Функции и типология общественного времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:59, курсовая работа

Описание

Словосочетание "общественное мнение" давно у нас на слуху. Это одно из тех социальных явлений, которые не испытывают сегодня недостатка внимания к себе. Его изучают и анализируют специалисты практически всех областей обществознания, о нем пишут журналисты, за его симпатиями ревниво следят политики, руководители различных рангов. Общественное мнение изучают, формируют, прогнозируют, стремятся учесть в практике социального управления, одним словом, прилагают немало усилий к тому, чтобы завоевать его расположение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….4
Глава 1. Сущность и структура общественного мнения………………………7
1.1 Понятие общественного мнения……………………………………….7
1.2 Существенные признаки общественного мнения…………………….8
1.3 Форма общественного мнения………………………………………...10
1.4 Субъект и объект общественного мнения в его структуре …………11
1.5 Стадии формирования общественного мнения………………………14
Глава 2. Функции и типология общественного времени…………………….17
2.1 Функции общественного мнения…………………………………......17
2.2 Типология общественного времени……………………………...…...23
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 50.81 Кб (Скачать документ)
 

                   ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………….4

    Глава  1. Сущность и структура общественного мнения………………………7

            1.1 Понятие общественного мнения……………………………………….7

            1.2 Существенные признаки общественного мнения…………………….8

            1.3 Форма общественного мнения………………………………………...10

            1.4 Субъект и объект общественного мнения в его структуре …………11

            1.5 Стадии формирования общественного мнения………………………14

      Глава 2. Функции и типология  общественного времени…………………….17

             2.1 Функции общественного мнения…………………………………......17

             2.2 Типология общественного времени……………………………...…...23

Заключение………………………………………………………………………….25

Список использованной литературы……………………………………………...27 
 
 

 

                                        ВВЕДЕНИЕ

      Словосочетание "общественное мнение" давно у  нас на слуху. Это одно из тех социальных явлений, которые не испытывают сегодня  недостатка внимания к себе. Его  изучают и анализируют специалисты  практически всех областей обществознания, о нем пишут журналисты, за его симпатиями ревниво следят политики, руководители различных рангов. Общественное мнение изучают, формируют, прогнозируют, стремятся учесть в практике социального управления, одним словом, прилагают немало усилий к тому, чтобы завоевать его расположение.

      Но  что же такое общественное мнение и как оно формируется? Какие  функции выполняет данное явление? Какие мыслительные процессы происходят в сознание каждого члена нашего общества, и как на это влияет общественное мнение? Оказывают ли пропаганда и средства массовой информации влияние на формирование общественного  мнения?

     Изучение  общественного мнения является актуальной проблемой, так как общественное мнение является своеобразным регулятором процессов, которые происходят в обществе. Его актуальность ещё состоит в том, что в России, как, в принципе, и во многих других странах общественное мнения выступает в качестве «создателя» каких-либо общественных норм, которые позже могут перерасти в традиции. Ещё одна не менее важная причина изучения общественного мнения, это то, что в последнее время предвыборные кампании и программы партий или тех или иных партийных лидеров опираются на результаты опросов общественного мнения. Но нужно заметить, что порою результаты общественного мнения, могут быть недостоверными и ошибочными. В этом случае они лишь вводят в заблуждение народные массы, а иногда и оказывают скрытое влияние на сознание людей и формирования у них необходимого кому - либо мнения по тем или иным вопросам. Почему присутствует такое явление? На этот вопрос так же ответит настоящая курсовая работа.

      Общественное мнение является побудительной силой к действию групп людей или в ином направлении. Поэтому изучение общественного мнения, оценка направленности его содержания по отношению к организации и формирование его в интересах организации являются одной из важнейших задач паблик рилейшнз.

       Но существуют некоторые препятствия на пути к подробной разработанности проблемы изучения общественного мнения как социального института, а именно в источниках, с помощью которых была написана данная работа. Дело в том, что данная проблемы ещё не достаточно хорошо разработана, поэтому в списки литературы отсутствуют монографии последних годов выпуска. Монографии, же, написанные в советский период, постоянно делают акцент на общественном мнении, с марксистко-ленинской точки зрения. Выбирая из этих источников всё самое главное, невольно проводится параллель между прошлым, когда-то существующим общественным мнением и тем, которое присутствует сейчас в нашем обществе. Так же нужно заметить, что та информация, которая находится в современных учебниках по поводу общественного мнения и его изучения, порой противоречит друг другу. Что касается статей в журналах и газетах, они описывают практические вопросы, связанные с изучением общественного мнения, например: «Предвыборные опросы 1993 г. в России критический анализ» В. Э. Шляпентох, которые не приведут теоретических обоснований.

       В курсовой работе присутствуют примеры развития и функционирования общественного мнения на основе эмпирических исследований, которые проводили Российские исследовательские центры в разное время. Именно эти исследования являются эмпирической базой исследования общественного мнения, приведенные в конце курсовой работы в виде таблиц.

       Сама  же работа, лишь раскрывает и разрабатывает  общие понятия по вопросу общественного  мнения и того, что связано с  ним, основываясь в основном на отечественной научной литературе. Поэтому, снова возвращаясь к проблеме недостаточной разработанности этой проблемы, обращаю внимание на то, что полноценные источники, особенно зарубежные, по вопросу изучения общественного мнения являются труднодоступными или и вовсе отсутствуют.

     Так, постепенно следует перейти непосредственно  к цели данной курсовой работы, т.е. к исследованию общественного мнения и тем задачам, которые необходимо изучить: определить сущность общественного  мнения, исследовать его функции и типологию, найти проблемы, связанные с изучением общественного мнения. Но самой важной задачей является изучение общественного мнения как социального института. Именно эти и некоторые другие задачи должна разрешить данная курсовая работа, по средствам разработанного плана. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

     1.1 Понятие общественного  мнения.

     Впервые понятие "общественное мнение" появилось  в Англии во 2-й половине XII в. (его "автор" – английский писатель и общественный деятель Дж. Солсбери). В XVIII в., когда этот термин стал общепринятым, французский аббат Алькуэн произнес фразу, вошедшую в историю: "Vox populi – vox Dei" – "Глас народа – глас Божий".

      Общественное мнение «принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению»1. Поэтому существует множество точек зрения и мнений. Только в отечественной литературе можно встретить почти два десятка определений и терминов. «Стержнем одних является фиксация субъекта и объекта общественного мнения, других – его нацеленность на решение имеющихся в обществе проблем, третьих – родовой связи общественного мнения и общественного сознания, четвёртых – его качественно – количественных признаков – распространенности, интенсивности. На эмпирическом уровне предлагается определять общественное мнение через: отношение, оценочные суждения или практические действия социальных общностей, в которых выражается их ответная реакция на различные факты, события или явления общественной жизни»2. Для более полного понимания приведу несколько определений, которые можно встретить в различных источниках: Так В. Н. Лавриненко пишет, что «общественное мнение – это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в эмоциях и суждениях, а затем и в действиях»3; Из определения, которое приведено в учебном пособии по социологии Елсукова следует, что «общественное мнение – это специфическое проявление общественного сознания, сложное духовное образование, выражающееся в оценках (как в вербальной, так и не в вербальной форме) и характеризующее явное или скрытое отношение к актуальным проблемам действительности, присущее отдельным группам, социальным общностям или обществу в целом»4. А в советском энциклопедическом словаре понятие «общественное мнение» определятся как состояние массово сознания, заключающего в себе отношение к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей. Общественное мнение выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп, насаждает определённые нормы общественных отношений5. Из всего выше сказанного можно выделить некоторые логические варианты, которые включают в себя некоторые существенные признаки этого феномена. 

      1.2 Существенные признаки  общественного мнения.

     «Во-первых, следует иметь в виду, что общественное мнение включает не все точки зрения и мнения, имеющиеся у отдельных индивидов, а лишь связанные с вопросом или ситуацией, в отношении которой данная совокупность выступает как общность.

     Во  – вторых, общественное мнение по конкретному вопросу и в конкретной ситуации может коренным образом отличаться от общественного мнения по другому вопросу и в другой ситуации или даже по тому же конкретному вопросу, но в другой ситуации. Иными словами, не существует абстрактного и неисторического общественного мнения.

     В-третьих, общественное мнение должно быть публично выражено, доведено до сведения общества или какой-либо общности людей, ибо в противном случае оно остается индивидуальной точкой зрения отдельных лиц (хотя этих лиц может быть и достаточно много).

     В-четвёртых, общественное мнение дает о себе знать тогда, когда оно высказывается по проблемам, интересующих конкретное общество или конкретную группу людей.

     В-пятых общественное мнение складывается только при условии доступа общественности к информации, касающегося конкретного вопроса или группы вопросов. Необходимо при этом иметь в виду, что общественное мнение может возникать на основе информации, как отражающей реальное положение вещей, так и искажающей действительность.

     В-шестых, общественное мнение не является чем-то неизменным, должно обладать, тем не менее, достаточной интенсивностью, определенностью и сохраняться на протяжении определённого отрезка времени, что и дает возможность фиксировать его в качестве общественного феномена»6.

     Следует заметить, что термин «общественное  мнение» используется в двух смыслах: 1) мнение, поддерживаемое реальным числом людей, представителями отдельной социальной группы и субкультуры в данном обществе 2) доминирующее мнение, среди всех представителей общественности.

     Исходя, из первого определения, «общественного мнения может быть много, и их число зависит от степени разнородности и степени неравенства в обществе»7. По второму определению можно сделать вывод, что «общественное мнение представляет собой лишь мнение большинства представителей общественности, некий консенсус большого количества точек зрения по обсуждаемой проблеме. В научной литературе понятие «общественное мнение» может применяться как в первом, так и во втором смыслах»8. 

     1.3 Форма общественного мнения.

     С содержанием общественного мнения непосредственно связана его  форма. Основной формой общественного  мнения являются оценочные суждения в вербальном и невербальном выражении.

     Вербальное  и невербальное выражение общественного  мнения объясняется его структурой. В структуре общественного мнения выделяют три основных компонента:

·        Рациональный;

·        Эмоциональный;

·        Волевой.

     Охарактеризуем  каждый из компонентов.

     Основу  рационального компонента общественного  мнения составляют знания об объекте. При этом особое значение имеют достоверность и точность знаний об объекте общественного мнения. В PR-деятельности важную роль в формировании положительного общественного мнения по отношению к базисному субъекту играет информация. Например, если в качестве базисного субъекта выступает организация, то существенное значение будет иметь информация о самой организации, ее руководстве, деятельности, продукции, внешних организационных связях.

     Основу  эмоционального компонента общественного  мнения составляют эмоциональное восприятие объекта и эмоциональные переживания, которые проявляются в коллективных (групповых) чувствах и настроениях. Коллективные (групповые) чувства как  определенные переживания и коллективные (групповые) настроения как обще эмоциональное  длительное состояние людей могут  иметь положительную или отрицательную сторону, что в свою очередь будет проявляться в вербальных и особенно невербальных оценочных суждениях.

     Основу  волевого компонента общественного  мнения составляют общественная воля и воля личностей, входящих в субъект  общественного мнения. Воля как элемент психики человека представляет собой способность к выбору  цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Волевой компонент непосредственно связан с рациональным и эмоциональным компонентами. Рациональная и эмоциональная составляющие общественного мнения, раскрывая сущность объекта общественного мнения и производя его социальную оценку, тем самым формируют определенную волевую направленность субъекта общественного мнения по отношению к его объекту. Непосредственно общественная воля реализуется в различных формах массового поведения субъекта общественного мнения. 

Информация о работе Функции и типология общественного времени