Корпоротивное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 17:24, курс лекций

Описание

1. Понятие, предмет и метод КП. Понятие Корпоративного права.
Корпоративное право – подотрасль гражданского права, нормы которой направлены на регулирование общественных отношений по организации и деятельности предприятий и организаций, выступающих субъектами гражданского права. В РФ корпоративное право часто называют правом хозяйственных товариществ и обществ.
Существует еще одно определение. Корпоративное право – это система общеобязательных для корпорации норм, которые устанавливаются органами управления корпорации и выражают волю ее членов. Нормы корпорации обязательны для исполнения всеми участниками корпорации и охраняются силой корпоративного принуждения.Т.о. существует двоякое толкование корпоративного права. В узком смысле – это система правил, установленных собственником или администрацией коммерческой организации и регулирующая правоотношения внутри данной организации.
В широком смысле – это совокупность юридических норм, регулирующих правовой статус, порядок создания и деятельности хозяйственных товариществ и обществ (коммерческих организаций). При более детальном рассмотрении можно сделать вывод о едином смысле трактовок КП, т.к. все правила, установленные организациями не должны противоречить действующему законодательству РФ.
Предмет КП. Предмет КП – это совокупность общественных отношений, возникающих по поводу создания, деятельности и правового положения хозяйственных субъектов (КО). Говоря о предмете КП необходимо подчеркнуть его специфику, т.к. КП является не самостоятельной отраслью, а лишь подотраслью ГП, т.е. выступает его составной частью.
При этом КП является подотраслью достаточно узкой специальности. Для КП особое значение имеет правовое регулирование субъектного состава гражданских правоотношений, - а именно юридических лиц, в числе которых выделяют коммерческие организации. Регулирование субъективного состава гр. Правоотношений входит так же в сферу других подотраслей ГП (коммерческого, предпринимательского, акционерного, хозяйственного права), однако предмет КП несколько шире и говорить здесь можно о сходстве предмета регулирования КП и других подотраслей.
Метод КП. К числу методов КП следует причислить императивные и диспозитивные методы.

Работа состоит из  1 файл

корпаротив прав.docx

— 241.15 Кб (Скачать документ)

 

 
1. Понятие, предмет  и метод КП. Понятие Корпоративного права.

Корпоративное право  – подотрасль гражданского права, нормы которой направлены на регулирование общественных отношений по организации и деятельности предприятий и организаций, выступающих субъектами гражданского права. В РФ корпоративное право часто называют правом хозяйственных товариществ и обществ.

Существует еще одно определение. Корпоративное право – это система общеобязательных для корпорации норм, которые устанавливаются органами управления корпорации и выражают волю ее членов. Нормы корпорации обязательны для исполнения всеми участниками корпорации и охраняются силой корпоративного принуждения.Т.о. существует двоякое толкование корпоративного права. В узком смысле – это система правил, установленных собственником или администрацией коммерческой организации и регулирующая правоотношения внутри данной организации.

В широком смысле – это совокупность юридических норм, регулирующих правовой статус, порядок создания и деятельности хозяйственных товариществ и обществ (коммерческих организаций). При более детальном рассмотрении можно сделать вывод о едином смысле трактовок КП, т.к. все правила, установленные организациями не должны противоречить действующему законодательству РФ.

Предмет КП. Предмет  КП – это совокупность общественных отношений, возникающих по поводу создания, деятельности и правового положения хозяйственных субъектов (КО). Говоря о предмете КП необходимо подчеркнуть его специфику, т.к. КП является не самостоятельной отраслью, а лишь подотраслью ГП, т.е. выступает его составной частью.

При этом КП является подотраслью достаточно узкой специальности. Для КП особое значение имеет правовое регулирование субъектного состава гражданских правоотношений, - а именно юридических лиц, в числе которых выделяют коммерческие организации. Регулирование субъективного состава гр. Правоотношений входит так же в сферу других подотраслей ГП (коммерческого, предпринимательского, акционерного, хозяйственного права), однако предмет КП несколько шире и говорить здесь можно о сходстве предмета регулирования КП и других подотраслей.

Метод КП. К числу методов КП следует причислить императивные и диспозитивные методы.

Диспозитивный метод означает, что законодатель предоставляет  субъектам правоотношений право  самостоятельного выбора между несколькими  вариантами поведения. Например, диспозитивный  метод может выражаться в том, что законодатель предоставил субъектам  корпоративной деятельности полную свободу в выборе конкретной организационно – правовой формы деятельности корпорации. Императивный метод предполагает обязанность  субъекта поступать каким либо определенным в законе образом или запрещает совершать определенные действия, т.е. для корпорации остается один вариант поведения, определенный законодателем. Императивные методы интегрируются в КП из отраслей публичного права – административного, финансового и т.п. 
2. Признаки корпоративных отношений. К хозяйственным субъектам, в корпоративно – правовом смысле относятся коллективные субъекты (организации), занимающиеся коммерческой деятельностью. Для вхождения в сферу правового регулирования КП эти субъекты должны обладать специфическими признаками «корпоративности отношений» - понятия сложного и многогранного.

Существует несколько  признаков корпоративных отношений.

1. Признак социальности  корпоративных отношений. Социальность корпоративных отношений включает в себя элементы социальной организации субъектов и упорядочивания их поведения. "Социальность" отношения может рассматриваться двояко: как отношение между конкретными субъектами и как некий тип отношений, сложившихся и существующих в обществе. И в том и в другом случае наличие отношения предполагает взаимодействие субъектов. Корпоративная социальность – это часть общественных связей в сфере экономики, что позволяет выделять эти отношения из общей массы «квазикорпоративных отношений».

2. Волевой признак. Волевой признак корпоративных отношений представляет собой форму ограничения воль субъектов – участников, которая отражает перераспределение между ними экономических возможностей в сфере отношений собственности, т.е. как отношения собственности с множественным составом субъектов – участников (собственников). Иными словами, собственники должны желать образования волевой организации, с которой они и мыслят цель своей деятельности. При этом социально – экономические отношения формируются как волевые, направленные на установление связи до этого не связанных субъектов. Согласованность воль субъектов по поводу имущества ведет к взаимной утрате независимости по отношению к вещи.

3. Признак перераспределения  власти на имущественные объекты. Данный признак означает распределение объемов власти и установление степени обобщенности имущественных объектов.

Под обобщением имущественного объекта следует понимать перераспределение  власти между субъектами на этот объект, в результате чего имущество конкретного  участника (по общему правилу) становится "подвластным" всем участникам корпоративных  отношений.

Обобщенность имущественных  объектов участников может быть различной. Помимо того, что участники обладают одинаковыми или разными (основной и зависимой) степенями власти (присвоения), обобщенность имущественных объектов в корпоративных отношениях может возникать либо через ограничения власти участников без формирования общего (единого) имущественного объекта, либо через формирование общего (единого) имущественного объекта. Соответственно, следует выделить, в зависимости от степени обобщенности имущества участников, корпоративные отношения без формирования общего (единого) имущества и корпоративные отношения с формированием такого.

4. Признак саморегулятивности корпоративных отношений. Данный признак предполагает алгоритмизацию последовательности и порядка действий субъектов – участников и введение внутрикорпоративных санкций за неисполнение корпоративно – принятых общих решений.

5. Признак обобщения  имущества и обобщения деятельности  участников.Данный признак предполагает высшую степень партнерства, т.к. соединяет и объединение имущества (единую корпоративную собственность) и объединение деятельности (единой корпоративной деятельности участников).

6. Признак самостоятельной  гражданско – правовой ответственности. Каждая корпорация самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам.

7. Выступление  в гражданском обороте от собственного  имени. Использование корпорацией собственного наименования позволяет отличить его от всех иных организаций и поэтому является необходимой предпосылкой гражданской правосубъектности корпорации.  

3. Функции и  цели КП. Функции правового регулирования корпоративных отношений – это деятельность по решению стоящих перед подотраслью права задач, которые осуществляются компетентными государственными органами, полномочными в соответствии с законодательством решать вопросы регулирования корпоративных отношений. Функции тесно связаны с целями и задачами.

Целями КП являются: 1. Установление правового статуса хоз. организаций.2. Определение порядка образования хоз. организаций.3. Определение порядка деятельности хоз. организаций.

Целям КП соответствует ряд  задач, которыми, прежде всего, являются определение правовых статусов хоз. организаций, а именно: АО, ООО, товариществ  и т.д. 

4. Система КП. Говоря о КП как подотрасли ГП можно утверждать, что КП право является подсистемой ГП, касающейся не всех юридических лиц вообще, а определенной группы организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью в качестве основной. Система корпоративного права как подотрасли ГП включает в себя следующие разделы:

1. Общие положения о  хозяйственных товариществах и  обществах.

2. Правовое положение полного  товарищества.

3. Правовое положение товарищества  на вере.

4. Правовое положение ООО.

5. Правовое положение ОДО.

6. Правовое положение АО.

7. Правовое положение дочерних  и зависимых обществ. Относительно  места ПК в системе корпоративного  права существуют противоположные  мнения. Одни ученые считают ПК  корпорацией, другие нет, в  силу наличия в ПК личного  трудового участия.

Система КП включает в себя необходимые элементы – принципы, институты, нормы. К принципам КП можно отнести рассмотренные  выше признаки корпоративных отношений. Институты КП представляют собой, такие  как: учредительный договор, гос. регистрация, ответственность и т.п.

Нормы КП содержаться в  ГК и специальных законах.

Система корпоративного законодательства является выражением системы права. Традиционно выделяют общую и  особенную части, различающиеся  по сфере регулирования. Общая часть  содержит нормы общего характера, относящиеся  ко всем или большинству субъектов. К общим нормам корпоративного законодательства относятся вопросы об общем статусе  коммерческих организаций. Особенная  часть содержит конкретные положения  о статусе отдельных видов  товариществ и обществ, зависимых  организаций и т.д. 

5. Корпоративное  право как наука и учебная  дисциплина. Как наука и учебная дисциплина КП иные функции, нежели как подотрасль права. Наука изучает те общественные явления, которые подотрасль регулирует. Наука КП выполняет следующие функции:

1. Прогностическую. Выделяет  закономерности развития определенных  правовых явлений и прогнозирует  последующие этапы их развития.

2. Гносеологическая. Накапливает  сумму определенных знаний о  предмете, а именно отличительных  признаков, закономерностей, теоретической  базы, понятийного аппарата, правовых  категорий.

3. Идеологическая. Формирует  правовые взгляды и правовую  идеологию.

Система науки КП содержит все разделы системы подотрасли КП + дополнительные разделы – история КП, история КП зарубежных стран, предмет, метод, место КП в системе российского права и т.д.

Как учебная дисциплина КП по ряду признаков отличается от науки. Цель учебной дисциплины состоит  в научении, выработке способности  к необходимому анализу законодательства в сфере корпоративных отношений, практики его применения. 

6.Соотношение КП  и других отраслей права.  Выделяют следующие направления соотношения:

1. Соотношение с другими  подотраслями гражданского права.

· С акционерным правом.

· С коммерческим правом.

· С предпринимательским  правом.

Соотношение с данными  подотраслями проявляется в регулировании правового положения субъектов предпринимательской деятельности различных организационно – правовых форм.

2. Соотношение с финансовым  правом.Объекты налогообложения у корпораций формируются на основе гражданского права и являются объектами гражданских правоотношений, на основе которых строятся налоговые правоотношения, в соответствии с налоговым правом.

3. Соотношение с административным  и уголовным правом.Историки права видят зарождение корпоративных отношений еще в древнем мире, т.е. до н.э.Так, примерно в середине II тыс. до н.э. в Месопотамии, Древнем Египте, Китае появились объединения лиц для осуществления земледельческой и ремесленной деятельности, преследовавшие общие экономические цели и предполагавшие добровольное участие в них индивидов.

В середине V в. до н.э. в Древней  Греции существовали торговые товарищества. Совместная деятельность купцов, занимавшихся торговлей, основывалась как на собственных, так и на заемных ресурсах и  сопровождалась заключением товарищеского  договора. Были известны также земельные  товарищества, товарищества для совместного  сбыта товаров.

Правовая основа корпорации впервые появились в Риме, термин "корпорация" происходит от латинского выражения, обозначающего права  юридической личности, однако окончательного признания гражданско-правовых союзов как равных с физическими лицами субъектов права в Риме так  и не произошло.

Первоначально в Риме частные  корпорации, религиозные общины и  профессиональные союзы ремесленников  представляли собой не юридические  лица, а объединения, напоминающие простые  товарищества. Отношения третьих  лиц строились не с корпорацией  в целом, а с каждым участником, общее же имущество корпораций рассматривалось  как принадлежащее каждому из его участников в определенной доле либо как принадлежащее одному из участников - казначею, ведущему дела объединения  и ответственному перед его членами. Но уже тогда выделялись различия между римскими союзами и гражданско-правовыми  товариществами.

Наибольшее развитие товарищеские объединения получили в Древнем  Риме. В IV - I вв. до н.э. здесь стали  возникать финансовые объединения  римских граждан, желающих за счет различных  финансовых предприятий увеличить  собственные капиталы. Так было положено начало образованию объединений, не только преследующих общие цели, но и предусматривающих объединение  финансовых ресурсов, концентрацию капиталов. Однако своего расцвета товарищеские объединения достигли в период Римской  Империи (I - IV вв. н.э.), приобретая формы  финансовых товариществ, товариществ  по организации морских предприятий  и т.д. Товарищеские объединения  уже тогда основывались на договорах, заключавшихся для достижения общей  хозяйственной цели, предполагавших личное участие и, главное, - объединение  имущества. Организация таких товариществ предусматривала внесение вкладов, распределение долей участия, действия каждого участника, хотя и в интересах всех товарищей, но от своего имени. Эти товарищеские объединения получили название "societas" и не представляли собой еще единого субъекта.

В Древнем Риме существовали и иные организации, которые имели  с товарищескими объединениями  ряд сходных признаков. Данные организации  также создавались для реализации общих целей их участников, для  чего производилось объединение  имущества и деятельности последних. Между тем эти организации  базировались на несколько других организационных  началах, чем товарищества, а потому назывались "corpus" или "universitas", что означало единство данных объединений как объединений совокупности лиц.

Поэтому значение слова "corpus" можно рассматривать как тождественное значению слова "объединение", а сам термин "corpus" (или однокоренные с ним термины) - использовать при характеристике различного рода объединений лиц (их имущества и деятельности), именуя подобные объединения общим названием - объединения корпоративного типа. 

2. Корпорации в  средние века. Историческое понятие корпораций относится к цеховому способу организации деятельности в средневековой Западной Европе, истоком корпораций являются торговые гильдии, которые возникали для организации торговли и продвижения товара в чужие страны, ассоциации купцов пока не ставили своей целью ведение за общий счет совместного дела, а только стремились к тому, чтобы добиться покровительства.

Информация о работе Корпоротивное право