Функции и типология общественного времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:59, курсовая работа

Описание

Словосочетание "общественное мнение" давно у нас на слуху. Это одно из тех социальных явлений, которые не испытывают сегодня недостатка внимания к себе. Его изучают и анализируют специалисты практически всех областей обществознания, о нем пишут журналисты, за его симпатиями ревниво следят политики, руководители различных рангов. Общественное мнение изучают, формируют, прогнозируют, стремятся учесть в практике социального управления, одним словом, прилагают немало усилий к тому, чтобы завоевать его расположение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….4
Глава 1. Сущность и структура общественного мнения………………………7
1.1 Понятие общественного мнения……………………………………….7
1.2 Существенные признаки общественного мнения…………………….8
1.3 Форма общественного мнения………………………………………...10
1.4 Субъект и объект общественного мнения в его структуре …………11
1.5 Стадии формирования общественного мнения………………………14
Глава 2. Функции и типология общественного времени…………………….17
2.1 Функции общественного мнения…………………………………......17
2.2 Типология общественного времени……………………………...…...23
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 50.81 Кб (Скачать документ)

     Регулятивная  и воспитательная функции активно  взаимодействуют, взаимопроникают, дополняют  друг друга, и всё чаще выступают  как единая регулятивно – воспитательная функция общественного мнения. Она отличается многообразием способов и форм своего проявления, что обусловлено возросшими потребностями духовной жизни общества и социальной практике, постоянным совершенствованием условий для проявления творческой активности и самореализации народных масс.

     Общественное  мнение народа оценивает и анализирует, контролирует и консультирует, вырабатывает предложения и предписания, другими  словами, выполняет значительный объём для общества работы.

Начнем  с того, что в зависимости от характера влияния мнения масс на различные социальные институты, принято  выделять контрольную, консультативную  и директивную функции общественного мнения15.

     Сущность  контрольной (в более широком смысле – экспрессивной) функции «заключается в том, что народное мнение по заинтересовавшему его вопросу практически всегда занимает определённую позицию и стремиться к тому, чтобы ей отвечала соответствующая деятельность официальных организаций и лиц»16. «Эта особенность придает данному феномену характер силы стоящий над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов и лидеров партий, государства в целом»17.

     Смысл консультативной функции заключается в том, что в случае необходимости общественное мнение может дать консультацию, совет относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение будет справедливым лишь в том случае, если институты власти заинтересованы в таких советах. Прислушиваясь к таким советам, политические лидеры, группы вынуждены корректировать решения, методы управления18. Но нужно заметить, что «выработка дельного совета, конструктивного предложения требует от субъекта общественного мнения определённых способностей, и, прежде всего умение анализировать явления социальной действительности, программировать социальные отношения и процессы, из цепочки отдельных фактов выстраивать модель общественного развития»19.

     Что касается директивной (предписывающей) функции общественного мнения, то о её проявлении можно говорить в том случае, когда результатом функционирования общественных суждений выступают решения, касающиеся различных сторон жизнедеятельности общества и имеющие строго заданный характер20. Это означает, что «общественность выносит решения по тем или иным вопросам, проблемам социальной жизни, имеющие императивный характер, например, волеизъявление народа во время выборов, референдумов. Народ в данном случае не только дает мандат доверия тому или иному лидеру, но и высказывает свое мнение. Императивные высказывания занимают в политике весьма значительное место»21.

     Какую бы из функций общественного мнения мы не взяли бы: экспрессивную, консультативную, директивную и т.д. их проявлению практически всегда предшествует оценка объекта, на который направлено внимание. Эта оценка может быть как позитивной, так и негативной, а порой просто нейтральной, но обязательно будет  присутствовать в общественных суждениях. В связи, с чем будет правильно выделить ещё несколько функций общественного мнения.

     Самой первой функцией из производных нужно назвать оценочную функцию или оценочное мнение, потому что данная функция является одной из самых распространенных. В её компетенцию входит выражение определенного отношения к тем или иным фактам, событиям, проблемам, процессам социальной действительности22.

     В оценочном мнение больше эмоций, чем  аналитических выводов, умозаключений. Но неправильно говорить об общественных суждениях, выполняющих данную функцию, как о наименее содержательной из всех тех, что могут исходить от народа. Действительно, чаще всего результатом  оценочной деятельности общественного  мнения вступают скупые «да» или «нет», «за» или «против», «хорошо» или  «плохо». Однако не всегда скупые по форме  выражения могут являться таковыми и по содержанию. За простыми изречениями  могут скрываться настоящие переживания  народа, его огромный социальный опыт, мудрость, активная жизненная позиция  и т. д. Но не нужно абсолютизировать содержательность оценочного мнения. Во-первых, потому что еще не все  народные высказывания адекватно отражают реальные факты, события и вытекают из правильного осознания массами  своих коренных интересов. Во-вторых, нет нужды общественному мнению «да» или «нет, «за» или «против» разворачивать в содержательном плане. Не нужно подкреплять аналитическими и конструктивными рассуждениями. Здесь всё зависит от объекта  общественного мнения, общезначимости, масштабности проблемы, предложенной ему для оценки.

     Следующими, не менее важными видами общественного  мнения являются аналитическое и конструктивное, которые «тесно связаны между собой: принятие какого-либо решения требуют глубокого и всестороннего анализа, для чего необходимы элементы теоретического мышления, а порой и напряженной работы мысли. Но по своему содержанию аналитическое и конструктивное мнения не совпадают»23. Аналитическая (конструктивная) функция связана с принятием какого-либо решения, требующего глубокого и всестороннего анализа.

     Также нужно обратить внимание на информационную функцию общественного мнения, т.к. с каждым годом расширяется информационная база выработки и принятия решений, и с каждым годом возрастает потребность во включении в неё сведений, исходящих от широких масс. Своеобразие данной функции определяется тем, что общественное мнение собирает в себе различные виды социальной информации – политическую, экономическую, идеологическую, психологическую и другую, причем такую информацию, которая связана с живым опытом населения, А главное – самые разные пути и способы их разрешения. Регулярность обращения к общественному мнению, как информационному источнику повышает управленческую ценность принимаемых решений, а, кроме того, активизирует само общественное мнение, стимулирует процессы его формирования, возникновения и функционирования24.

     Анализируя  функциональные возможности общественного  мнения, можно заметить, что нередко  значимость его суждений выходит  далеко за пределы общества, в условиях которого оно функционирует, приобретая тем самым международное, внешнеполитическое значение. Это происходит в том случае, когда объектом общественного внимания становятся вопросы жизненно важные не только для народа данной страны, но и для народов других стран, всего человечества. В первую очередь такой особенностью отличается общественное мнение по вопросам мирного сосуществования государств, взаимного экономического и культурного сотрудничества, соблюдение элементарных прав человека, охраны окружающей среды и т. д. Следовательно, в зависимости от масштабности, и политического характера проблемы общественное мнение может выполнять как внутриполитическую функцию, так и внешнеполитическую функцию. Первая находит своё проявление по вопросам, представляющим интерес для данной страны, вторая же служит основой для становления, развития и проявления межгосударственного мирового общественного мнения. Чаще всего общественное суждение, имеющее внешнеполитический характер, контролируют состояние международной атмосферы, стоят на страже мирового, поступательного развития человеческой цивилизации25.

     Важно уточнить «отчего зависит проявление той или иной функции общественного мнения? Во-первых, необходимость проявления любой из них диктуется характером и содержанием объекта мнений. Во-вторых, активная деятельность конкретной функции зависит от степени зрелости субъекта мнения, его политического, идейно-нравственного и культурного уровня, что и предполагает диапазон и глубину проявления данной функции. В-третьих «вызов к действию» какой-либо функции во многом обусловлен конкретной социальной ситуацией, которая может усиливать или ослаблять её проявления»26. Но для чего же нужно изучение общественного мнения и его функций? Дело в том, что «изучение общественного мнения позволяет уловить (при объективном анализе) малейшие его оттенки, тенденции его изменения, уточнить количественное соотношение между различными его оценками, узнать реальную расстановку политических сил»27. 

     2.2 Типология общественного  мнения.

     Выделяют  следующую типологию общественного  мнения.

     1. По степени развитости общественные мнения делятся:

     - зарождающиеся;

     - активно формирующиеся;

     - вполне сложившиеся;

     - угасающие (утрачивающие свою актуальность).

     2. По степени соответствия общественным  потребностям  общественные мнения делятся:

     - актуальные (современные);

     - прогрессивные (устремленные в будущее);

     - реакционные (характеризуются отставанием общественного мнения от текущих общественных процессов).

     3. По субъектно-количественным признакам общественные мнения делятся:

     - индивидуальные;

     - групповые;

     - коллективные;

     - общественные.

     4. По степени истинности общественные мнения делятся:

     - истинные;

     - ложные.

     5. По степени устойчивости общественные мнения делятся:

     - устойчивые;

     - изменчивые.

     6. По степени ясности общественные мнения делятся:

     - ясные;

     - расплывчатые.

     По  иным признакам выделяют такие виды общественных мнений, как господствующие и оппозиционные, официальные и неофициальные, консервативные и новаторские, запоздалые и своевременные и т.д.  
 
 

                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Подводя итог всему вышесказанному, нужно  заметить, что феномен ”общественное мнение” принадлежит к числу таких социальных явлений, которые привлекают внимание мыслителей с давних времен.

       Однако общественное мнение это такое социальное явление, которое только начинает развиваться, как самостоятельный общественный феномен.

     Так же можно сказать о том, что  общественное мнение зависит от того общества, в котором оно формируется  и развивается, от принципов этого  общества, от культурных ценностей  и степени демократизации общественного  строя. Содержание общественного мнения - показатель глубины отражения, познания исторических процессов, выражения их оценки с точки зрения интересов социальной группы, класса, народа в целом. Общественное мнение и общественное сознание находятся в сложных связях и отношениях.

     Общественное  мнение является главным предметом PR-воздействия на общественность.

     Общественное  мнение – это коллективное оценочное  суждение группы общественности по поводу социально значимых проблем.

     Если  обращаться к индивидам общества, объекту и субъекту общественного мнения то можно сказать, что в своем единичном представлении общественное мнение, действительно выражает желания и потребности каждого индивида. Но в его полной совокупности общественное мнение выражает мнение большинства.

     Основу содержания общественного мнения составляют события, процессы, явления, факты и они являются объектом общественного мнения. А социальные группы, отражающие эти события, процессы, явления, факты, являются субъектами общественного мнения.

     Так же мы смогли заметить, что у общественного мнения есть своя форма, сущность, критерии, функции и т.д., как и любого социального явления. Это в очередной раз доказывает, что общественное мнение представляет собой социальный институт. А что касается его функций, то они направлены на более точное и обусловленное социальными законами развитие общественного мнения. Функции общественного мнения составляют важнейшую содержательную характеристику данного социального явления. В процессе управления общественным мнением необходимо учитывать следующие его характеристики: направленность; интенсивность; стабильность; информационную насыщенность; социальную поддержку.

     Не  стоит забывать о  том, что как бы ни функционировало и прогрессивно не развивалось общественное мнение в нашей стране, ему всё равно не уделяют должного внимания. По моему мнению, стараясь «выдать желаемое, за действительное» исследователи общественного мнения каждый раз пытаются управлять общественным мнением. А, ведь, общественное мнение в его собственном проявлении, это своеобразный регулятор всех общественных процессов, которые происходят в обществе. Более точное изучение общественного мнения, я считаю, поможет избежать многих проблем, с которыми сталкиваются власти при управлении государством.

Информация о работе Функции и типология общественного времени