Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 23:17, контрольная работа
Государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности осуществляют в исполнительном комитете городской, районной (в городе) Рады народных депутатов или в районной рады по местонахождению руководящего органа (правление, дирекции и др.) или местопроживанием субъектов бизнеса.
Лицензирование представляет собой одно из средств государственного регулирования рынка – единую систему оценки условий, содержания и результатов предпринимательской деятельности.
В рассматриваемой ситуации правомерна будет и постановка вопроса о взыскании в пользу предпринимателя убытков в виде дополнительных расходов на вынужденное создание предприятия либо расходов по оплате услуг адвоката по оспариванию в суде необоснованного отказа в выдаче лицензии.
После получения документа, подтверждающего наличие лицензии, индивидуальный предприниматель вправе осуществлять указанный в этом документе вид деятельности. При этом передача лицензиатом своих прав и обязанностей, возникающих в связи с осуществлением лицензируемой деятельности, не допускается.
Лицензия – срочный документ. В соответствии со статьей 8 Закона N 158-ФЗ срок действия лицензии должен был устанавливаться положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не мог быть менее 3 лет. При этом федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности мог устанавливаться бессрочный характер действия лицензий.
Статьей 8 нового
Закона определяется, что срок действия
лицензии не может быть менее пяти
лет и по его окончании может
быть продлен по заявлению лицензиата.
Продление срока действия лицензии
производится в порядке, установленном
для переоформления документа, подтверждающего
наличие лицензии. Таким образом,
принятым Законом подтверждается норма
о том, что положениями о
При определенных
обстоятельствах, например в случаях
изменения имени и места
Каким документом
может быть подтверждена утрата документа
о наличии лицензии, в Законе не
указано. Представляется, что осуществление
соответствующей деятельности без
переоформления документа о наличии
лицензии в случае его утраты не
может рассматриваться как
Лицензия теряет
юридическую силу в случае прекращения
действия свидетельства о
Следует также
отметить, что лицензирующие органы
имеют право приостановить
Новым Федеральным
законом предусмотрена
- если нарушение
лицензиатом лицензионных
- если лицензиат
в установленный срок не
По своей юридической
природе приостановление
Так, по Таможенному
кодексу отзыв лицензии, выданной
таможенным органом РФ на осуществление
определенного вида деятельности, рассматривается
в качестве самостоятельного взыскания.
Это взыскание может
С точки зрения
Кодекса об административных правонарушениях
приостановление действия лицензии
нельзя рассматривать как
Однако некоторые
авторы, определяя юридическую природу
приостановления и
В юридической
литературе приостановление действия
лицензии и аннулирование лицензии
нередко относят к мерам
Можно присоединиться к высказанной в юридической литературе точке зрения, в соответствии с которой «трудно признать правильной позицию законодателя (автор цитаты имеет в виду новый Кодекс об административных правонарушениях), исключившего из системы наказаний отзыв лицензий, не включившего в перечень обеспечительных мер приостановление лицензий. Это большой подарок чиновничеству, системе административного произвола. Отзыв (приостановление) лицензий применяется и будет применяться. Включение отзыва в число административных наказаний означало бы, что такая суровая санкция применяется с соблюдением всех принципов, положений, процессуальных гарантий, закрепленных КоАП РФ (регулирование только законом, применение только судом, соблюдение правил расследования, рассмотрения дел и др.)».
Существующая практика свидетельствует о том, что деятельность хозяйствующих субъектов без лицензии или с нарушением условий лицензирования является весьма распространенной. Естественно, это препятствует нормальному ходу экономических отношений, а для нарушителей могут наступить неблагоприятные последствия в виде ответственности: гражданско-правовой, административной либо уголовной.
Отдельные виды
деятельности, перечень которых должен
быть определен законом, могут
осуществляться только на основании
специального разрешения (лицензии).
В российском праве
такое понятие, как «лицензирование
предпринимательской
Закон определил основные принципы осуществления лицензирования:
• обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
• установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
• установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
• установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
• гласность и открытость лицензирования;
• соблюдение законности
при осуществлении
Таким образом, можно увидеть два параллельных направления: выдача лицензий и контроль за соблюдением лицензионных требований и условий.
Под лицензией
понимается разрешение (право) на осуществление
лицензируемого вида деятельности при
обязательном соблюдении лицензионных
требований и условий, выданное лицензирующим
органом юридическому лицу или индивидуальному
предпринимателю. Лицензия выдается отдельно
на каждый лицензируемый вид
Лицензия должна содержать следующие реквизиты:
• наименование органа, выдавшего ее;
• наименование,
юридический адрес и
• разрешенный
вид деятельности;
• область действия
лицензии;
• особые условия
осуществления лицензируемой
• регистрационный номер, дату и сроки начала и окончания действия лицензии.
Известно, что должностные лица по собственному разумению вычеркивают или вписывают в выдаваемую лицензию некоторые направления деятельности. Это недопустимо. В лицензию могут быть включены по просьбе ее обладателя все виды не запрещенных законом операций в рамках данного направления деятельности, для ведения которых представлены необходимые обоснования.
Деятельность, на
ведение которой выдана лицензия
федеральными органами государственной
власти, может осуществляться на всей
территории Российской Федерации. Деятельность,
на ведение которой выдана лицензия
лицензирующим органом субъекта
РФ, может осуществляться на территории
данного субъекта РФ. На территориях
иных субъектов Российской Федерации
такая деятельность может осуществляться
при условии уведомления
Федеральными законами и положениями о лицензировании некоторых видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Правда, по заявлению соискателя лицензии она может быть выдана и на срок менее чем три года.
Сама процедура выдачи лицензии состоит из нескольких этапов в зависимости от разрешительного или заявительного порядка. В наиболее развернутом виде можно выделить четыре этапа:
а) подача предпринимателем соответствующих документов;
б) экспертиза поданных
документов специалистами, которая
практически не регламентируется и
полностью зависит от привлекаемых
или используемых специалистов, более
того, в некоторых территориальных
актах предусматривается
в) выдача лицензии
или отказ в выдаче, которые
осуществляются по определенным правилам,
предусматривающим, в частности, внесение
лицензионного сбора;
г) обжалование
принятого решения
Лицензирование
предпринимательской
Лицензирующие органы имеют право:
• проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соответствия осуществляемой им деятельности лицензионным требованиям и условиям;
• запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;
• составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
• выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки их устранения;
• выносить предупреждение лицензиату;
• осуществлять
иные предусмотренные
О фактах выявления
нарушений лицензионных требований
и условий государственные