Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 13:48, курсовая работа
В России, осуществившей рыночные преобразования, вследствие естественных интеграционных процессов концентрации производства и капитала, реструктуризации экономики сложились определенные формы объединений коммерческих организаций. Некоторые из них возникли в ходе разгосударствления крупных промышленных и производственных объединений, другие являются договорной формой кооперации коммерческих организаций. Объединения создаются также в результате обратного процесса - разукрупнения организаций, когда путем реорганизации или учреждения на месте одного юридического лица появляется группа хозяйственных обществ, включая основное и дочерние.
ВВЕДЕНИЕ
2
Глава 1. Концерны: сущность, определение, сравнение с другими формами интеграции
4
1.1
Концерн его виды и особенности
4
1.2
Сравнительные характеристики с другими видами интеграции компаний
7
Глава 2. Функционирование концернов (транснациональные корпорации) и их место в современной экономике
15
2.1
Вид концернов как транснациональных корпораций
15
2.2.
Крупнейшие российские ТНК. Оценка зарубежных инвестиций
17
2.3
Правовые и управленческие аспекты концернов
22
Глава 3. Становление и правовое регулирование концернов как интегрированных организационно-экономических структур
26
3.1.
Роль государства в формировании интегрированных организационно-экономических структур
26
3.2.
Особенности правового регулирования концернов
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
31
Список литературы
Консорциум - временный союз хозяйственно независимых фирм, целью которого могут быть разные виды их скоординированной предпринимательской деятельности, чаще для совместной борьбы за получение заказов и их совместного исполнения.
В качестве особенностей консорциумов можно назвать:
организация консорциума оформляется соглашением;
консорциум может создаваться с образованием и без образования юридического лица. Организационно-правовой формой консорциума в виде юридического лица может быть АО или другие хозяйственные общества;
как правило, в рамках консорциума участниками не формируется никаких организационных структур, за исключением небольшого аппарата (например, совета директоров консорциума);
компании, входящие в консорциум, полностью сохраняют свою экономическую и юридическую самостоятельность, за исключением той части деятельности, которая связана с достижением целей консорциума;
зачастую консорциумы являются бесприбыльными организациями;
целью создания консорциумов является объединение усилий для реализации конкретного проекта, обычно в сфере своей основной деятельности, осуществление капиталоемких проектов, в том числе международных, или совместное проведение крупных финансовых операций по размещению займов, акций;
компании могут одновременно входить в состав нескольких консорциумов, т.к. могут участвовать в осуществлении нескольких проектов.
Примером может служить консорциум нефтедобывающих компаний: Бритиш Петролеум, Шелл, Амко, Шеврон, Туркиш Петролеум, осуществлявших совместно с Государственной нефтяной компанией Азербайджана и российским АО “Лукойл” разработку нефтяных месторождений Азери и Чираг на шельфе Каспийского моря.
Консорциумы могут быть закрытыми и открытыми. В закрытом консорциуме компания-заказчик заключает контракт с каждым участником в отдельности. При образовании открытого консорциума все его участники подчиняются в части, касающейся целей консорциума, общему лидеру и несут солидарную ответственность по обязательствам консорциума в пределах своих долей участия.
Существенной чертой этой формы интеграции компаний становится их интернационализация. Для современных консорциумов характерно
В мировой практике наиболее часто встречаются следующие виды консорциумов, большинство из которых можно отнести к консорциумам финансового типа: банковский консорциум, консорциум-гарант, гарантийный консорциум, подписной консорциум, финансовый консорциум
Картель — объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании - соглашение о ценах, о рынках сбыта, объемах производства и сбыта, ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т.д. В первую очередь регулированию подлежит сбыт продукции.
Соглашение об образовании картеля не всегда бывает оформлено договором в письменном виде. Картельное соглашение часто существует негласно, в виде секретных статей, дополняющих какой-либо официальный текст, либо в устной форме “джентльменских соглашений”. Фирмы, вступающие в картельное соглашение, сохраняют свою юридическую, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность.
Для картеля характерно наличие следующих признаков:
договорный характер объединения;
это форма сговора группы производителей с целью полного или частичного уничтожения конкуренции между ними и получения монопольной прибыли;
сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия
совместная деятельность по реализации продукции
наличие системы принуждения, выявление нарушений и санкции к нарушителям.
Существует ряд факторов, определяющих эффективность деятельности картеля. Прежде всего, это участие в рассматриваемой организационной форме интеграции компаний основных производителей данной продукции и их согласие с политикой картеля. Отказ в участии в картеле некоторых ведущих производителей и обман, практикуемый отдельными участниками картеля, вместе со способностью покупателя переключаться на продукты-заменители могут подорвать контроль картеля над ценой продукции.
Синдикат - объединение однородных промышленных предприятий, созданное в целях сбыта продукции через общую сбытовую контору, организованную в форме особого торгового общества или товарищества (акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и т.п.), с которой каждый из участников синдиката заключает одинаковый по своим условиям договор на сбыт своей продукции.
Особенностями синдиката как организационной формы интеграции компаний являются:
сохранение участниками синдиката юридической, производственной, но ограничение коммерческой самостоятельности;
это разновидность картельного соглашения. Синдикаты позволяют устранить внутреннюю конкуренцию среди его участников;
осуществление зачастую через синдикатскую сбытовую контору или сбытовое общество также и закупок сырья для участников синдиката.
Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической.
Пул - (англ. pool букв. общий котел) - форма объединения компаний, отличающаяся тем, что прибыль всех участников пула поступает в общий фонд (котел) и затем распределяется между ними согласно заранее установленной пропорции.
В качестве особенностей пулов можно назвать:
эта организационная форма интеграции является одной из форм монополистических объединений компаний, разновидностью картелей;
объединение компаний в виде пулов имеет обычно достаточно временный характер;
в рамках пула устанавливаются правила распределения общих расходов и прибыли.
Трест — объединение, в котором входящие в него предприятия сливаются в единый производственный комплекс и теряют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность, а руководство их деятельностью осуществляется из единого центра. Общая прибыль треста распределяется в соответствии с долевым участием отдельных предприятий.
Особенностями трестов являются:
при этой форме интеграции объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий
сравнительной производственной однородностью деятельности, что проявляется в специализации на одном или нескольких аналогичных видах продукции;
в рамках треста объединяемые компании теряют свою юридическую, хозяйственную, производственную и коммерческую самостоятельность;
все объединяемые в трест предприятия подчиняются одной головной компании
Форма треста удобна для организации комбинированного производства, в случае межотраслевых объединений тресты представляют собой комбинаты.
Ассоциация — добровольное объединение юридических или физических лиц для достижения общей хозяйственной, научной, культурной или какой-либо другой, как правило, некоммерческой цели.
В качестве особенностей ассоциаций можно назвать:
это самая “мягкая” форма интеграции компаний;
ассоциация создается в целях кооперации деятельности рекомендательного характера;
возможна централизация определенных функций, в основном информационного характера;
члены ассоциации (союза) сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и права юридического лица;
ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов;
члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренными учредительными документами ассоциации;
члены ассоциации вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.
В соответствии с российским законодательством коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, могут по договору между собой создавать и регистрировать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.
Члены ассоциации вправе по своему усмотрению выйти из нее по окончании финансового года. В этом случае они несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации пропорционально своим взносам в течение двух лет с момента выхода. Член ассоциации может быть исключен из нее по решению остающихся участников в случаях и порядке, установленных учредительными документами ассоциации [4].
Все вышеперечисленные виды объединений рассмотрены на рис.1
Рис.1 Организационно-экономическая форма объединения предприятий
Таблица 1
Сравнительный анализ интеграции сфер хозяйственной деятельности
при различных формах объединения компаний
Сферы деятельности | Kонцерн | Kонгломерат | Kонсорциум | Синдикат | Ассоциация | Трест |
Производство | + | — | — | — | — | + |
Маркетинг, | + | — | — | + | — | + |
Финансы | + | + | — | — | — | + |
Учет | + | + | — | — | — | + |
Бизнес-планирование | + | + | + | + | — | + |
Условные обозначения:
(+) — централизация данной сферы деятельности в рамках организационной формы интеграции компаний;
(-) — децентрализация данной сферы деятельности в рамках организационной формы интеграции компаний.
II. Функционирование концернов
(транснациональные корпорации) и их место в современной экономике
2.1. Вид концернов как транснациональных корпораций
Размах деятельности концернов корпораций характеризуется огромными масштабами. Крупнейшие в мире корпорации все больше проникают на российский рынок, а вся послевоенная история западноевропейских стран, свидетельствует о том, что национальный капитал способен выдерживать конкуренцию с ними только в том случае, если он сам структурируется в мощные финансово-промышленные образования, адекватные международным аналогам и способные проводить активную внешнеэкономическую политику.
В нашей стране уже начинают возникать и развиваться крупные российские концерны – финансово-промышленные группы (ФПГ), которые в перспективе должны занять достойное место среди крупнейших транснациональных корпораций мира. В связи с этим очень полезно обратиться к зарубежному опыту, рассмотреть критерии отнесения компаний к транснациональной корпорации (в дальнейшем ТНК) , этапы их развития и виды, тем более что большинство западных корпораций относится к более зрелым типам ТНК по сравнению с нашими российскими.
Корпорация – утвердившееся в англоязычных странах название акционерного общества.
Транснациональная корпорация – это комплекс, использующий в своей деятельности международный подход и предполагающий формирование транснационального производственного, торгового и финансового комплекса с единым центром принятия решений в стране базирования и с филиалами в других странах.
Характерной чертой ТНК является сочетание централизованного руководства с определенной степенью самостоятельности входящих в нее и находящихся в разных странах юридических лиц и структурных подразделений (филиалов, представительств).
ТНК использует комплексную глобальную философию бизнеса, предусматривающую функционирование компании как внутри страны, так и за рубежом. Обычно компании такого рода прибегают в своей хозяйственной деятельности практически ко всем доступным операциям международного бизнеса.
Транснациональные корпорации – это международные компании. Они международны по характеру своей деятельности: они владеют или контролируют производство продукции (или услуг) вне пределов страны базирования, в разных странах мира, располагая там свои филиалы, функционирующие в соответствии с глобальной стратегией, разрабатываемой материнской компанией.
Информация о работе Концерны организация,становление,функционрование