избираются населением посредством прямых или многоступенчатых выборов

110

Премьер-Министр

первый, главный министр, глава  правительства в странах, где  эта должность отделена от поста  главы государства.

111

Теократическая республика

форма правления, при которой власть в государстве находится в руках церкви и духовенства


 

Список использованных источников

1

Василевич, Г. А. Конституционное право  зарубежных стран: учебник / Г. А. Василевич, Н. М. Кондратович, Л. А. Приходько. –  Мн.: Книжный Дом, 2006. – 480с.

2

Чиркин, В. Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник / В. Е. Чиркин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005. – 669с.

3

Конституционное (государственное) право  зарубежных стран: учебник: в 4 т. / Б. А. Страшун. – М.: БЕК, 2001.– 639с.

4

Арановский, К. В. Государственное право зарубежных стран: учебник для вузов / К. В. Арановский. – М.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 1998. – 488с.

5

Конституции зарубежных государств. Учебное пособие. Европейский союз, США, Германия, Франция, Испания, Япония, Швейцария, Бразилия, Италия.  М.: Бек, 2001

6

История Востока. В двух томах. Васильев Л.С. М: Высшая Школа; 2001

7

История политических и  правовых учений. Под редакцией Нерсесянца В.С. М.: Инфра М – Кодекс, 1995

8

Конституционное право Российской Федерации. Баглай М.В. М: Норма; 2001

9

Конституционное (государственное) право  зарубежных стран. Особенная часть. Страны Европы. Под редакцией Страшуна Б.А. М.:Бек., 1998

10

Конституционное Право зарубежных стран. Основы конституционного права. Чиркин В.Е. М: Юристъ, 2001

11

Макиавелли Н. Избранные произведения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998

12

Права человека. Под редакцией Лукашевой  Е.А. М.: Норма, 2001

13

Теория государства и права. Хрестоматия. Хропанюк. В.Н. под редакцией Радько Т.Н. М.: Интерстиль, 1999

14

Шпенглер О. Закат Европы. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1998


 

Список сокращений

СССР – Союз Советских Социалистических Республик

РСФСР - Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

США – Соединенные штаты Америки

СНГ – Содружество независимых  государств

т.к. – так как

т.е. - то есть

др. – другие

ФРГ – Федеративная республика Германия

и т.д. – и так далее

РФ – Российская Федерация

ст. - статья

Приложения

 

(По запросу Президента  РФ и Государственной Думы  РФ, о порядке преодоления президентского  вето) Конституционный Суд РФ  постановил  в постановлении от 22 апреля 1996 г.:

 

1. Под «принятым федеральным  законом» по смыслу ч.1 ст. 107 Конституции  РФ понимаются: законы, принятые  Государственной Думой и одобренные  Советом Федерации в соответствии  с ч. , 2, 3 и 4 ст. 105 Конституции РФ; законы, повторно принятые Государственной Думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ;

2. Принятый федеральный закон  в течении пяти дней направляется  для подписания и обнародования  Президенту РФ Советом Федерации  независимо от того, одобрен этот закон данной палатой путем голосования или без рассмотрения. В случае предусмотренном ч. 5 ст. 105 Конституции РФ, принятый федеральный закон Президенту РФ направляет Государственная Дума.

3. Отклонение федерального закона  Президентом РФ ,предусмотрено ч. 4 ст. 107 Конституции РФ, означает принятое в течение 14 дней с момента получения закона решение Президента РФ об отказе в его подписании (вето) с указанием мотивов такого отказа. Не является отклонением федерального закона в смысле ч. 3 ст. 107 Конституции РФ возвращение Президентом РФ федерального закона в соответствующую палату Федерального Собрания, возможное только в случае нарушения палатой установленных Конституцией РФ требований к порядку принятия федеральных законов и предусмотренных ею условий и процедур.

4. Положение ч. 3 ст. 107 Конституции  РФ о том, что в случае  отклонения Президентом РФ федерального  закона Государственная Дума  и Совет Федерации в установленном  Конституцией РФ порядке вновь  рассматривают данный закон, означает, что на рассмотрение такого закона распространяются положения ч. 1 и 3 ст. 105, положение ч. 4 ст. 105 о 14 – дневном сроке в толковании, которое дано

постановлением Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г., а также положения  ч. 1 и 3 ст. 107 Конституции РФ. Если отклоненный Президентом РФ федеральный закон не был повторно рассмотрен Советом Федерации он не может считаться одобренным этой палатой, а вето преодоленным.




Информация о работе Формы правления и государственные режимы